Бюджетное устройство

бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и

многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым

является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный

бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства);

бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в

Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты [4, стр. 199].

Государственная бюджетная система Российской Федерации функционирует в

соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г. и включает:

1. Республиканский (федеральный) бюджет;

2. 21 республиканский бюджет в составе российской Федерации, 55 краевых и

областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт- Петербурга, 10

окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской

области (всего - 89);

3. Около 29 тысяч местных бюджетов (городских, районных, поселковых,

сельских).

При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими

доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней [4, стр. 200].

Важной самостоятельной частью бюджетной системы России как суверенного

государства является республиканский (федеральный) бюджет. Именно он

обеспечивает централизацию части бюджетных ресурсов общегосударственного

характера. Через федеральный бюджет регулируется процесс распределения и

перераспределения национального дохода между субъектами федерации,

входящими в состав России, а также между экономическими районами.

Отдельное, не менее, а, может быть, и более важное звено бюджетной

системы Российской Федерации составляют многочисленные местные бюджеты.

Если в советские времена стремление к всеобщей централизации приводило к

тому, что удельный вес местных бюджетов в государственном бюджете СССР не

превышал 10-15 %, то с началом рыночных преобразований в ведение местных

властей были переданы отрасли хозяйства, связанные с непосредственным

обслуживанием населения, массовая сеть социально-культурных учреждений. За

счет местных бюджетов в настоящее время обеспечивается финансирование более

80 % бюджетных расходов на здравоохранение, более 60 % расходов на

просвещение, крупные бюджетные средства направляются на развитие

производственной и социальной инфраструктуры [3, стр. 304].

Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует

понятие “Консолидированный бюджет” РФ. Этот бюджет используется для анализа

показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом

власти.

Разработка и исполнение бюджетов любого уровня представляет собой

чрезвычайно сложную процедуру, включающую его составление, рассмотрение,

утверждение, собственно исполнение, а также контроль за исполнением, что

получило название бюджетного процесса. Бюджетный процесс регулируется уже

упоминавшимся Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного

процесса в РСФСР”, прочими законами РФ, законами республик в составе РФ,

решениями государственных представительных органов власти субъектов

Федерации, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета,

издаваемыми Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства

[4, стр. 209].

Бюджетный процесс - не просто сложный, но и чрезвычайно длительный

процесс. Его составление и рассмотрение длится более года, год (с 1 января

по 31 декабря) продолжается его исполнение, около полугода занимает

составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Для завершение

исполнения бюджета, кроме бюджетного периода (финансового года)

предоставляется еще и льготный период, составляющий один месяц, в течение

которого заканчиваются операции по обязательствам, принятым в рамках

исполнения бюджета [4, стр. 210].

Действующей конституцией определен круг органов государственной власти,

участвующих в разработке и утверждении бюджета, а также в контроле за его

исполнением. Первым этапом бюджетного процесса является его составление

исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует

разработка планов - прогнозов развития территорий и целевых программ, на

основе которых создается сводный финансовый баланс государства по

территории России (СФБ). В денежной форме он выражает социально-

экономическое развитие страны, позволяет полнее анализировать движение

стоимости общественного продукта и национального дохода, учитывать объем и

направления использования финансовых ресурсов. СФБ выражает финансовую

программу в общем виде, задача же бюджета - ее конкретное, развернутое

выражение. СФБ помогает органам исполнительной власти определять доходы

бюджета и постатейно разрабатывать его расходы.

Непосредственная работа по составлению проектов бюджетов проводится

Министерством финансов РФ, а также налоговыми и таможенными органами. При

этом используются различные методы: метод экономического анализа,

позволяющий, на основе анализа выполнения бюджета за прошлый год установить

причины отклонений и соответствующем образом откорректировать проектируемый

бюджет; нормативный метод, определяющий нормы всех статей расхода в общей

сумме бюджета; экстраполяционный метод, определяющий бюджетные показатели

исходя из их динамики за предыдущие годы. Полученные данные сообщаются

вышестоящими органами исполнительной власти непосредственно нижестоящим или

исполнительным органам власти в установленные сроки, обеспечивающие

утверждение бюджета до начала финансового года.

Составленный и согласованный проект федерального бюджета РФ

Правительство РФ до 1 сентября вносит на рассмотрение в Государственную

Думу. Вместе с ним направляется ряд документов, отражающих прогнозы

социально-экономического развития страны на предстоящий период, направления

бюджетной и налоговой политики, федеральные целевые программы и т. п.

Одновременно в Государственную Думу вносятся проекты федеральных законов о

бюджетах государственных внебюджетных фондов.

Следующая стадия бюджетного процесса - его рассмотрение и утверждение в

законодательных органах: Федеральном Собрании (Парламенте) РФ,

представительных органах субъектов Федерации и местных самоуправлениях.

Проект Федерального бюджета и сопутствующие документы направляются в

Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы для

принятия бюджета к рассмотрению Государственной Думой. Все материалы

передаются Президенту РФ, Совету Федерации, комитетам Думы и в Счетную

палату.

Получив заключения от комитетов, Государственная Дума начинает

рассмотрение бюджета в нескольких чтениях (так, бюджет на 1997 г.

принимался в четырех чтениях). Принятый Госдумой бюджет по Конституции в

течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае его

отклонения Федеральным Собранием бюджет передается в Госдуму для повторного

голосования и считается принятым, если при повторном голосовании за него

проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов (ст. 105 Конституции

РФ) [4, стр. 217].

Принятый Федеральный закон о бюджете в течение пяти дней направляется

Президенту РФ для подписания. После этого начинается непосредственное

исполнение бюджета, организуемое Кабинетом министров РФ по согласованию с

нижестоящими исполнительными органами.

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и

своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по

каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах

утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который

утвержден бюджет. Непосредственная работа по исполнению федерального

бюджета РФ проводится Минфином РФ, его подразделениями и органами, а также

Государственной налоговой службой РФ и Государственным таможенным комитетом

РФ и их органами на местах. Правительство РФ ежемесячно предоставляет в

Государственную Думу информацию о ходе исполнения текущего федерального

бюджета, консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных

внебюджетных фондов.

Важнейшее значение в бюджетной системе играет не так давно созданная

новая структура Минфина - Федеральное казначейство РФ, состоящее из

Главного управления Федерального казначейства и подчиненных ему

территориальных органов на местах. Казначейство непосредственно организует

исполнение бюджета, а так же внебюджетных фондов: его органы управляют

зачислением доходов и проведением взаиморасчетов между бюджетами,

осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета РФ. Казначейство

регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом РФ и

государственными внебюджетными фондами, обеспечивает финансовое исполнение

этих фондов. В функции Казначейства входит краткосрочное прогнозирование

объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление

этими ресурсами в пределах установленных на определенный период

государственных расходов; именно Казначейство проводит сбор, обработку и

анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставляет

высшим органам государственной власти отчетности о финансовых операциях

Правительства РФ по федеральному бюджету, о государственных внебюджетных

фондах, а также о состоянии всей бюджетной системы. Наконец, именно

Казначейство осуществляет управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и

другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего

долга РФ.

В своих действиях по обслуживанию бюджетных финансов Казначейство в

первую очередь исходит из единства кассы. Переход от банковской к

казначейской системе исполнения бюджета означает, что Казначейство должно

осуществлять и учитывать все операции со всеми государственными

федеральными ресурсами, находящимися в ведении правительства. С созданием

казначейской системы все платежи из федерального бюджета или

централизованных государственных финансовых ресурсов должны осуществляться

с единого (главного) счета Федерального казначейства, и тем самым быть ему

полностью подконтрольны. Все остальные счета, которые опосредуют движение

средств федерального бюджета, открытые в учреждениях банковской системы,

должны быть транзитными, то есть не иметь переходящих остатков. По

существу, это означает закрытие счетов бюджета в банках и открытие их в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты