способность компании оплачивать свои ежедневные затраты и выполнять
краткосрочные обязательства в полном объеме и в срок.
В этой связи наиболее серьезный вопрос состоит в том, имеется ли в
распоряжении компании достаточное количество денежных средств и других
ликвидных активов для своевременной и соответствующей оплаты своего долга и
обеспечения текущих производственных потребностей.
Расчетные показатели по первым четырем пунктам сведены в таблицу,
представленную в приложении.
Оборотный капитал нетто (Собственные оборотные средства)
Фактически оборотный капитал нетто представляет собой абсолютный
показатель ликвидности, который указывает в денежном выражении, какое
количество собственных средств компании имеют статус оборотных.
Собственный оборотный капитал = Оборотные активы – Текущие обязательства
Величина чистого оборотного капитала (нетто) отрицательна (-347811
тыс.руб.). В этом случае ликвидность низка.
Коэффициент текущей ликвидности ( "покрытия")
Коэффициент "покрытия" является одним из наиболее часто используемых
коэффициентов; он рассчитывается следующим образом:
[pic]
В отчетном году в распоряжении эмитента было 0,476 руб. оборотных
активов для обслуживания каждого рубля текущих обязательств; согласно
нормативам такое значение коэффициента должно быть расценено как
недостаточное.
Коэффициент восстановления платежеспособности
Если коэффициент текущей ликвидности оказывается низок, то в данном
случае рассчитывают и коэффициент восстановления платежеспособности:
[pic]
У компании в отчетном году он равен 0,238, хотя его удовлетворительный
уровень (т.е. чтобы в течении полугода восстановить платежеспособность)
равен 1.
Коэффициент быстрой ликвидности
[pic] = 0,298 < 0,7
Коэффициент абсолютной
[pic] = 0,041 < 0,2
Общий показатель ликвидности
Данный показатель учитывает активы и пассивы с различными весами, что
позволят учитывать их различный вклад в ликвидность:
[pic]=0,295 < 1,
где А1 – наиболее ликвидные активы (денежные средства и краткосрочные
финансовые вложения;
А2 – быстрореализуемые активы (краткосрочная дебиторская задолженность)
А3 – медленно реализуемые активы (запасы, ДЗ более 12 мес. и прочие
оборотные средства);
А4 – труднореализуемые активы (внеоборотные средства);
П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);
П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и прочая КЗ);
П3 – долгосрочные пассивы (кредиты и прочие фонды)
П4 – постоянные пассивы (собственный капитал).
Анализ ликвидности баланса
|АОИ |0.12 |32 298 782 020 |3 875 853 842.4|
|АПИ |0.12 |7 835 941 286 |940 312 954.32 |
|ИТОГО | | |4 816 166 796.7|
| | | |2 |
Прибыль на одну акцию
[pic]
EPS = (36057 – 2048)*1000/ 32298782020 = 0,0011 (руб.)
EPS = (36057 – 2048) *1000/ 32298782020 *30,4 = 0,000036 (долл.)
Коэффициент «кратное прибыли» (P/E)
Используется для определения того, как фондовый рынок оценивает
обыкновенную акцию компании. Коэффициент «кратное прибыли», или курс к
прибыли (Р/Е), связывает прибыль на одну акцию компании (ЕРS) с рыночным
курсом одной обыкновенной акции:
[pic]
P/E = Price / EPS = 0,267 / 0,0011 = 244,7
P/E = Price / EPS = 0,00879 / 0,00004 = 244,75
Таким образом, акция продается по курсу, приблизительно 244-кратному
чистой прибыли, полученной в отчетном году.
Коэффициент «кратное выручке за реализованную продукцию» (РSR)
Коэффициент «кратное выручке за реализованную продукцию» (РSR),
соотносит объем продаж в расчете на одну акцию с рыночным курсом
обыкновенной акции компании. Основополагающий принцип для этого
коэффициента сводится к тому, что, чем ниже коэффициент «кратное выручке за
реализованную продукцию», тем менее вероятно, что акции будут переоценены.
Данный коэффициент рассчитывается следующим образом:
[pic]
PSR = 0,00879 / (2167060*30,4/32298782) = 0,0179 (долл.)
[pic] = 76 946 652 / 2 167 060 = 35.51
Дивиденды на одну акцию
[pic]
Д = 345164 / 8743,9 = 0,0004 (долл.)
За отчетный финансовый год компания выплатила дивиденды в размере 0,04
цента на акцию, или по квартальной ставке 0,01 цента на акцию.
Коэффициент выплаты дивидендов
Указывает долю чистой прибыли, выплаченной акционерам в форме
дивидендов.
[pic]
К выплаты дивидендов = 0,0004 / 0,000036= 11,111
В отчетном году ОАО «Уралсвязьинформ» использовала на выплату
дивидендов около 11% прибыли. Большинство же мировых компаний-эмитентов,
выплачивающих дивиденды, имеет тенденцию распределять приблизительно от 40
до 60% своей чистой прибыли в виде дивидендов.
Балансовая стоимость акции
В сущности, балансовая стоимость есть просто еще один термин для
обозначения собственного капитала компании (собственного капитала
акционеров).
[pic]
BV = 120905 / 32298782 = 0,0037 (долл.)
Вполне вероятно, что акция должна продаваться дороже балансовой
стоимости (так и обстоит дело у ОАО «Уралсвязьинформ»). Если дело обстоит
иначе, то это может свидетельствовать о серьезных проблемах компании в
отношении ее перспектив и прибыльности.
Коэффициент «кратное балансовой стоимости»
Удобным средством сопоставления балансовой стоимости компании с
рыночной стоимостью ее акций представляется коэффициент «курс/балансовая
стоимость акции»:
[pic]
P /BV = 0,00879 /0,0037 = 2,38
Данный коэффициент демонстрирует, насколько агрессивен механизм
ценообразования по данному выпуску акций. В случае с ОАО «Уралсвязьинформ»,
следует ожидать, что большинство обыкновенных акций имеет величину
«кратного балансовой стоимости» больше 1,0 (что указывает на то, что акция
продается дороже ее балансовой стоимости).
2.2 Интерпретация анализа обыкновенных акций эмитента
Анализ финансовой отчетности эмитента с помощью коэффициентов показал,
что компании существует ряд проблем:
o - низкая ликвидность по всем показателям
o - невысокая рентабельность
o - финансирование операционного цикла за счет кредиторской
задолженности (это выгодно предприятию, но может привести к негативным
последствиям)
К плюсам компании можно отнести структуру капитала, соответствующую
структуре капитала финансово устойчивого предприятия с привлечением
разумной доли кредитов)
При фундаментальном анализе возможностей эмитента после получения
необходимых коэффициентов необходимо сравнить фактически полученные данные
с отраслевыми средними. Это сравнение выявит возможности компании и
инвестиционную привлекательность в ее ценные бумаги.
К сожалению, большинство значений коэффициентов средних по отрасли не
так легко достать, поэтому проводить сравнение будем только по трем из них:
Таблица 3 – Коэффициенты инвестиционной привлекательности
|Коэффициент |Значение |Среднее по |Недооцененность, % |
| | |отрасли | |
|P/E |244 |58.706 |-76 |
|P/S |35,51 |1.017 |-97 |
|P/BV |2,38 |1.024 |-57 |
Недооцененность – отклонение коэффициента инвестиционной
привлекательности от среднего значения данного коэффициента для отрасли.
На основе сравнительного анализа можно сказать, что результаты
деятельности компании хуже, чем в среднем по отрасли. К это можно еще
добавить, что и финансовые коэффициенты деятельности также были не столь
радужными. Но оценка инвестиционной привлекательности акций на этом не
должна заканчиваться.
3 Оценка инвестиционной привлекательности акций
Один из главных элементов прогнозирования для инвестора – составление
прогноза данной компании. Здесь решающую роль играют:
o будущий дивиденд;
o будущий курс (по которому можно будет продать);
o доходность за период владения;
~ в сравнении с требуемой нормой доходности;
o приведенная стоимость акции (внутренняя стоимость);
Если горизонт инвестиций короче одного года или равен году, то для
оценки стоимости акции надо использовать показатель доходности за период
владения. Если же горизонт инвестиций длиннее, чем год, то может быть
использована модель, построенная на приведенной стоимости. Но в любом
случае стоимость акции базируется на ожидаемых потоках денежных средств
(дивидендах и будущем курсе акции, по которому ее можно продать),
поступающих в течение определенного периода владения акциями.
При фундаментальном анализе ОАО «Уралсвязьинформ» были
проанализированы прошлые фактические тенденции развития компании и
показатели доходности ее акций.
Однако совершенно очевидно, что самое главное — это не прошлые
процессы в компании, а, напротив, ее будущее.
Важнейшая задача анализа прошлых тенденций заключается в том, чтобы
составить представление о возможных тенденциях и показателях доходности в
будущем. Безусловно, фактические, имевшие место в прошлом, ситуации
помогают в оценке будущего. При прочих равных условиях прошлые тенденции
компании не обязательно повторятся в будущем, но они показывают сильные и
слабые стороны этой компании. Анализ прошлого компании выявляет, насколько
хорошо компания развивалась прежде и, что еще более важно, насколько прочны
ее позиции в будущем.
Так как стоимость акций основана на их будущей предполагаемой
доходности, то непосредственная задача инвестора состоит в том, чтобы
использовать прошлые фактические данные для оценки и прогноза важнейших
будущих финансовых показателей компании. Действуя таким образом, инвестор
может получить представление о финансовом состоянии компании в будущем, а