Бюджетное планирование
СОДЕРЖАНИЕ
| |Cтр. |
|Введение............................................................|2 |
|....................................... | |
|Содержание, значение и задачи бюджетного планирования....... |4 |
|Участники бюджетного |6 |
|процесса................................................... | |
|Составление проектов |8 |
|бюджетов.................................................. | |
|Рассмотрение и утверждение проекта бюджета....................... |13 |
|Исполнение |21 |
|бюджетов............................................................| |
|......... | |
|Основные направления совершенствования бюджета................. |27 |
|Список |29 |
|литературы..........................................................| |
|..................... | |
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет и государственная бюджетная система в целом являются
совокупностью экономических отношений, возникающих в процессе распределения
и перераспределения ВНП и национального дохода. Бюджет активно воздействует
на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета
следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования
экономических отношений, которые выступают в количественной и качественной
формах доходов и расходов.
Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства
служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного
планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании
бюджетной системы. Сущность бюджета нельзя рассматривать вне конкретных
экономических условий, поскольку она зависит от системы производственных
отношений, того или иного способа производства и определяется ею.
В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным
плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг
которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое
планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики
государства.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
Первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
Второй уровень — бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
Третий уровень - местные бюджеты.
Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального
бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ,
муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных
внешних активов;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Определение экономической сущности бюджета помогает понять его роль и
значение в условиях перехода к рынку. Взаимоотношения предприятий и
организаций с бюджетом в этих условиях представляют собой постоянно
обновляющий процесс. Экономическая сущность бюджета является отправным
методологическим пунктом в совершенствовании бюджетного планирования, более
полном использовании особенностей его доходов и расходов в современных
условиях.
1. СОДЕРЖАНИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Составной частью бюджетного процесса является бюджетное планирование и
регулирование, представляющие собой частичное перераспределение финансовых
ресурсов между бюджетами разных уровней.
Содержание бюджетного планирования включает также вопросы теории и
методологии составления бюджетов и других финансовых планов. К бюджетному
планированию относится не только составление бюджета по всем звеньям
бюджетной системы, но и его исполнение. Такое определение бюджетного
планирования вытекает из самого определения бюджета, данного в Законе
«Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», в
соответствии с которым бюджет представляет собой форму образования и
расходования (составления и исполнения) денежных средств для обеспечения
функций органов государственной власти.
Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на
базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов,
которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений.
Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую
систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду
налогов и сборов.
Перед бюджетным планированием выдвигаются следующие основные задачи:
. установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение по
отдельным направлениям, национально-государственным и административным
образованиям РФ, выявление размеров направления собственных ресурсов
хозяйства;
. организация работы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых
ресурсов государства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и
социальной сферы;
. осуществление финансового контроля за ходом выполнения бюджета.
Бюджетное планирование направлено, в конечном счете, на составление
проекта бюджета. В составлении и исполнении бюджета принимают участие все
органы государственной власти и управления. Непосредственно осуществляют
бюджетное планирование Министерство финансов РФ, министерства финансов
республик в составе РФ, финансовые управления администраций других
территорий в соответствии с предоставленными им правами.
Бюджетное планирование имеет две стадии. На первой стадии
осуществляется сводное бюджетное планирование, в ходе которого определяются
основные направления, пути и способы мобилизации финансовых ресурсов,
изыскиваются возможности для увязки намечаемых, доходов и расходов на
предстоящий год. На второй стадии производится адресное бюджетное
планирование, т.е. устанавливаются конкретные связи с бюджетом отраслей
народного хозяйства, непроизводственной сферы и других расходов. Здесь же
определяются поступления в бюджет по каждому виду налогов и сборов.
2. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
- органы законодательной (представительной) власти;
- органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы
местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор
доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
- органы денежно-кредитного регулирования;
- органы государственного и муниципального финансового контроля;
- государственные внебюджетные фонды;
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены
бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения,
государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели
бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные
операции со средствами бюджетов.
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты
бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое
планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на
рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и
контроль за исполнением бюджетов.
Банк Российской Федерации совместно с Правительством России
разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные
направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные
счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых
внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной
власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право
распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных
средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных
средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных
назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае
необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них
сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием
бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти,
распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них
уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов
бюджете получателе и, контролирует целевое использование ими бюджетных
средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная
органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого
характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и
финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная Палата Российской Федерации,
контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов
и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении
бюджетов и внебюджетных фондов.
3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ БЮДЖЕТОВ
Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-
экономического развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и
отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на
основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку
проектов бюджетов. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости
достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе