Рассчитаем показатели рентабельности:
1) Рентабельность продаж
[pic] [7], (2.1.)
где Rп - рентабельность продаж;
Прп - прибыль от реализации продукции;
В - выручка от реализации продукции.
В анализируемом периоде (1999 г.):
[pic] %.
В предшествующем периоде (1998 г.):
[pic] %.
Таким образом, если в 1998 году с каждого рубля реализованной
продукции предприятие получало прибыли 4,09 коп., то в 1999 году
этот показатель возрос в 2,67 раза и составил 10,9 коп.
2) Рентабельность производственной деятельности (окупаемость
издержек):
[pic] [8], (2.2.)
где И - затраты на производство и сбыт продукции.
В 1999 г. [pic] %
В 1998 г. [pic] %.
Отсюда следует, что каждый рубль затрат на производство и сбыт
продукции в 1999 году принес предприятия прибыли 12,23 коп., это в
2,87 раза больше, чем в предшествующем 1998 году.
3) рентабельность (доходность) всего капитала предприятия (RК):
[pic] [9],
где ЧП - чистая прибыль;
В(ср) - итог баланса (средний).
В 1999 г. [pic] %
В 1998 г. [pic] %.
В 1999 году чистая прибыль предприятия составила 13,7 % от
среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала. В 1998 г.
доля чистой прибыли составила3,48 % от суммы всего капитала на конец года.
4) Рентабельность внеоборотных активов (RF):
[pic] [10],
где F(ср) - средняя стоимость внеоборотных активов.
В 1999 г. [pic] %
В 1998 г. [pic] %.
На каждый рубль, вложенные во внеоборотные активы, приходится 85,19
коп. чистой прибыли, что в 3,62 раза больше, чем в предшествующем году.
5) Рентабельность собственного капитала (Rск):
[pic] [11],
где СК - собственный капитал предприятия.
В 1999 г. [pic] %
В 1998 г. [pic] %.
Эффективность использования собственных средств предприятия в 1999 г.
возросла по сравнению с предшествующим годом в 4,34 раза.
Приведенные показатели рентабельности зависят от множества факторов.
Здесь мы приведем факторный анализ уровня рентабельности производственной
деятельности предприятия.
Таблица 7.
Показатели рентабельности деятельности ООО "Оникс Плюс".
|Показатель |1998 г., |1999 г., |
| |% |% |
|Рентабельность продаж (Rп) |4,09 |10,9 |
|Рентабельность производственной |4,26 |12,23 |
|деятельности (окупаемость затрат) (RЗ) | | |
|Рентабельность всего капитала предприятия|3,48 |13,70 |
|(Rк) | | |
|Рентабельность внеоборотных активов (RF) |23,54 |85,19 |
|Рентабельность собственного капитала (Rск)|6,76 |29,37 |
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость
затрат) зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения
структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен
реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
[pic] [12], (2.6.)
где Vрп общ - общий объем реализованной продукции;
УДi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме;
Цi - цена реализации i-го вида продукции;
С i - себестоимость i-го вида продукции.
Расчет влияние факторов первого порядка на изменение уровня
рентабельности в целом по предприятию выполним способом цепных
подстановок, используя данные таблицы 3.:
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
(прирост объема продаж 2,36%)
[pic]
[pic]
[pic] ;
[pic] ;
[pic] ;
[pic] .
Сравнивая рассчитанные условные и фактические показатели, вычислим
влияние факторов:
[pic] %;
[pic] ;
[pic] %;
[pic]%;
[pic]%.
Баланс факторов:
[pic] %.
Сведем полученные данные в таблицу (см. табл. 8.)
Таблица 8.
Влияние факторов на рентабельность производственной деятельности
предприятия.
|Фактор |Изменение |
| |рентабельности, % |
|Изменение структуры выпускаемой продукции |+ 1,91 |
|Изменение себестоимости продукции |- 79,89 |
|Изменение цен в связи с инфляцией |+ 84,79 |
Полученные результаты показывают, что рост рентабельности
производственной деятельности произошел за счет увеличения
среднереализационных цен и изменения структуры товарной продукции. Рост
себестоимости продукции оказал отрицательное влияние на уровень
рентабельности. Здесь следует отметить, что и увеличение цен и рост
себестоимости товарной продукции являются следствием инфляционных
процессов, однако темпы роста цен реализации опережают темпы роста
себестоимости продукции, и это опережение оказывает положительное влияние
на изменение рентабельности (+4,9%).
2.5. Анализ распределения и использования прибыли предприятия
Прибыль является источником финансирования разных по экономическому
содержанию потребностей. При ее распределении пересекаются интересы как
общества в целом в лице государства, так и предпринимательские интересы
учредителей предприятия и интересы отдельных работников. Объектом
распределения является валовая прибыль. Законодательно распределение
прибыли реализуется в части, поступающей в Федеральный бюджет и бюджеты
субъектов Федерации в виде налогов и других обязательных платежей.
Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой предприятия,
регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в его
учетной политики. При распределении прибыли исходят из следующих
принципов:
1) первоочередное выполнение обязательств перед бюджетом;
2) прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, распределяется на
накопление и потребления.
Механизм воздействия финансов на эффективность ведения хозяйства
зависит от характера распределительных отношений, конкретных форм и методов
их организации, их соответствия уровню производительных сил
производственных отношений. Ориентиром для установления соотношения между
накоплением и потреблением должны быть состояния производственных
фондов и конкурентоспособность выпускаемой продукции. В процессе
распределения чистой прибыли предприятие вправе самостоятельно определить
способ распределения чистой прибыли.
Распределение чистой прибыли ООО "Оникс Плюс" осуществляется
посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда
потребления и резервного фонда.
Фонд накопления ООО "Оникс Плюс" используется на конструкторские и
технологические работы, разработку и освоение новых видов продукции,
технологических процессов, на финансирование затрат, связанных с
техническим перевооружением и реконструкцией производства, проведением
природоохранных мероприятий. Сюда же относятся расходы по погашению
долгосрочных ссуд и уплате процентов по ним, уплате процентов по
краткосрочным ссудам сверх сумм, относимых на себестоимость продукции,
финансирование прироста оборотных средств.
Фонд потребления анализируемого предприятия используется на
социальное развитие и социальные нужды. За счет него финансируется
строительство объектов непроизводственного назначения, осуществляется
выплата премий за выполнение особо важных производственных заданий,
оказание материальной помощи и т.п.
Как видно из таблицы 9., более 50% чистой прибыли осталось
нераспределенной. Доля отчислений в фонд накопления составляет 39,67% от
чистой прибыли, это позволяет нам сделать вывод о том, что руководство ООО
"Оникс Плюс" планирует расширять производство, а именно, увеличивать
основные и оборотные фонды, осваивать новые виды продукции.
Таблица 9.
Распределение прибыли ООО "Оникс Плюс".
|Показатель |Сумма, тыс. руб. |
|Балансовая прибыль |407,78 |
|Налог на прибыль |130,48 |
|Налог на доходы от ценных бумаг |- |
|Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия |277,3 |
|Экономические санкции |- |
|Отчисления в благотворительные фонды |- |
|Чистая прибыль |277,3 |
|Распределение чистой прибыли: | |
|В резервный фонд |10,0 |
|В фонд накопления |110,0 |
|В фонд потребления |16,4 |
|Нераспределенная прибыль |140,9 |
|Доля чистой прибыли, % | |
|В резервный фонд |3,6 |
|В фонд накопления |39,67 |
|В фонд потребления |5,92 |
|В нераспределенной прибыли |50,81 |
Небольшая доля (5,9%) отчислений в фонд потребления показывает, что в
планы руководства рассматриваемого предприятия в краткосрочном периоде не
входит значительное развитие социальной сферы предприятия.