Бюджет и бюджетное регулирование в РФ

бюджета Субъектов Федерации) - финансирование РАН, государственных

научно-технических программ;

. финансирование промышленности, энергетики, строительства - 6,1%

(треть – расходы БСС РФ) - дотации, федеральная помощь важнейшим

отраслям этих сфер (основная часть - угольная промышленность - 15%

всех расходов); 15% - на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в

настоящее время остро обозначилась проблема - сократилась

геологоразведка); госинвестиции из федерального бюджета (из которых

40% - социальные инвестиции на жилищное строительство,

военнослужащим, программы “Свой дом”, Метрострой - 3 трлн, конверсия

оборонных отраслей);

. финансирование сельского хозяйства - 3,7% (2/3 финансирует бюджеты

Субъектов Федерации) - льготное кредитование за счет бюджета с/х

предприятий - закупка семян, топлива, запчастей; на землеустройство

(охрана, рекультивация, мелиорация); целевые дотации с/х предприятиям

(в виде компенсации разницы в ценах или предоставления различных

надбавок к ценам на комбикорма, топливо, семена, дотации, на

племенное животноводство, компенсация части страховых взносов;

закупка за счет государства с/х техники, передача в аренду с

последующим выкупом; финансовый лизинг - закупка с/х техники;

. охрана окружающей среды - 0,4% (половина – БСС РФ);

. финансирование транспорта, связи, информатики - 1,5% (больше 90%

обеспечивается расходами бюджетов Субъектов Федерации и местными

бюджетами), речной транспорт;

. ЖКХ - 11,1% - все 100% за счет Субъектов Федерации и местных

бюджетов, включает дотации, так как население оплачивает лишь около

27% услуг;

. финансирование рыночной инфраструктуры - 0,05%;

. предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и ЧС - 1% всех

расходов (только 1% - расходы БСС РФ).

. расходы на образование - 11,2% (85% - бюджет Субъектов Федерации -

Вузы и ПТУ на балансе бюджета, остальное - из федерального бюджета -

финансирование Вузов и ПТУ в федеральной собственности, местные

бюджеты - общеобразовательные школы и дошкольные учреждения);

. культура и искусство; СМИ - 6,8% (2/3 - за счет Субъектов Федерации и

местных бюджетов). Федеральный бюджет предоставляет средства в

основном на СМИ - телевидение, радио, некоторые центральные печатные

издания; местные бюджеты - ДК, клубы, библиотеки (городские);

. здравоохранение и физическая культура - 6,8% (85% - расходы БСС РФ).

Хотя и есть Система медицинского страхования, но из бюджета все равно

выделяются большие средства, так как у нас бюджетно-страховая

медицина. Также финансируются исследовательские центры, РАМН, СЭС

(Федеральный бюджет), иногда скорая помощь;

. социальная политика -5,1%, из них 2/3 за счет бюджета Субъектов

Федерации- расходы на социальное обеспечение, предоставление помощи,

пособий, компенсаций различным слоям населения (помимо внебюджетной

системы); пособия беженцам; программа «Дети России», социальная

помощь матерям, детским домам, предоставление социальных пенсий

(деньги для ПФ из Федерального бюджета); доплаты к пенсиям

госслужащих.

. обслуживание государственного долга –к сожалению, растет в %

отношении из года в год и составляет 8,6% - все 100% финансируются из

Федерального бюджета (хочется отметить, что существует такой

показатель – отношение процентов по государственному долгу к годовому

приросту ВНП в процентах, существует определенный рубеж, за которым

страна просто не в состоянии выплатить внешний долг, т.е. попадает в

постоянную всевозрастающую зависимость от кредитующих институтов (МВФ

и т.п.), в таком состоянии находится большинство т.н. развивающихся

стран (которые так и останутся развивающимися);

. пополнение государственных запасов и резервов - закупка золота -1,3%

- вся сумма из Федерального бюджета;

. прочие расходы - 14,9% (половина – БСС РФ). 70% - финансовая помощь

Субъектам Федерации и нижестоящим бюджетам, Фонд трансфертов; объекты

социально-культурной сферы, переданные на баланс (местные бюджеты);

резервный фонд (Президента, Правительства), государственная поддержка

Крайнего Севера.

. Есть еще расходы целевых бюджетных фондов - 3,4% (образовавшиеся в

результате консолидации части внебюджетных фондов - дорожный фонд,

фонд экономического стимулирования).

(см. Диаг.1)

|1|Государственное управление |

|2|Международная деятельность |

|3|Национальная оборона |

|4|Расходы на правоохранительные |

| |органы |

|5|Федеральная судебная система |

|6|Фундаментальные исследования и |

| |содействие НТП |

|7|Финансирование пром-ти, |

| |энергетики, строительства |

|8|Финансирование сельского |

| |хозяйства |

|9|Охрана окружающей среды |

|1|Финансирование транспорта, |

|0|связи, информатики |

|1|ЖКХ |

|1| |

|1|Финансирование рыночной |

|2|инфраструктуры |

|1|Предупреждение и ликвидация |

|3|стихийных бедствий и ЧС |

|1|Расходы на образование |

|4| |

|1|Культура и искусство,СМИ |

|5| |

|1|Здравоохранение и физическая |

|6|культура |

|1|Социальная политика |

|7| |

|1|Обслуживание государственного |

|8|долга |

|1|Пополнение государственных |

|9|запасов и резервов |

|2|Прочие расходы |

|0| |

* - расходы БСС РФ, |\\\\\| - расходы Федерального бюджета

Из диаграммы становится видно, что бюджеты Субъектов Федерации несут более

48% расходов Государственной бюджетной системы. Основными статьями расходов

являются обеспечение ЖКХ, государственное управление, дотирование сельского

хозяйства и расходы на образование– вместе они составляют – 22,4% от всех

расходов ГБС РФ. Кроме того, хотелось бы отметить явно положительный

момент: увеличилась доля расходов на культуру, искусство, СМИ и

здравоохранение, физическую культуру финансируемых за счет БСС РФ. Явный

плюс, что средства будут распределятся более целенаправленно и равномерно.

Однако планомерное выполнение своей роли БСС РФ может осуществлять лишь

при хорошо скоординированном взаимодействии с бюджетами других уровней. И

здесь как никогда важным становится процесс межбюджетного регулирования.

2. Взаимодействие БСС РФ с Федеральным и

местными бюджетами.

Межбюджетное регулирование - это предоставление финансовой помощи одним

бюджетом другому в различных формах…[9]

Такое регулирование выступает как форма взаимодействия БСС РФ с

государственным и местными бюджетами. Можно выделить несколько основных

актуальных форм:

. Дотации.

. Субвенции.

. Бюджетные ссуды.

. Отчисления от регулирующих налогов и доходов.

. Трансферты.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Дотации - самая простая форма: для сбалансирования из Федерального

бюджета предоставляется бюджетам Субъектов Федерации и местным сумма

(абсолютная) средств. Вообще, эта форма самая несовершенная, так как

располагает к иждивению.

Субвенции - целевая дотация бюджету для финансирования определенных

мероприятий (Большое практическое применение получила в США и

Великобритании). Это более прогрессивная форма, которая, в принципе, может

предоставляться на долевых началах.

Бюджетные ссуды – это предоставление средств на возвратной основе под

небольшой процент. Более развито на уровне ГБС – БСС РФ, нежели на уровне

БСС РФ - местные бюджеты.

Отчисления от регулирующих налогов и доходов - наиболее

распространенная до последнего времени форма. Механизм ее реализации

заключается в следующем: с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет,

устанавливается определенный процент отчислений в соответствующий

территориальный бюджет. Этот способ должен был стимулировать изыскание

дополнительных средств для роста сбора налогов, однако на практике

региональные бюджеты стремились повысить ставку отчисляемого процента, а не

искать средства, вследствие того, что процент отчислений устанавливается в

большей мере виртуально, свой для каждого региона.

Трансферты – это достаточно новый для нашей страны механизм – т.н.

бюджетный федерализм, заимствованный у Германии. В этом случае

распределение средств производится при помощи трансфертов (трансферт,

трансфер – банковские операции по переводу иностранной или национальной

валюты как внутри страны, так и за ее пределы[10]). Финансовая помощь

предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки

регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды

направляется примерно 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме

таможенных пошлин.

Характеризуя сумму поступающих в регионы налогов, это 25% НДС,

региональный налог на прибыль - до 22%, весь подоходный налог с населения,

50% акцизов на алкогольную продукцию; 100% остальных акцизов, кроме акцизов

на нефть, газ, бензин; часть платежей за природные ресурсы; транспортный

налог; а также региональные и местные налоги (налог на имущество, лесной

налог).

Механизм трансферта происходит следующим образом: налоговый потенциал

(берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со средним

налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если этот

показатель ниже среднего по России. Размер трансфертов определяется

пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не хватает, то

регион имеет право на дополнительный трансферт.

Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования (например,

Москва как Субъект Федерации имеет высокий налоговый потенциал, но, тем не

менее, получает субвенции).

Большое значение в БСС РФ имеет бесперебойное поступление средств из

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты