Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда России

обязательной проверки нуждаемости лишь тем лицам, кто не имел возможности

накопить необходимые средства и не имеет иных источников средств

существования в пенсионном возрасте.

Второй уровень - обязательная накопительная система, охватывающая

всех лиц, работающих по найму, построенная на принципе индивидуального

финансирования пенсий каждым работникам за счет отложенного процента от

заработной платы и инвестиционной прибыли, размер пенсии второго уровня

зависит исключительно от размера индивидуального сбережения и

инвестиционного дохода на протяжении трудового стажа.

Третий уровень - дополнительные пенсионные системы как и обязательные

для отдельных категорий работодателей. Так и носящих добровольный характер,

позволяющие пенсионное обеспечение в большем размере, чем второй уровень.

При этом ядром новой системы должна являться обязательная

накопительная система второго уровня, в рамках которой каждый работающий

сам накапливает в течение активной трудовой жизни сумму средств,

необходимую для финансирования пенсий. Элементы перераспределения рисков в

рамках системы второго уровня присутствуют на этапе приобретения лицом,

выходящим на пенсию, аннуитета.

Создание накопительной системы способна стать механизмом выхода из

пенсионного кризиса в России. Однако сам переходный период связан с

дополнительными затратами. Причем более радикальные и последовательные

преобразования, приближающие период резкого снижения для работодателей и

работников бремени финансирования пенсионной системы, оказываются на первом

этапе одновременно и более дорогостоящими.

В рамках переходного периода предполагается предоставление права

гражданам в возрасте от 30 до 40 лет с 1999 года перечислять часть

страховых взносов не в Пенсионный фонд РФ, а на собственные именные

пенсионные счета. При этом те граждане, которые выбрали накопительный

вариант, отказываются от права получения в будущем государственной пенсии

из Пенсионного фонда РФ.

Граждане, находящиеся в возрасте, превышающем 40 лет, не охватываются

данным элементом реформы вообще. По достижении соответствующего возраста

они будут получать государственную пенсию так же, как сегодняшние

пенсионеры, по распределительным принципам. При этом не предусматривается

введение каких-либо механизмов осовременивания размера выплачиваемых пенсий

и их увязки с уровнем заработной платы, на который начислялись страховые

взносы в Пенсионный фонд РФ. В перспективе это приведет к унификации

трудовых пенсий, выплачиваемых через распределительную систему всех

получателей.

Переход предполагает обязательность выбора накопительного варианта

пенсионного страхования для молодых людей, как только они достигнут 30-

летнего возраста. В то же время предложенная реформа на 20-летний

переходный период оставляет за пределами возможностей выбора между

накопительным и распределительным вариантами граждан, не достигших 30-

летнего возраста. Они сами и их работодатели должны будут в обязательном

порядке перечислять взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а не на

именной пенсионный счет - мера, носящая фискальный характер.

В рамках создаваемой системы предполагается установление минимальной,

гарантированной государством пенсии первого уровня (социальной пенсии),

право на которую имеет каждый гражданин страны. Размер этой пенсии должен

быть низким (на уровне 70-80 % прожиточного минимума пенсионера),

достаточным лишь для удовлетворения минимальных, наиболее насущных

жизненных потребностей. Эта пенсия должна выплачиваться из бюджета как мера

социальной защиты и финансироваться за счет общих налогов.

Предполагается создание пенсий третьего уровня в добровольном порядке

для всех граждан и в обязательном порядке для некоторых категорий труда.

Для того, чтобы распространение третьего уровня пенсий стало реальностью,

необходимо предоставление льгот по подоходному налогу. Программа

предполагает освобождение пенсионных взносов в негосударственные пенсионные

фонды (естественно, в некоторых пределах) от подоходного налога. Подобная

льгота станет стимулом для отчисления пенсионных сбережений

высокооплачиваемым работникам.

Для граждан возрастной когорты, не охваченной накопительной системой

второго уровня (свыше 40 лет), дополнительная негосударственная пенсия

также позволит смягчить негативные последствия унификации размеров

выплачиваемых пенсий.

1. Механизм осуществления начального этапа реформы.

Обязательным условием заключаемых с 1999 года трудовых контрактов

должно стать указание на обязанность работодателя перечислять страховые

взносы либо полностью в Пенсионный фонд (в том случае если работник

предпочел остаться в распределительной системе или по возрасту не имеет

права на выбор), либо одновременно в определенной пропорции и в Пенсионный

фонд Российской Федерации, и на именной накопительный счет (в том случае

если работник избрал накопительную пенсионную систему).

Открытие именных пенсионных счетов первоначально придется

осуществлять в отделениях Сберегательного банка, обладающего необходимой

инфраструктурой для ведения значительного числа депозитных счетов по всей

территории России, если не будет найден иной вариант решения проблемы. При

этом следует учитывать, что существующие негосударственные пенсионные фонды

на современном этапе не способны справиться с задачей осуществления

обязательного страхования.

Конечно, вариант использования Сбербанка можно рассматривать

исключительно в качестве компромисса между потребностью в ускорении начала

реформирования пенсионной системы и возникновением необходимой для этого

инфраструктуры. Создание пенсионных фондов, приспособленных для решения

глобальных задач, потребует значительного времени: в первую очередь в связи

с необходимостью создания и проведения через Государственную Думу

необходимых для обеспечения их деятельности законов. В случае решения этой

задачи вариант начала перехода к накопительной системе на основе пенсионных

фондов является более предпочтительным.

Поскольку каждый гражданин должен иметь право на открытие только

одного именного счета с одновременным исключением такого лица из реестра

получателей государственных пенсий, который должен вести Пенсионный фонд

РФ, очевидно, что проблема учета застрахованных является основной

технической проблемой на начальном этапе реформирования пенсионной системы.

В рамках проводимой реформы одним из ключевых вопросов становится

вопрос гарантий сохранности накоплений участников системы. Предполагается

создание четырехзвенной системы финансовых гарантий, реализация которых

обеспечивается через механизмы нормативных ограничений, текущего публичного

и государственного контроля.

Первая ступень - создание обязательных резервов негосударственного

пенсионного фонда, размер которого будет установлен соответствующими

нормативными актами. Указанные резервы будут использоваться на покрытие

сверхнормативных колебаний доходности и текущих убытков.

Вторая ступень - имущество самого фонда и имущество его учредителя

либо обязательства по солидарной ответственности.

Третья ступень - создание гарантийного перестраховочного фонда,

нормативы отчислений в который устанавливаются в соответствии с

нормативными актами и подлежат жесткому государственному контролю.

Участие в едином перестраховочном фонде, создаваемом на принципах

взаимного страхования при обязательном участии государства будет

обязательным для всех фондов, осуществляющих обязательное пенсионное

страхование в накопительной системе второго уровня, а также - для

пенсионных фондов и иных страховщиков, обеспечивающих третий уровень

пенсионной системы. За счет отчислений фондов устанавливается фонд

страхования деятельности негосударственных пенсионных фондов, из которого

может быть покрыт дефицит средств определенного фонда в том случае, если

его управляющая компания оказалась не способна сделать это самостоятельно.

Если для покрытия дефицита пришлось применять этот рычаг, тогда вводится

внешнее управление данного фонда. Кризисный фонд ликвидируется путем

инкорпорирования его в состав иного фонда.

Четвертая ступень - гарантия покрытия катастрофических потерь из

государственного бюджета в размере до 70 % пенсионных накоплений.

2.1.2. Государственное регулирование накопительной

пенсионной системы.

Для эффективной работы обязательной накопительной пенсионной системы

необходимо адекватное государственное регулирование. Поскольку государство

требует отчислений на именные пенсионные счета граждан, оно обязано

тщательно регулировать те организации, которые будут осуществлять

накопление и инвестирование пенсионных взносов граждан.

Предотвращение финансовых злоупотреблений частными организациями

является основной целью регулирования. В отличие от случаев потери

сбережений гражданами в некоторых банках и мошеннических финансовых

компаниях государство не может допустить потери гражданами пенсионных

накоплений, сделанных в обязательном порядке.

Основной защитой граждан от злоупотреблений являются четыре

механизма:

. профессиональное распределение средств;

. отчетность и прозрачность всех финансовых операций;

. право собственности;

. страхование.

2.1.3. Проблема льготных пенсий.

Существование системы льготных пенсий является серьезной проблемой

для распределительной пенсионной системы. Суммарная нестраховая нагрузка по

льготным пенсиям составляет около четверти всего объема текущих выплат

Пенсионного фонда РФ.

В целом проблема компенсации за тяжелые условия труда, и особенно

проживания на Крайнем Севере, не относится к сфере компетенции

государственного пенсионного страхования. В большинстве развитых стран она

решается за счет более высокого уровня заработной платы, мероприятий по

улучшению условий производства, адекватного медицинского страхования,

включая и реабилитационные мероприятия. Тяжелые условия труда должны

компенсироваться не общим государственным бюджетом, а предприятиями и,

конечно, также потребителями этого производства путем повышения цен на

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты