регионов (оставляют часть средств у себя).
Однако при нарушении отдельными Субъектами Федерации правил уплаты
налогов и сборов в бюджет предусмотрены следующие санкции:
. приостановление финансирования из федерального бюджета программ и
мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты,
субвенции);
. приостановление поставки продукции из централизованных государственных
ресурсов;
. прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям данного региона.
Таким образом, можно увидеть, что государство пристально следит за
действием БСС РФ и осуществляет с ней прямое взаимодействие. Сегодня во
время кризиса экономики обеспечение четких взаимоотношений бюджетов всех
уровней является не прихотью Правительства, а жестким требованием времени.
Улучшение взаимодействия, соотношения расходов и доходов ГБС РФ являются
необходимыми условиями прогресса отечественной экономики, ее гармоничной
интеграции в мировой политический процесс.
Глава III. Направления реструктуризации расходов
1. Направления реструктуризации расходов.
Расходы бюджетной системы в настоящее время не покрываются доходами,
отсюда важнейшее направлении политики в области расходов - их всемерное
сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного
финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и
повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств.
В качестве мероприятий для повышения эффективности БСС РФ можно
предложить всемерное расширение предоставления средств на возвратной
основе. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций с 1997
года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии
получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном
капитале предприятия.
На возвратной основе предоставляются средства в рамках финансового
лизинга; при сезонном кредитовании сельскохозяйственных предприятий
(закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы
по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов
по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.
Обычно бюджетные ссуды на эти цели предоставляются под уплату процентов
в размере половины учетной ставки ЦБ.
Очень серьезная проблема бюджета (всех уровней) - то, что громоздкий.
Однако при наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей
отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции), посредством
увеличения взаимодействия с БСС РФ. Реально на инвестиции идет около 25
трлн. руб., в то время как они являются важнейшим условием подъема нашей
экономики. Отсюда вытекает традиционная экономическая задача - как получить
максимальный эффект в условиях конкретного ограничения, стимулировать
частные инвестиции.
Один из новых организованных инструментов - финансирование
высокоэффективных технических проектов:
. Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем любое
предприятие может выставить свой проект.
. Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что сам
инвестор вложит не менее 20%.
В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет
из федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень
ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.[11].
В 1997 году появилось новое направление - предоставление госгарантий
под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не
дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство
обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-
кредитором:
. Государство обязуется возместить до 60% долга.
. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с
рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств.
. Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы
экономического риска в расчет не принимаются.
. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора -
наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта оценивалась
через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то сейчас считается
сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, и в течение 1997-2005 сумма
взносов в бюджет должна превысить затраты государства на проект, причем
при расчете за каждый год будет производиться деление на коэффициент
дефлятора (корректировка на инфляцию).
Естественно, не все заложенные в бюджете в позиции госдолга 50 трлн.
будут выплачены как гарантии, реально - лишь 1-2 трлн, однако эти средства
должны вытянуть из частников большое количество инвестиций. В этом
отношении очень важно правильное функционирование БСС РФ, т.к. расходы
планируется осуществлять, посредством этого звена ГБС.
В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм
стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития (27 трлн.). Его
значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он
устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития
было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые
основные средства. 2 основных источника:
. Связанные кредиты иностранных государств, банков - 15 трлн.
. Выпуск внутренних займов.
Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной
основе, в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения,
связанные с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий,
предоставление госгарантий.
Другой важный вопрос, связанный с расходами Субъектов Федерации -
создание нового механизма централизованной закупки товаров. До сих пор
заключение контрактов производилось с произвольными поставщиками, поэтому в
большинстве случаев цены были завышены. Чтобы положить этому конец, решили
перейти на конкурентный отбор поставщиков по закупкам. Главный критерий
отбора - приемлемое качество при низкой цене.
Существует еще одна проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации
государства достигают практически 100 трлн. руб. Население покрывает лишь
27% жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время у государства назревает
жилищно-коммунальная реформа, заключающаяся в исключении дотаций при
сохранении субсидий малоимущим. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ
предлагаются альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных
предприятий с государственными по оказанию коммунальных услуг. В этом
случае ведущая контрольная роль отводится властным институтам Субъектов
Федерации.
Среди традиционных направлений сокращения расходов на уровне ГБС стоит
отметить такие направления как затраты на ВПК и госаппарат.
2. Методы реструктуризации расходов.
Исполнение бюджета происходит в строгом соответствии с законом о
бюджете, но в процессе исполнения могут возникнуть ситуации:
. сверхплановые доходы - то дополнительные бюджетные поступления
распределяются Минфином в соответствии с решениями Правительства РФ, т.е.
это деньги, которые тратит Правительство без необходимости согласования с
Парламентом;
. доходы меньше запланированных - возникает болезненная ситуация, связанная
с необходимостью сокращения бюджетных расходов.
В настоящее время сокращение расходов производится при помощи механизма
секвестров. Секвестр предполагает пропорциональное сокращение расходов
бюджета, кроме определенных защищенных статей. Здесь следует отметить два
ключевых момента: а) пропорциональность сокращения (отражается в
законодательстве о бюджетном процессе, предотвращая лоббирование
министерствами размера сокращения), хотя, интересно отметить, при
секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале
по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%; б) есть перечень
защищенных статей, не подлежащих секвестированию, который устанавливается
ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в предвыборные годы,
традиционно: зарплата в бюджетных организациях и начисления на нее;
стипендии, госпособия, выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение
медикаментов в сфере здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов;
погашение внутреннего долга в части выплат населению; расходы бюджета
развития.
В процессе исполнения бюджетов важное значение уделяется контролю за
целевым использованием предоставленных средств. Организованный метод
контроля предусматривает следующие санкции:
. при не целевом использовании средств из Федерального бюджета на
возвратной и безвозвратной основе с предприятий взимается штраф в размере
двойной действующей учетной ставки ЦБ (около 72%);
. в случае предоставления ссуды на возвратной основе и несвоевременной
выплате процентов (обычно в размере половины учетной ставки), то
взимаются пени в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ за каждый
день просрочки.
. при несвоевременном возврате - прекращение всех форм господдержки.
Среди новых методов организации расходов сравнительно недавно в нашей
стране появился переход на закупки продукции для госнужд через проведение
торгов и конкурсов среди поставщиков. Для этого вышел 8 апреля 1997 года
УКАЗ Президента РФ № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению
коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции
для государственных нужд”. Указом устанавливается, что “...заказы на
закупку товаров, работ и услуг... для государственных нужд размещаются на
торгах (конкурсах), если иное не предусмотрено ФЗ и Указами Президента
РФ”[12].
Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для
государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели
должны удовлетворять определенным квалификационным требованиям. Также
предусматривается определенный механизм проведения конкурса.
Но открытый конкурс является одним из способов организации. Могут быть
и другие способы, например, проведение закрытых торгов. Если это технически
сложная продукция, которую могут поставить ограниченный круг предприятий и
если цена госконтракта меньше 2500 минимальных месячных оплат труда.
Разновидность закрытых - специализированные закрытые торги, предполагающие
полностью скрытую информацию для нужд гособороны.
Для контракта стоимостью до 2500 ММОТ заказчиком применяется система