нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или
муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами(нормативами),
установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов
местного самоуправления.
Главная задача разработки проекта бюджета – определение объёма денежных
средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций,
возложенных на органы государственной власти и органы местного
самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и
социального развития государства и территории.
Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства
Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета
разрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми
органами.
Для составления проекта бюджета Министерство финансов РФ и
территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой
информационной базой, которая поступает им от соответствующего
правительства, статистических, налоговых органов и других учреждений.
Главным источником информации для составления проекта бюджета служит
прогноз социально-экономического развития государства или территории,
который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и
социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый
год и других показателей. При разработке проекта бюджета учитываются также
основные положения финансово-бюджетной политики, принятой на
соответствующий плановый период.
Проект федерального бюджета разрабатывается Министерством финансов РФ по
поручению Правительства РФ. Работа над проектом бюджета начинается за
двенадцать месяцев до начала планируемого года.
В задачу Министерства финансов входит разработка:
. проекта федерального бюджета;
. проектировок основных показателей федерального бюджета на
среднесрочную перспективу, которые разрабатываются на базе
среднесрочной программы Правительства Российской Федерации,
среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и
сводного финансового баланса;
. проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.
В основу разработки проекта федерального бюджета закладываются
направления планируемой финансово-бюджетной политики, определенной в
Бюджетном послании Президента РФ Правительству Российской Федерации, и
показатели разработанного Министерством экономики РФ прогноза социально-
экономического развития России на планируемый год, уточненных параметров
среднесрочного прогноза социально-экономического развития России,
показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются
показатели денежной программы, составляемой Центральным банком Российской
Федерации, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ, перечень
которых определяется Правительством РФ на основе долгосрочных и
среднесрочных прогнозов социально-экономического развития страны.
1) На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами
исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и
социального развития на планируемый год, в которых отражены главные
макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров
среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.
После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство
финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов
федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных
доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме
того, рассматриваются предложения о минимальных размерах оплаты труда и
пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и
пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчеты направляются на рассмотрение Правительства
РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет
Федерации и Государственную Думу по их запросу.
Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по
доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной
власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений
Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и
среднесрочную перспективу.
2) На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами
исполнительной власти производится распределение предельных объемов
бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное
распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных
средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые
программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их
финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.
Для проведения работы по составлению проекта бюджета в Министерстве
финансов РФ используются материалы, расчеты и обоснования, поступающие от
субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств Российской
Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными
за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты
показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются
возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем
расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей
департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент,
который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае
необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства
финансов РФ.
В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям
бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на
рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.
Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами
исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и
сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны
быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.
После согласования всех бюджетных расчетов с ведомствами и субъектами
Федерации бюджетный департамент Министерства финансов РФ составляет
окончательный проект федерального бюджета, который представляется в
Правительство Российской Федерации.
Проекты территориальных бюджетов составляются финансовыми органами
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы
имеют право на получение информации не только от территориальных органов
исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.
Финансовые органы субъектов Российской Федерации получают из Министерства
финансов РФ следующие материалы:
. предполагаемые изменения налогообложения;
. расходы, передаваемые в бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых
соответствующих средств;
. порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов РФ и
распределение его средств;
. субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам РФ.
Финансовые органы муниципальных образований получают от финансовых органов
субъектов Российской Федерации следующие материалы:
. предполагаемые изменения отчислений по закрепленным за местными бюджетами
доходам;
. порядок формирования регионального фонда финансовой поддержки
муниципальных образований и распределение его средств;
. субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным бюджетам.
Порядок организации и проведения работ по составлению проекта
территориального бюджета аналогичен работам, проводимым в Министерстве
финансов РФ.
В ходе работы по составлению проекта бюджета в случае
несбалансированности доходов и минимально необходимых расходов
территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган власти
представляет в вышестоящий исполнительный орган власти необходимые расчеты
для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов,
дотаций, субвенций, перечня доходов и расходов, подлежащих передаче из
вышестоящего бюджета, а также данные об изменении состава объектов,
подлежащих бюджетному финансированию.
Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования может
вносить в вышестоящий исполнительный орган власти предложения по изменению
и уточнению проектируемых вышестоящим органом власти бюджетных нормативов и
показателей. Разногласия по этим вопросам рассматриваются вначале в
вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения
разногласий отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся
обоснование предложений и обоснование отказа. В случае необходимости
решения этих вопросов на паритетных началах создается согласительная
комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих
органов власти. Окончательное решение принимается вышестоящим
представительным органом власти.
Кроме составления проекта бюджета на планируемый год, исполнительные
органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований в целях
составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения
единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить и
представить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы и
материалы:
. прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и
муниципального образования на очередной год;
. основные направления бюджетной и налоговой политики субъекта Российской
Федерации и муниципального образования на очередной год;
. прогноз сводного финансового баланса по территории субъекта Российской
Федерации и муниципального образования на очередной год;
. прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на
очередной год;
. адресную инвестиционную программу на очередной год;
. программу приватизации государственных предприятий на очередной год.
Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов