Бюджет и бюджетное регулирование в РФ

|Расходная часть |Доходная часть |

|МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ |

|Расходная часть |Доходная часть |

Он, как и весь госбюджет в целом должен обслуживать функции государства

и его основное назначение - удовлетворение государственных потребностей.

Сущностью госбюджета являются денежные отношения, возникающие между

государством и другими участниками общественного производства в процессе

распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и

некоторой части национального богатства путем образования определенных

централизованных фондов и их использования или на цели расширенного

производства, или на удовлетворение социальных и других общественных

потребностей.

Необходимо заметить, что понятие бюджет разнопланово:

. как экономическая категория - совокупность экономических отношений;

. централизованный фонд государства и различных госструктур;

. финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.

Кроме того, у бюджета как категории финансов есть свои отличительные

признаки:

. он всегда связан с государством - одним из участников распределительных

отношений;

. у бюджета иной объект распределения. С помощью финансов распределяется

ВВП и его слагаемые, а бюджет - лишь часть ВВП или НД. Через бюджет,

например, не распределяется амортизация, излишек оборотных средств.

Основная его часть - чистый доход. В определенных условиях бюджет

участвует в распределении национального богатства (приватизация,

конфискация, выручка от продажи золотого запаса и т.п.);

. бюджет, в основном, - перераспределительный инструмент.

Важность такого понятия как бюджет подчеркивается наличием целой

бюджетной системы в РФ. Ниже мы рассмотрим ее функции и роль в обществе.

3. Функции и роль бюджетной системы.

Функции бюджетной системы

Как неоднократно показывалось выше, бюджетная система государства

является чрезвычайно важной категорией финансов и инструментом финансовой

политики. Этому способствуют выполняемые ею функции:

. экономическая (обеспечивает финансирование важнейших народнохозяйственных

объектов субсидирование предприятий и производств, имеющих большое

значение). Во многом роль бюджетной системы определяется конкретной

экономической ситуацией (например, банковский кризис в Южной Корее, когда

крупнейшим неплатежеспособным банкам было решено выделить $7 млрд.; США в

годы Второй Мировой войны – необходимо было увеличение выпуска военной

продукции - были госкапвложения, возведение за счет госинъекции атомной

промышленности; еще пример - индустриализация).

. важный инструмент межотраслевого и межтерриториального распределения

ресурсов. С помощью налогов и субсидий ограничиваются одни отрасли, а

субсидируются другие и во многих странах мира бюджет - главный инструмент

поддержки развития слабых районов);

. социальная (государство обеспечивает бесплатное образование, лечение -

частичное или полное финансирование из бюджета). Даже сейчас при

сокращении расходов, бюджет - главный инструмент поддержки малоимущих

граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных

странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь

малоимущим)- почти 60% от бюджета в США. То есть бюджет - главный рычаг

выравнивания в социальном смысле);

. политическая (финансирование армии, правоохранительных органов). До

середины XIX века военные расходы были основным элементом расходов (XVIII

век - Россия - 90%);

. НТП (финансирование фундаментальных наук, государственных научно-

технических проектов);

. финансирование государственных органов власти.

Необходимо заметить, что понятия приоритетной функции бюджетной системы

не существует – каждое государство самостоятельно выбирает доминирующие

статью расходов исходя из конкретной экономико-политической ситуации.

Однако в любом случае конкретное решение ни оказывает влияния на роль

бюджетной системы в стране.

Показатель участия бюджетной системы

Наиболее яркий показатель роли бюджета - отношение доходов (расходов)

госбюджета к величине ВВП. Я считаю, что достовернее является расчет

показателя по расходу, так как именно они, а не заниженный доход

определяют степень участия государства в распределительном процессе.

На общемировом уровне этот показатель имеет тенденцию к возрастанию.

Например, Германия в 1972 г. - 24%, сейчас - 29% (после объединения ФРГ и

ГДР значение показателя резко подскочило – это связано, прежде всего, с

издержками процесса интеграции национальной экономики и обслуживанием

внутригосударственной миграции населения).

Называются многие причины роста этого показателя в мировом масштабе. На

мой взгляд, одна из самых важных, если не главная, - это перераспределение

акцентов в мировой политике и экономике: распад СССР, стремительный

экономический рост азиатских стран (в особенности Китая), ускорение

Европейской интеграции, противодействие США возрастающему влиянию на

мировое лидерство последних двух причин. Это влечет за собой повышение роли

(доли) государства в распределительном (и перераспределительном) процессе,

хотя и при господстве рыночной экономики. В России этот показатель – 39%

(650 трлн. /1659 трлн.), США - 36%. В Нидерландах же в 1989 году только по

центральным органам власти - 54 %. Однако, необходимо сделать

соответствующую поправку – по данным Госкомстата 28% от ВВП идет на

накопление, а это обновление основных и оборотных фондов[8].

Таким образом, можно сделать вывод – роль бюджетной системы, в

особенности расходной части бюджета, невероятно важна не только в странах с

плановой экономикой (по моему все-таки осталась одна такая страна – это

северный Вьетнам). Развитые капиталистические страны уделяют бюджетной

системе большое внимание как чрезвычайно мощному механизму распределения (и

перераспределения) национального богатства. Посредством БС государство

может устанавливать приоритеты развития даже не экономики, а общества в

целом!

Глава II. Расходы бюджетной системы субъектов РФ.

1. Расходы бюджета.

Можно сказать, что расходы бюджета - это определенные экономические

отношения, связанные с распределением (перераспределением) и использованием

централизованных денежных фондов государства. Они различаются по

отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Расходы тесно связаны с функциями государства. У каждого государства можно

выделить четыре первоочередные функции:

. экономическая,

. социальная,

. управления,

. военная.

Исходя из них и в расходах бюджета основное место занимают четыре

группы:

. экономического назначения (на финансирование народного хозяйства);

. расходы на социально - культурные мероприятия, финансирование отраслей,

обслуживающих население, в основном, путем предоставления бесплатных

услуг в здравоохранении, образовании; расходы на предоставление

социальной помощи отдельным слоям и категориям населения;

. расходы на управление - связаны с финансированием органов исполнительной

и законодательной власти, осуществляющих управление страной;

. военные расходы;

. в условиях госкредита появляются расходы на обслуживание государственного

долга.

Кроме того, можно произвести классификацию по отраслевому признаку

(строительство, сельское хозяйство и т.д.); по целевому назначению (расходы

на капитальные вложения, на выплату заработной платы, капитальный ремонт,

приобретение инвентаря); по уровням звеньев бюджетной системы или уровням

управления (федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местных

бюджетов).

Несколько лет назад Правительство перешло на новую бюджетную

классификацию, в которой расходы стали сортироваться по функциональному

признаку (объединяет несколько признаков).

Статьи расходов:

. государственное управление - 1,9% - (2/3 обеспечивается за счет

бюджетов Субъектов Федерации) финансирование Парламента,

администрации Президента, Правительства, других органов

исполнительной власти без отраслевых министерств и ведомств, Счетной

палаты - 20-25%, оставшиеся средства расходуются на финансирование

фискальных органов - милиции, таможни, ГНС;

. международная деятельность - 2,6% (полностью на Федеральном

бюджете). Представляет собой расходы на реализацию международных

договоров, международное сотрудничество (предоставление кредитов

другим странам, лимит, до недавнего времени, был около 2,7 трлн.

руб.); расходы на содержание дипломатических представительств,

посольств за рубежом (примерно 1 трлн.); взносы в международные

организации (ООН, ЮНЕСКО - 3,3 трлн., до недавнего времени);

предоставление предприятиям кредитных ресурсов, полученных от

иностранных представительств, банков, организаций около 14 трлн.

руб.; выделение валютных средств по решению Правительства - 3 трлн,

неторговые операции - 2,6 трлн.

. национальная оборона - 10,6% (за счет Федерального бюджета) -

содержание мощной армии -1,7 млн. чел., примерно половина средств

идет на текущее содержание ВС (денежное довольствие); 20% - покупка

вооружения и техники; военные НИОКР - около 7%; капитальное

строительство - 8%; пенсии военнослужащим - 14% (Федеральный бюджет

их перечисляет в Пенсионный Фонд). (Следует отметить некоторую

нехватку расшифровки показателей - всего 7 в России, для сравнения -

в США - около 1200 показателей).

. расходы на правоохранительные органы - 6,2% (20% - Субъекты Федерации

на содержание муниципальной милиции 80% обеспечивает Федеральный

бюджет). Треть всех расходов поступает на содержание МВД, 10%- на

внутренние войска; 20% - на уголовно-исправительные учреждения; 20% -

госбезопасность, также включаются расходы на пограничные и

противопожарные службы.

. Федеральная судебная система - 0,3% (полностью за счет Федерального

бюджета)

. фундаментальные исследования и содействие НТП - 1,6% (5% за счет

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты