Хозяйство как объект философского исследования

Хозяйство как объект философского исследования

План

1. Введение

2. Тайна хозяйства

3. Что такое философия хозяйства

4. О философии хозяйства

5. Специфика хозяйства как объекта философского исследования.

6. Литература.

1. Введение

Хозяйство - жизнь, а жизнь - хозяйство! Четкое, но и достаточно

неопределенное высказывание. Именно достаточно, а не, скажем, довольно, ибо

жизнь безгранично содержательна и фундаментально неуловима — разве можно о

ней выразиться сколько-нибудь предельно? Однако высказывание все-таки

четкое — если чуть-чуть подумать: от чего же в самом деле отталкиваться в

понимании хозяйства, как не от жизни?

Можно, конечно, от мира вообще, как и от бытия вообще, но от жизни,

несомненно, лучше: жизнь и жива, и конкретна, и близка, равным образом,

глубока, высока, масштабна.

2. Тайна хозяйства.

Все на свете загадка, как говаривал Ф.М. Достоевский, но жизнь явно

загадочнее всего, исключая лишь Бога и Абсолют.

И хотим уж коли жизнь, то жизнь непременно кого-то, и уж коли речь о

ней ведет человек, то жизнь, конечно же, человека, соответственно и

хозяйство человека. Человека! Это означает не просто жизнь человека, как

той же стрекозы, но жизнь от человека, т. е. не жизнь вообще живущего

человека, а жизнь человека, жизнь дающего—поначалу самому человеку, а

затем, что особенно важно, и любому другому, с жизнью человека связанному.

Само слово «жизнь» по самому своему внутреннему звучанию близко слову

«исход», как, собственно, и слову «знание», — вот почему жизнь

предпочтительнее мира вообще и бытия вообще, хотя здесь нет большого

противоречия — можно и о мире говорить, и о бытии... а вот о жизни все-таки

предпочтительнее, ибо исход здесь и знание, что как раз, и есть жизнь,

одинаково... и хозяйство, т. е. давание и делание жизни, которая - при этом

является и сама по себе даванием и деланием, следственно хозяйством,

которое есть момент жизни, но такой момент, который и есть, сама жизнь.

Если от человека, то от сознания (вот опять знание, которое в

сознании), — и если от сознания, то хозяйство, которое от человека,

человеком и для человека, есть поэтому осознавание — как знание и как

оплодотворение знанием — всего, что либо есть жизнь, либо с ней связано, т.

е. превращение жизни и всего вокруг в некую осознанность. Направил на что-

то сознание, уловил, запечатлел, попал, а потом и сделал что-то, что-то

дал, что-то сотворил, глядишь, и захозяйствовал, следовательно, зажил,

следовательно, даешь и делаешь, жизнь.

Жизнь как обеспечение ее сознанием — осознавание жизни, вот поэтому-то

жизнь и есть хозяйство, а хозяйство — жизнь!

Хозяйство — обеспечение жизни, что, конечно же, верно, но через

сознание, а сознание — организм и свойство организма, а потому хозяйство —

от организма, его нутра, когда принимаются те же решения, и его внешнего

действия, когда эти решения выполняются.

Именно поэтому слово «хозяйство» можно вполне сопрягать со словом

«хождение», если не прямо от него и выводить, ибо в этом-то хождении —

умом, руками и ногами, т. е. в некой специфической целеположенной динамике

человеческого организма, исключая, разумеется, чистую внутреннюю физиологию

— тот же внутриорганизменный обмен веществ, и сокрыта реализация хозяйства

и жизни — попробуй-ка поживи, не думая и не ходя, разве лишь с умом другого

и хождением другого, т. е. уже при полном паразитизме, но паразитизм — не

хозяйство, а в полном смысле слова антихозяйство. А вот давание и делание —

с умом и при хождении, это как раз и есть хозяйство, то самое ведение

жизни, или ее изведение, или производство, или даже вождение — хотя бы от

любимого всеми, но ограниченного, по сути, домо-водства.

На языке, близком к науке, жизнь как хозяйство можно представить как

жизнь в целостности, однако взятую в организационно-производительном

аспекте, отчего сразу же являются пред нами решения и действия, давания и

делания, изведения и произведения, т. е. в целом производство ... но

сначала жизни—как жизни человека, затем самого человека вместе с его

сознанием, а затем уже всего необходимого для жизни и ее производства.

Хозяйство не ограничить ни вообще расчетом, ни эффектом, ни оптимизмом, ибо

хозяйство — жизнь, а жизнь — хозяйство!

Какая же здесь тайна, — спросят нас? О, великая тайна — ответим мы, ибо

если, к примеру, производство и потребление благ ради жизни более или менее

всем понятно, то сама по себе жизнь как благо, в особенности, неудачная,

корявая, искаженная, как-то уже и не совсем понятно, — и уже насколько

нелегко признать простое словосочетание: жизнь как хозяйство и хозяйство

как жизнь, хотя вроде бы все тут и вполне очевидно. Вот, допустим, если

сказать, что хозяйство есть обеспечение жизни, то, пожалуй, это и понятно,

а если вдруг заявить, что хозяйство, как и жизнь, имеет какую-то выходящую

за пределы простого обеспечения жизни цель, то, без всякого сомнения, это

совсем не так уж будет и ясно, ибо какова она, эта самая цель?

Выходит, что в самом феномене человека, немало непонятного, а лучше

сказать, трансцендентного, что не означает, что вовсе непонимаемого, даже

незнаемого, а как-то и понимаемого, и знаемого, но совсем не так, как это

бывает с очевидным знаемым и понимаемым, а уже по-другому — с признанием

какой-то фундаментальной незнаем ости и непонимаемости.

Знаю, что жизнь, а вот что это такое, откуда и зачем, да еще и почему

при этом непременно смерть, так органично жизни необходимая, не знаю,

точнее, что-то и знаю, но как бы обязательно предположительно - и никак

иначе!

Человек — существо относительное и имманентное (этому, т. е. ощущаемому

миру), оно имеет что-то и от Абсолюта, будучи все-таки по-особому

сознательным, как и что-то от трансцендентного, будучи для самого себя

тайной, но, имея все это, оно при этом не абсолютно и не полностью

трансцендентно, а потому никогда не будет иметь полного знания и понимания,

несмотря на всю свою любознательность.

Человек — тайна, жизнь — тайна, хозяйство — тайна!

Что же тогда остается, коли все вокруг тайна? А остается либо дружить с

этой тайной, даже ею втайне и гордиться — немного, раз уж человек до такой

тайны додумался, либо закрыть на тайну глаза, сделав вид, что ее совсем

нет, самодовольно утверждая себя существом нетаинственным, ни с какой

внешней тайной не связанным, ей никак не обязанным, а потому и от любой

тайны свободным.

В первом случае человек сакрален, ибо признает что-то совсем иное, не

«тутошнее», мало того, более высокое, чем он, к тому же начальное —

родительское, предтечевское, предчеловеческое, чему незазорно и

поклоняться, не говоря уже о том, чтобы прислушиваться, на что и

ориентироваться. Тогда и жизнь сакральна, и хозяйство сакрально. Все

давания и делания человека сакральны. Я не знаю, что стоит за тайной, но я

знаю саму эту тайну, следственно, я ознакомлен с нею, а потому тайна уже и

моя, и я ее описываю как тайну и взаимодействую с нею как с тайной, — и мне

от этого совсем даже не плохо, ибо я не одинок, я как-то по-таинственному

ведом, как по-таинственному и свободен. Я признаю высшее знание и высшую

мудрость, равным образом и высший закон, и высшее предустановление, и

высший промысел, не говоря уже о высшей воле. Соответственно я признаю

высшее слово, мне данное, да и сам мир, в котором нахожусь, рассматриваю

как мир данный — для жизни и хозяйства, данный как дар мне и как мне благо,

а потому я благо-дар-ен, несмотря на все трудности, в том числе и трудный

труд, на все проблемы, траты и жертвы, даже и на саму смерть, ибо за моей

жизнью и смертью есть еще что-то другое, высшее. И не унижение за этим

всем, а как раз наоборот — возвышение. И тайна для меня тогда — Господь

Бог, а я — сын Божий, и жизнь моя и хозяйство мое Божественны, хоть и мои,

— и все таинственные вопросы я разрешаю — пусть и не до конца — с Богом,

Его Словом, а то, что не до конца, меня особенно и не смущает, ибо так надо

по-доброму настроенной ко мне тайне. И еще: я, конечно же, уже не могу быть

без-ответ-ственным, не отвечать Богу, а потому я ответствен и серьезен, я

понимаю, что хорошо, а что плохо, я строю жизнь по-хорошему, а не по-

плохому, я и по-особому хозяйствую в данном мне мире, используя дарованною

мне свободу, пользуясь данным мне благом, т. е. благо-датью, но не

средствами только потребления, а и самой возможностью жить и хозяйствовать.

Во втором случае, когда никакой высшей и предвечной тайны для человека

нет, когда он сам по себе—свободный и без-ответ-ственный, ибо ответствовать

тут некому, когда он может делать все, что захочет, не испытывая внутренних

— в сознании — ограничений (тех же угрызений совести, которая есть со-

весть, т. е. сообразная Богу весть), получается, что и вполне понятно, что-

то совсем противоположное сакральному, т. е. уже не полное вовсе

таинственными смыслами, а как раз их лишенное, т. е. какое-то... пустое

хозяйство, оболочковое, формальное, механизменное, хотя при этом, может

быть, и по-своему очень даже умное. Именно так: или сакральное, или пустое,

ибо сакральному противостоит только пустота —она же и бездна (без-дна). А

коли пустота и бездна, то нет и Бога — в сознании. Отсюда и феномен, как

замечал русский философ И. Ильин, без-божиого хозяйства.

Но вот, что примечательно: с точки зрения человека, и для него пустое

хозяйство тоже имеет свою тайну, ибо из-за пустоты своей, разумеется, лишь

внутренней, оно тоже не слишком знаемо и понимаемо, но это уже какая-то

другая тайна, т. е. никак не связанная с тем, что принято называть не

просто тайной, но и таинством. Возникает совсем другая тайна — пустая, в

которой себя привольно чувствует как раз то, что обычно называется

бессмыслицей — не то что бы с отсутствием вообще всякого смысла, а с

обильным присутствием каких-то обессмысленных смыслов или антисмыслов. Тут

уже какое-то погружение в антимир, в котором свои особые смыслы,

становящиеся тайными именно из-за своей бессмыслицы. Речь здесь уже идет не

о заложенных в мир, в жизнь, в человека, в его хозяйство глубинных смыслах,

составляющих в основе сакральную тайну, а о возникающих в бешеном верчении

освобожденного от внутренней тайны мире неясностях, вообще не имеющих

возможности быть проясненными вне сакрального уровня, — и только в поле

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты