Анализ факторов, определяющих прибыль на транспортном предприятии на примере ОАО Автосила

другим основаниям, допускаемым законодательством.

ОАО «Автосила» занимает площадь 5,9234 га, в том числе 0,2154 га —

территория общежития. На территории общества размещены производственные и

бытовые помещения следующей площадью:

- производственные здания — 14 407 м2;

- административные здания — 1 556 м2;

- складские помещения 1 085 м2.

Подвижной состав предприятия на 01.01.2000 года насчитывает 271

единицу, в том числе:

а) автомобили-самосвалы и бортовые автомобили — 218 единиц;

б) автомобили-тягачи, работающие на международных перевозках — 35

единиц;

в) автомобили хозпарка — 19 единиц;

г) прицепы — 91 единица;

д) полуприцепы — 39 единиц.

На предприятии наиболее распространены следующие марки автомобилей:

МАЗ, БелАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ИВЕКО, КРАЗ, РЕНО, ТАТРА и другие.

Характеристика и структура основных фондов ОАО «Автосила» представлена

в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика ОФ предприятия

|Наименование |Балансовая |Остаточная |Структура ОФ |

|основных фондов |стоимость |стоимость |(по |

| |ОФ на |ОФ на |балансовой |

| |01.03.99, |01.03.99, |стоимости), %|

| |млн. руб. |млн. руб. | |

|1. Основные производственные | | | |

|фонды, из них |278 443 |99 799 |96,22 |

|- здания и сооружения |56 079 |32 834 |19,36 |

|- передаточные устройства |2 534 |253 |0,88 |

|- машины и оборудование |19 643 |4 695 |6,79 |

|- транспортные средства |199 006 |61 448 |68,76 |

|- инструменты, | | | |

|производственный инвентарь |1 181 |569 |0,41 |

|2. Непроизводственные фонды |10 950 |10781 |3,78 |

|Всего |289 393 |110 580 |100 |

Судя по данным из таблицы 1, следует, что основной удельный вес среди

основных фондов приходится на транспортные средства (68,76 %), что

объясняется спецификой предприятия. Однако, видно, что процент изношенности

транспортных средств в среднем по предприятию составляет около 70 %, что

говорит о необходимости обновления подвижного состава.

Численность работников на 01.01.2000 года составляет 500 человек, из

них:

1. Промышленно-производственный персонал — 498 человек, из них:

. водители — 270 человек;

. ремонтные и вспомогательные рабочие — 165 человек;

. служащие — 63 человека.

2. Непромышленный персонал (работники общежития) — 2 человека.

Основным потребителем услуг городского и пригородного маршрутов

перевозок грузов являются предприятия Министерства строительства и

архитектуры, Министерства жилищно-коммунального хозяйства, Министерства

транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и другие.

Основным потребителем услуг международных перевозок являются

совместные предприятия и предприятия Германии, Литвы.

В общем объеме оказанных услуг городские и междугородние перевозки

распределяются следующим образом:

- оказание услуг при городских перевозках — 76 %;

- оказание услуг при международных перевозках — 24 %.

В учетной политике предприятия принято, что определение выручки от

реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств,

материальных ценностей, нематериальных и других активов и признание

соответствующей полученной выручке прибыли производить по мере оплаты

покупателями (заказчиками) отгруженных ими ценностей, работ, услуг.

Результаты финансовой деятельности предприятия в 1998 году следующие

(в млн. руб):

1. Доходы от реализации работ, услуг — 204 386.

2. Налоги, исключаемые из доходов — 16 387.

3. Затраты на производство и сбыт реализованной продукции — 193 872.

4. Прибыль от реализации работ, услуг — -5 873.

5. Прибыль от прочей реализационной и внереализационной деятельности —

14 015.

6. Балансовая прибыль — 8 142.

7. Рентабельность — 4,2 %.

В соответствии со статусом, целями и методами работы акционерного

общества «Автосила» разработана и утверждена организационная структура

предприятия (рисунок 2), которая основана на сочетании линейного,

функционального и линейно-штабного принципов управления.

[pic]

2.2 Анализ динамики показателей хозяйственной

деятельности ОАО «Автосила»

Одной из основных задач любого предприятия является наращивание

объемов своей деятельности с целью получения максимально высокой прибыли.

При этом также важное значение должно быть уделено экономии по всем статьям

расходов.

Основным видом деятельности акционерного общества «Автосила» являются

международные автомобильные грузоперевозки, поэтому, проанализируем

следующие основные динамические показатели:

- объем перевезенных грузов;

- количество выполненных тонно-километров;

- стоимость основных фондов;

- фонд заработной платы;

- суммарные затраты.

Исходные данные для анализа показателей представим в виде таблицы:

Таблица 2 - Показатели хозяйственной деятельности

|Показатели |Период |

| |1997 |1998 |1999 |

|Прибыль балансовая, млн.руб. |7199 |8142 |60087 |

|Себестоимость, млн. руб. |114946 |193872 |864500 |

|Основные фонды, млн. руб. | | | |

|с учетом переоценки |42 046 |113 590 |974 717 |

|Фонд оплаты труда, млн. руб. | | | |

| |24 218 |37 997 |164 166 |

Для того чтобы провести анализ данных показателей (стоимостных)

необходимо привести их в сопоставимый вид. Для этого будем использовать

индексы цен производителей на промышленную продукцию, которые ежегодно

публикуются Министерством Статистики.

Приведенные в сопоставимый вид данные представим в виде таблицы.

Таблица 3 - Стоимостные показатели с учетом корректировки

| |Периоды |

| |1997 |1998 |1999 |

|Индекс цен производителей в % к |188 |172 |455,4 |

|предыдущему году | | | |

|Прибыль балансовая, млн.руб. | | | |

| |56 389 |37 079 |60 086 |

|Себестоимость, млн. руб. | | | |

| |900 358 |882 893 |864 500 |

|Основные фонды, тыс. руб. | | | |

|с учетом переоценки |329 341 |517 289 |974 717 |

|Фонд оплаты труда, тыс. руб. | | | |

| |189 697 |173 038 |164 166 |

Для получения правильных выводов о производственной деятельности

предприятия недостаточно установить степень выполнения плана по показателям

за анализируемый период. Следует сопоставить хозяйственные показатели,

полученные за ряд соответствующих периодов, что даст представление о

динамике изменения объемов. При этом снижение темпов не всегда

свидетельствует об ухудшении работы предприятия. Уменьшение ежегодного

прироста объема перевозок может явиться следствием изменения потребности в

перевозках у клиентуры, изменения количества автомобилей на предприятии,

структуры автомобильного парка, расстояния перевозки и некоторых других

причин. Все это должно быть учтено при анализе темпов объема перевозок.

Для сравнения общих итогов в анализируемом периоде с данными

предшествующих периодов используются следующие величины:

а) абсолютный прирост — определяется вычитанием из последующего уровня,

принятого за базис:

Апр = Пф - Пб, (1)

где Апр – абсолютный прирост;

Пф – фактическое значение показателя;

Пб – базисное значение показателя;

б) темп роста — процентное отношение конечной величины показателя к

базисной величине:

[pic], (2)

где Тр – темп роста;

в) темп прироста — процентный прирост фактического значения показателя

к его базисному значению:

[pic] (3)

где Тпр – темп прироста;

д) абсолютное значение 1% прироста:

[pic] (4)

Представим показатели динамики в виде графических диаграмм.

[pic]

Диаграмма 1 - Изменение прибыли по годам

Из диаграммы видно, что наибольшая прибыль была получена в 1999 году,

при этом явная тенденция отсутствует. В 1998 году, по сравнению с 1997

годом, величина балансовой прибыли несколько снизилась, что было вызвано в

первую очередь снижением объема перевозок и увеличением среднего расстояния

перевозки, однако после ввода новых автомобилей увеличились

производственные мощности, что позволило более эффективно обслуживать

клиентов и получить дополнительную прибыль.

[pic]

Диаграмма 2 - Изменение себестоимости по годам

Анализируя данные диаграммы 2, можно сделать вывод о том, что

динамика грузооборота обратно пропорциональна изменению объема перевозок,

что говорит о влиянии на грузооборот изменения расстояния перевозки, то

есть в 1995 и в 1999 годах среднее расстояние перевозки было максимально

большим, именно этот факт объясняет неравномерность изменения объемов

перевезенных тонн и выполненных тонно-километров.

[pic]

Диаграмма 3 – Динамика основных фондов

Если проследить за динамикой основных фондов, то видна тенденция к

увеличению их стоимости. Причем наибольший рост был в 1999 году по

сравнению с 1998 годом.

[pic]

Диаграмма 4 – Динамика фонда оплаты труда

Анализируя изменение фонда заработной платы можно сделать вывод о том,

что его изменения носят неравномерный характер, однако очевидно, что в 1999

году он значительно снизился по сравнению с 1998 годом, а максимальным фонд

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты