Жан Бодрийар - аналитик современного общества

материи и природных стихий, "пронизаны токами и течениями". Именно так, по

меньшей мере, мы их себе представляем. Они могут быть "намагничены" -

социальное окружает их, выступая в качестве статического электричества, но

большую часть времени они образуют "массу" в прямом значении слова, иначе

говоря, всё электричество социального и политического они поглощают и

нейтрализуют безвозвратно. Они не являются ни хорошими проводниками

политического, ни хорошими проводниками социального, ни хорошими

проводниками смысла вообще. Всё их пронизывает, всё их намагничивает, но

всё здесь и рассеивается, не оставляя никаких следов. И призыв к массам, в

сущности, всегда остаётся без ответа. Они не излучают, а, напротив,

поглощают всё излучение периферических созвездий Государства, Истории,

Культуры, Смысла. Они суть инерция, могущество инерции,власть нейтрального.

Именно в этом смысле масса выступает характеристикой нашей современности -

как явление в высшей степени имплозивное [тo есть не "взрывающееся", не

распространяющееся вовне, а, наоборот, вбирающее, втягивающее в себя], не

осваиваемое никакой традиционной практикой и никакой традиционной теорией,

а может быть, и вообще любой практикой и любой теорией.

Воображению массы представляются колеблющимися где-то между пассивностью и

необузданной спонтанностью, но всякий раз как энергия потенциальная, как

запас социального и социальной активности: сегодня они - безмолвный объект,

завтра, когда возьмут слово и перестанут быть "молчаливым большинством", -

главное действующее лицо истории. Однако истории, достойной описания, - ни

прошлого, ни будущего - массы как раз и не имеют. Они не имеют ни скрытых

сил, которые бы высвобождались, ни устремлений, которые должны были бы

реализовываться. Их сила является актуальной, она здесь вся целиком, и это

сила их молчания. Сила поглощения и нейтрализации, отныне превосходящая все

силы, на массы воздействующие. Специфическая сила инертного, принцип

функционирования [I'efticace] которой чужд принципу функционирования всех

схем производства, распространения и расширения, лежащих в основе нашего

воображения, в том числе и воображения, намеренного эти схемы разрушить.

Недопустимая и непостижимая фигура имплозии (возникает вопрос: применимо ли

к имплозии слово "процесс"?), о которую спотыкаются все наши рассудочные

системы и против которой они с упорством восстают, активизацией всех

значений, вспышкой игры всех означающих маскируя главное - крушение

смысла.”

Таким образом, роль социологии – не во влиянии, а, скорее, во флегматичной

констатации фактов поведения социума: “ Социология в состоянии лишь

описывать экспансию социального и её перипетии. Она существует лишь

благодаря позитивному и безоговорочному допущению социального. Устранение,

имплозия социального от неё ускользают. Предположение смерти социального

есть также и предположение её собственной смерти.

Термином "масса" выражено не понятие. За этим без конца используемым в

политической демагогии словом стоит рыхлое, вязкое, люмпенаналити-ческое

представление. Верная себе социология будет пытаться преодолеть его

ограниченность, используя "более тонкие" категории социо-профессионального

и классового, понятие культурного статуса и т. д. Стратегия ошибочная:

бродя вокруг этих рыхлых и некритических (как некогда "мана" –

сверхъестественная сила, согласно верованиям народов Меланезии и Полинезии

присущая определённым людям, животным, вещам и духам ) представлений, можно

пойти дальше, чем умная и критическая социология. Впрочем, задним числом

оказывается, что и понятия класса, социальных отношений, власти, статуса,

институции и само понятие социального, все эти слишком ясные, составляющие

славу узаконенных наук понятия, тоже всегда были только смутными

представлениями, на которых, однако, остановились с тайной целью оградить

определённый код от анализа.

Стремление уточнить содержание термина "масса" поистине нелепо - это

попытка придать смысл тому, что его не имеет. Говорят: "масса трудящихся".

Но масса никогда не является ни массой трудящихся, ни массой какого-либо

другого

социального субъекта или объекта. "Крестьянские массы" старого времени

массами как раз и не были: массу составляют лишь те, кто свободен от своих

символических обязанностей, "отсетчен" (пойман в бесконечные "сети") и кому

предназначено быть уже только многоликим результатом функционирования тех

самых моделей, которым не удаётся их интегрировать и которые в конце концов

предъявляют их лишь в качестве статистических остатков. Масса не обладает

ни атрибутом, ни предикатом, ни качеством, ни референцией. Именно в этом

состоит её определённость, или радикальная неопределённость. Она не имеет

социологической "реальности". У неё нет ничего общего с каким-либо реальным

населением, какой-либо корпорацией, какой-либо особой социальной

совокупностью. Любая попытка её квалификации является всего лишь усилием

отдать её в руки социологии и оторвать от той неразличимости, которая не

есть даже неразличимость равнозначности (бесконечная сумма равнозначных

индивидов 1+1+1+1 - это её социологическое определение), но выступает

неразличимостью нейтрального, то есть ни того, ни другого.”

Феномен 2000 года.

Обратный отсчет и конец света.

Информационный шум, поднявшийся из-за окончания одного тысячелетия и

начала другого не мог не привлечь внимания людей мыслящих. По мере

разворачивания компании «ожидания 2000 года» (с потаённым страхом),

становилось все яснее, что мы имеем дело скорее с PR-акцией; мистический

восторг, ожидание чего-то вновь проснулось в людях – как будто и не было ни

компьютерной эпохи, ни полетов в космос, ни интернета. Люди остались со

своими почти первобытными страхами и предчуствиями ужасающего чуда. Все

поколения перед чем-то единственным, очень редким (в переживании чего опыта

у людей нет). Бодрийар в работе [7] пишет:

«Мы ожидаем Года 2000 и сдерживаем наше дыхание. О чем бы мы не говорили, —

об Интернете, глобализации, Европе, единой валюте, клонировании, скандалах,

— единственный важный результат в конце столетия: конец столетия. Именно

благодаря концу столетия все другие события могут быть отложены. Это именно

то событие, которое может иметь непредсказуемые последствия. Фактически,

это не-событие, но роковое не-событие, вызванное своего рода числового

магией. Волшебное ожидание, вовсе не Божьего царства, как это было в Году

1000. Но все еще милленаристское, то есть околоисторическое или

внеисторическое.

Мы уже в ожидании Года 2000, в его тени, как если бы он был приближающимся

астероидом. Также, как любые выборы замораживают политическую жизнь на год

раньше срока, так и тень тысячелетия создает пустую воронку, засасывающую

целое столетие. Год 2000 корректирует все исторические требования вплоть до

стирания самих исторических отметок (и 20-го столетия тоже). Мы роемся в

архивах. Мы улаживаем старые счета. Мы восстанавливаем воспоминания

(включая память об ожидании Года 2000, как если бы он уже наступил). Мы

стираем и очищаем, чтобы успеть закончить столетие с политически корректным

итогом. Это, вообще говоря, вопрос исторического очищения. Весь 20-й век

под судом. И это ново. Ни одно из предыдущих столетий не делало этого. То,

что они делали, была история. То, что мы делаем, — испытание истории.»

Обратный отсчет завораживал людей, позволял прочувствовать и ощутить каждый

проживаемый день, “поймать” время. Есть нечто магическое в обратном отсчете

[7]: “Нет лучшей аллегории для фатального обратного отсчета, чем роман

Артура Кларка “Девять Миллиардов Имен Бога.” Общине тибетских монахов

поручено уточнить и перечислить все имена, данные Богу. Есть девять

миллиардов имен. Согласно пророчеству, в конце обратного отсчета, когда

последнее имя будет записано, мир придет к концу. Но монахи устают и, чтобы

дело двигалось быстрее, они обращаются к экспертам IBM, которые приходят на

помощь с охапкой компьютеров. Работа сделана за три месяца. Как если бы

мировая история закончилась за несколько секунд благодаря виртуальному

вмешательству. К сожалению, это еще и характеризует исчезновение мира в

реальном времени. Пророчество о конце мира, которое соответствует

исчерпанию всех имен Бога, становится истинным. При возращении с гор

техники IBM, до того не верившие ни слову в этой истории, видят, что все

звезды в небе исчезают одна за другой…”

Бодрийар также пишет о том, что самозабвенно разрушая собственную

реальность, наполняя ее информационными призраками, возможно, хотя бы в

конце тысячелетия мы осмотримся и увидим, что соткали нашу историю из

фантомов и лжи, что сами закрыли себе глаза на реальный мир [7]: “Ускорение

экстремальных явлений, вместе с бесконечной работой рециркуляции

[переработки], создает повторяющиеся ситуации, которые нельзя больше

объяснить историческими причинами (raison historique). Повторяющиеся

ситуации, такие, как войны, этнические конфликты, националистические и

религиозные восстания появляются постоянно. Мы могли бы называть их

призрачными событиями (ghost-events).

Даже когда мы думаем, что мы можем понять их, сравнивая с предыдущими

событиями, они уже больше не означают того же самое. Те же самые перипетии

(peripeties) не обязательно имеют то же самое значение в зависимости от

того, происходят ли они на восходящей или на нисходящей фазе истории, в

зависимости от того, являются ли они частью истории в создании или истории

в разрушении. Сегодня мы находимся в середине дефектной истории, истории,

которая разрушается (se defait). Именно поэтому эти события — призрачны.

Нам известен диагноз, который поставил Маркс Наполеону III, «маленькому»

Наполеону, — гротескное повторение первого Наполеона. Он подобен пародии,

случай деградации — по сравнению с оригиналом. История использует технику

повтора, чтобы идти вперед, в то время как фактически она возвращается.

История, повторяясь, превращается в фарс.

И мы могли добавить: Фарс, повторяясь, становится историей.

Текущий период демонстрирует нам множество примеров этого деградирующего и

исчерпанного повторения первых событий современности. Как таковая, нынешняя

эпоха могла бы действительно называться «постсовременной». Она

«постсовременна» в том смысле, что ее состояние — это состояние симуляции

или призрачности (spectrality) событий, для которой единственные подмостки

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты