Бюджет и бюджетное регулирование в РФ

регионов (оставляют часть средств у себя).

Однако при нарушении отдельными Субъектами Федерации правил уплаты

налогов и сборов в бюджет предусмотрены следующие санкции:

. приостановление финансирования из федерального бюджета программ и

мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты,

субвенции);

. приостановление поставки продукции из централизованных государственных

ресурсов;

. прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям данного региона.

Таким образом, можно увидеть, что государство пристально следит за

действием БСС РФ и осуществляет с ней прямое взаимодействие. Сегодня во

время кризиса экономики обеспечение четких взаимоотношений бюджетов всех

уровней является не прихотью Правительства, а жестким требованием времени.

Улучшение взаимодействия, соотношения расходов и доходов ГБС РФ являются

необходимыми условиями прогресса отечественной экономики, ее гармоничной

интеграции в мировой политический процесс.

Глава III. Направления реструктуризации расходов

1. Направления реструктуризации расходов.

Расходы бюджетной системы в настоящее время не покрываются доходами,

отсюда важнейшее направлении политики в области расходов - их всемерное

сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного

финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и

повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств.

В качестве мероприятий для повышения эффективности БСС РФ можно

предложить всемерное расширение предоставления средств на возвратной

основе. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций с 1997

года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии

получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном

капитале предприятия.

На возвратной основе предоставляются средства в рамках финансового

лизинга; при сезонном кредитовании сельскохозяйственных предприятий

(закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы

по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов

по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.

Обычно бюджетные ссуды на эти цели предоставляются под уплату процентов

в размере половины учетной ставки ЦБ.

Очень серьезная проблема бюджета (всех уровней) - то, что громоздкий.

Однако при наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей

отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции), посредством

увеличения взаимодействия с БСС РФ. Реально на инвестиции идет около 25

трлн. руб., в то время как они являются важнейшим условием подъема нашей

экономики. Отсюда вытекает традиционная экономическая задача - как получить

максимальный эффект в условиях конкретного ограничения, стимулировать

частные инвестиции.

Один из новых организованных инструментов - финансирование

высокоэффективных технических проектов:

. Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем любое

предприятие может выставить свой проект.

. Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что сам

инвестор вложит не менее 20%.

В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет

из федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень

ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.[11].

В 1997 году появилось новое направление - предоставление госгарантий

под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не

дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство

обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-

кредитором:

. Государство обязуется возместить до 60% долга.

. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с

рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств.

. Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы

экономического риска в расчет не принимаются.

. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора -

наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта оценивалась

через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то сейчас считается

сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, и в течение 1997-2005 сумма

взносов в бюджет должна превысить затраты государства на проект, причем

при расчете за каждый год будет производиться деление на коэффициент

дефлятора (корректировка на инфляцию).

Естественно, не все заложенные в бюджете в позиции госдолга 50 трлн.

будут выплачены как гарантии, реально - лишь 1-2 трлн, однако эти средства

должны вытянуть из частников большое количество инвестиций. В этом

отношении очень важно правильное функционирование БСС РФ, т.к. расходы

планируется осуществлять, посредством этого звена ГБС.

В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм

стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития (27 трлн.). Его

значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он

устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития

было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые

основные средства. 2 основных источника:

. Связанные кредиты иностранных государств, банков - 15 трлн.

. Выпуск внутренних займов.

Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной

основе, в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения,

связанные с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий,

предоставление госгарантий.

Другой важный вопрос, связанный с расходами Субъектов Федерации -

создание нового механизма централизованной закупки товаров. До сих пор

заключение контрактов производилось с произвольными поставщиками, поэтому в

большинстве случаев цены были завышены. Чтобы положить этому конец, решили

перейти на конкурентный отбор поставщиков по закупкам. Главный критерий

отбора - приемлемое качество при низкой цене.

Существует еще одна проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации

государства достигают практически 100 трлн. руб. Население покрывает лишь

27% жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время у государства назревает

жилищно-коммунальная реформа, заключающаяся в исключении дотаций при

сохранении субсидий малоимущим. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ

предлагаются альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных

предприятий с государственными по оказанию коммунальных услуг. В этом

случае ведущая контрольная роль отводится властным институтам Субъектов

Федерации.

Среди традиционных направлений сокращения расходов на уровне ГБС стоит

отметить такие направления как затраты на ВПК и госаппарат.

2. Методы реструктуризации расходов.

Исполнение бюджета происходит в строгом соответствии с законом о

бюджете, но в процессе исполнения могут возникнуть ситуации:

. сверхплановые доходы - то дополнительные бюджетные поступления

распределяются Минфином в соответствии с решениями Правительства РФ, т.е.

это деньги, которые тратит Правительство без необходимости согласования с

Парламентом;

. доходы меньше запланированных - возникает болезненная ситуация, связанная

с необходимостью сокращения бюджетных расходов.

В настоящее время сокращение расходов производится при помощи механизма

секвестров. Секвестр предполагает пропорциональное сокращение расходов

бюджета, кроме определенных защищенных статей. Здесь следует отметить два

ключевых момента: а) пропорциональность сокращения (отражается в

законодательстве о бюджетном процессе, предотвращая лоббирование

министерствами размера сокращения), хотя, интересно отметить, при

секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале

по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%; б) есть перечень

защищенных статей, не подлежащих секвестированию, который устанавливается

ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в предвыборные годы,

традиционно: зарплата в бюджетных организациях и начисления на нее;

стипендии, госпособия, выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение

медикаментов в сфере здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов;

погашение внутреннего долга в части выплат населению; расходы бюджета

развития.

В процессе исполнения бюджетов важное значение уделяется контролю за

целевым использованием предоставленных средств. Организованный метод

контроля предусматривает следующие санкции:

. при не целевом использовании средств из Федерального бюджета на

возвратной и безвозвратной основе с предприятий взимается штраф в размере

двойной действующей учетной ставки ЦБ (около 72%);

. в случае предоставления ссуды на возвратной основе и несвоевременной

выплате процентов (обычно в размере половины учетной ставки), то

взимаются пени в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ за каждый

день просрочки.

. при несвоевременном возврате - прекращение всех форм господдержки.

Среди новых методов организации расходов сравнительно недавно в нашей

стране появился переход на закупки продукции для госнужд через проведение

торгов и конкурсов среди поставщиков. Для этого вышел 8 апреля 1997 года

УКАЗ Президента РФ № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению

коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции

для государственных нужд”. Указом устанавливается, что “...заказы на

закупку товаров, работ и услуг... для государственных нужд размещаются на

торгах (конкурсах), если иное не предусмотрено ФЗ и Указами Президента

РФ”[12].

Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для

государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели

должны удовлетворять определенным квалификационным требованиям. Также

предусматривается определенный механизм проведения конкурса.

Но открытый конкурс является одним из способов организации. Могут быть

и другие способы, например, проведение закрытых торгов. Если это технически

сложная продукция, которую могут поставить ограниченный круг предприятий и

если цена госконтракта меньше 2500 минимальных месячных оплат труда.

Разновидность закрытых - специализированные закрытые торги, предполагающие

полностью скрытую информацию для нужд гособороны.

Для контракта стоимостью до 2500 ММОТ заказчиком применяется система

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты