Анализ финансовых результатов на предприятии

Глава 3. Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия.

Выводы и предложения по улучшению результатов деятельности ООО "Оникс

Плюс"

3.1. Резервы увеличения прибыли и рентабельности предприятия

В данной главе нашей дипломной работы мы рассмотрим резервы увеличения

суммы прибыли производственной фирмы "Оникс Плюс".

Резервы роста прибыли - это количественно измеримые возможности ее

увеличения за счет роста объема реализации продукции, уменьшения затрат на

ее производство и реализацию, недопущения вне реализационных убытков,

совершенствование структуры производимой продукции. Резервы выявляются на

стадии планирования и в процессе выполнения планов. Определение резервов

роста прибыли базируется на научно обоснованной методике их расчета,

мобилизации и реализации. Выделяют три этапа этой работы: аналитический,

организационный и функциональный.

На первом этапе выделяют и количественно оценивают резервы; на втором

разрабатывают комплекс инженерно-технических, организационных,

экономических и социальных мероприятий, обеспечивающих использование

выявленных резервов; на третьем этапе практически реализуют мероприятия и

ведут контроль за их выполнением.

При подсчете резервов роста прибыли за счет возможного роста объема

реализации используются результаты анализа выпуска и реализации

продукции.

Сумма резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции

рассчитывается по формуле:

[pic] , [13] (3.1.)

где: [pic] - резерв роста прибыли за счет увеличения объема продукции;

Пi - плановая сумма прибыли на единицу i-й продукции;

РПki - количество дополнительно реализованной продукции в

натуральных единицах измерения.

Если прибыль рассчитана на рубль товарной продукции, сумма резерва ее

роста за счет увеличения объема реализации определяется по формуле:

[pic] , [14] (3.2.)

где: PV - возможное увеличение объема реализованной продукции, руб.;

П - фактическая прибыль от реализации продукции, руб.;

V - фактический объем реализованной продукции, руб.

Сопоставление возможного объема продаж, установленного по результатам

маркетинговых исследований, с производственными возможностями предприятия

позволяет спрогнозировать увеличение объема производства и реализации

продукции ООО "Оникс Плюс" на 5% в следующем году.

Рассчитаем резерв увеличения прибыли за счет увеличения объема выпуска

и реализации продукции ООО "Оникс Плюс" по формуле (3.2).

Имеем:

PV = 3603,1 тыс. руб. * 5% = 180,155 тыс.руб.

П = 392,66 тыс.руб.

V = 3603,1 тыс.руб.

[pic] тыс.руб.

Таким образом, увеличив объем выпуска продукции на 5% рассматриваемое

нами предприятие увеличит свою прибыль на 19,633 тыс. руб.

Важное направление поиска резервов роста прибыли - снижение затрат на

производство и реализацию продукции, например, сырья, материалов, топлива,

энергии, амортизации основных фондов и других расходов.

Для выявления и подсчета резервов роста прибыли за счет снижения

себестоимости может быть использован метод сравнения. В этом случае для

количественной оценки резервов очень важно правильно выбрать базу

сравнения. В качестве такой базы могут выступать уровни использования

отдельных видов производственных ресурсов: плановый и нормативный:

достигнутый на передовых предприятиях: базовый фактически достигнутый

средний уровень в целом по отрасли: фактически достигнутый на передовых

предприятиях зарубежных стран.

Методической базой экономической оценки резервов снижения затрат

овеществленного труда является система прогрессивных технико-экономических

норм и нормативов по видам затрат сырья, материалов, топливно-

энергетических ресурсов, нормативов использования производственных

мощностей, удельных капитальных вложений, норм и нормативов в

оборудовании и др.

При сравнительном методе количественного измерения резервов их

величина определяется путем сравнения достигнутого уровня затрат с их

потенциальной величиной:

[pic] , [15] (3.3.)

где: [pic] - резерв снижения себестоимости продукции за счет i-го

вида ресурсов;

[pic] - фактический уровень использования i-го вида

производственных ресурсов;

[pic] - потенциальный уровень использования i-го вида

производственных ресурсов.

Обобщающая количественная оценка общей суммы резерва снижения

себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по

отдельным видам ресурсов:

[pic] , [16] (3.4.)

где: [pic] - общая величина резерва снижения себестоимости продукции;

[pic] - резерв снижения себестоимости по i-му виду

производственных ресурсов.

Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и

определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста

прибыли производится по формуле:

[pic] ,[17] (3.5.)

где: [pic] - резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости

продукции;

[pic] - возможное снижение затрат на рубль продукции;

V - фактический объем реализованной продукции за изучаемый

период;

PV - возможное увеличение объема реализации продукции.

Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и

по статьям за отчетный год (фактически и по плану), а также за

предшествующий год представлены в таблице 10.

Таблица 10.

Затраты на производство и реализацию продукции.

|Статьи затрат |1998 г. |1999 г. тыс.руб. |

| |тыс.руб. | |

| | |план |факт |

|Сырье и материалы |623,44 |1062,5 |998,86 |

|Транспортно-заготовительные расходы |36,80 |62,70 |58,80 |

|Заработная плата производственных |427,48 |728,50 |744,50 |

|рабочих (основная и | | | |

|дополнительная) | | | |

|Амортизация основных фондов |164,58 |280,80 |286,63 |

|Прочие производственные расходы |199,88 |340,63 |330,33 |

|Производственная себестоимость |1511,48 |2575,93 |2517,82 |

|продукции | | | |

|Управленческие расходы |182,96 |312,00 |391,34 |

|Коммерческие расходы |150,96 |253,07 |301,28 |

|Полная себестоимость продукции |1844,86 |3144,00 |3210,44 |

Для того, чтобы затраты на производство и реализацию продукции по

статьям привести в сопоставимые значения, пересчитаем их на 1 рубль

произведенной и реализованной продукции, используя формулу:

[pic] . (3.6.)

Таблица 11.

Затраты на 1 рубль товарной продукции.

|Статьи затрат |1998 г. |1999 г. тыс. руб. |

| |тыс. руб. | |

| | |план |факт |

|Сырье и материалы |0,324 |0,302 |0,277 |

|Транспортно-заготовительные расходы |0,019 |0,018 |0,016 |

|Заработная плата производственных |0,222 |0,207 |0,207 |

|рабочих (основная и дополнительная)| | | |

|Амортизация основных фондов |0,086 |0,080 |0,080 |

|Прочие производственные расходы |0,031 |0,029 |0,027 |

|Производственная себестоимость |0,104 |0,097 |0,092 |

|продукции | | | |

|Управленческие расходы |0,095 |0,089 |0,108 |

|Коммерческие расходы |0,078 |0,073 |0,084 |

|Полная себестоимость продукции |0,959 |0,895 |0,891 |

Как показывают данные таблицы 11, существуют резервы снижения

себестоимости продукции за счет уменьшения управленческих и коммерческих

затрат.

Возможное снижение затрат на рубль товарной продукции равно:

[pic] руб.

Затраты на рубль товарной продукции в 1999 году составили 0,891

руб. снижение этой суммы на 0,03 руб. позволит увеличить сумму прибыли.

Рассчитаем резерв увеличения суммы прибыли за счет снижения

себестоимости:

[pic] тыс. руб.

А это в свою очередь повысит рентабельность продаж.

Фактическая рентабельность продаж в 1999 г. составила:

[pic] %.

Возможная рентабельность продаж при снижении на 0,03 руб. затрат на

рубль реализованной продукции составит:

[pic] %.

Существенным резервом роста прибыли является улучшение качества

товарной продукции.

Рассматриваемое предприятие ООО "Оникс Плюс" выпускает продукцию I-го

и II-го сорта. Специфика выпускаемой продукции, а именно продукции

деревообработки, такова, что не всегда качество полностью зависит от

производителя. Часто качество продукции зависит от качества сырья. Однако

соблюдение технологической дисциплины контроль за работой оборудования и

своевременная его наладка, условия хранения и транспортировки сырья и

готовой продукции являются важнейшими факторами повышения качества

товарной продукции.

Резерв увеличения прибыли за счет повышения качества обычно

определяется следующим образом: изменение удельного веса каждого сорта

умножается на отпускную цену соответствующего сорта, результаты

суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный

объем реализации продукции:

[pic] ,[18] (3.7.)

где: [pic] - резерв увеличения прибыли за счет повешения качества

продукции;

УДi - удельный вес i-го вида продукции в общем объеме

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты