Бюджетное устройство

землю, налога на имущество физических лиц и регионального налога на

имущество предприятий.

Вариант налогового федерализма, основанный на Налоговом кодексе, более

соответствует Конституции РФ и позволяет оградить федеральный центр от все

возрастающих запросов на федеральную налоговую базу со стороны регионов,

кардинально подойти к вопросу финансовой самообеспеченности субъектов

Федерации и местных органов самоуправления. Устанавливая для всех субъектов

единый перечень налогов и вводя федеральную систему налогов, Налоговый

кодекс решает и вопрос с налоговой асимметрией, которая на сегодняшний день

отчетливо сложилась как по статусу субъектов федерации (преимущественное

положение группы республик), так и по налогоплательщикам (влияние различия

экономических потенциалов, географических условий, производительности

труда).

К проблемам современного бюджетного устройства следует отнести и

чрезвычайную бюджетную децентрализованность, что противоречит тенденциям

формирования единого общероссийского рынка, осложняет проведение

общенациональной денежно-кредитной (в том числе и эмиссионной) политики,

подрывает политику ограничения бюджетного дефицита, устойчивость денежной

системы. В США, к примеру, в бюджетном законодательстве действуют правила,

предписывающие штатам и местным правительствам утверждать только

сбалансированный, бездефицитный бюджет. Это правило желательно ввести ив

Российской Федерации, чтобы предотвратить появление еще 89 эмиссионных

центров.

( ( (

Таким образом, сама жизнь настоятельно требует преобразования бюджетного

устройства Российской Федерации. Большие надежды возлагаются на принятие

Налогового кодекса, который должен упорядочить вопросы формирования

доходной базы бюджета. В целом же обновление бюджетного устройства России

должно вестись по следующим направлениям:

. обеспечение формирования сильного федерального бюджета как гаранта

устойчивости всей бюджетной системы, мощного инструмента

государственного регулирования рыночной экономики;

. переход к целевым финансовым трансфертам (грантам) территориям с

аккумуляцией федеральных и региональных бюджетных ресурсов для

совместного финансирования инвестиционных и социальных программ;

. отказ от предоставления бюджетно - налоговых преимуществ по

признакам государственно-национального статуса субъектов Федерации;

. законодательное утверждение бюджетной асимметрии в соответствии с

программами региональной экономической и социальной политики с

использованием критериев “бедных” и “богатых” регионов и других

утвержденных Федеральным Собранием группировок и критериев.

Все это в совокупности способно значительно усовершенствовать бюджетное

устройство Российской Федерации, особенно с точки зрения формирования

нормальных рыночных межбюджетных отношений, основанных на принципах

бюджетного федерализма. Тем не менее это, являясь чрезвычайно важным

аспектом реформирования всей бюджетной системы, затрагивает в основном лишь

внутрибюджетные проблемы. Не менее важно и формирование рациональных

“внешних” бюджетных отношений, то есть отношений бюджета с конечными

объектами государственного бюджетного регулирования - с населением и

предприятиями. А, следовательно, возникает необходимость рационализации

бюджетных расходов, повышения их целевой направленности и, конечно,

оптимизации доходных поступлений. Эта проблема выражается в Российской

Федерации, как, впрочем, и во многих развитых государствах, в необходимости

сбалансированности бюджета: проблеме управления бюджетным дефицитом и

государственным долгом.

2 ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ.

Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без

сальдо, возможен только теоретически. Бюджетный дефицит - превышение

расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те

или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира.

Бесспорно, бюджетный дефицит - нежелательное для государства явление: его

финансирование на основе денежной эмиссии гарантированно ведет к инфляции,

с помощью неэмиссионных средств - к росту государственного долга. Тем не

менее бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных,

катастрофических событий, так как различным может быть качество, природа

дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных

государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является

отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится

следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в

структуре общественного воспроизводства. Еще Дж. М. Кейнс в целях

взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости

рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования [4, стр. 174].

Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств

- войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится

недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких

случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное

явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма

бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в

экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем

финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только

срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических

решений.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой

рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в

условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично

развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями

бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как

крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить

многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить

наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита

экономически развитых стран. Так, например, в США в 1992 году дефицит

бюджета составлял 4.9 % к ВВП [4, стр. 174]. Выступая летом 1995 года в

конгрессе Б. Клинтон предложил сбалансировать бюджет за предстоящие десять

лет. Президент заявил, что правительство и конгресс обязаны сбалансировать

бюджет, но лишь на основе поддержания развития американской экономики и при

сохранении традиционных американских ценностей [15, стр. 79].

Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий

уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается

низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные

стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП.

Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет

эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем

средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других

видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются

налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником

финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как

они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного

оборота.

Что же происходит в России? Несмотря на рост налогов и некоторое

увеличение неналоговых доходов, бюджет Российской Федерации продолжает

оставаться резко дефицитным. На 1996 предельный размер дефицита

федерального бюджета был установлен в сумме 88,5 трлн. руб., или 3,85 % к

ВВП. Этот дефицит должен был быть профинансирован за счет внутренних

источников финансирования в общей сумме 56,1 трлн. руб., включая доходы от

эмиссии государственных ценных бумаг, и через привлечение источников

внешнего финансирования в общей сумме 32,5 трлн. руб. На конец года, по

данным Минфина России, консолидированный бюджет исполнен со следующими

результатами:

Таблица 1.

Исполнение консолидированного бюджета Российской Федерации в 1996 г.

| | |В том числе |

| |Консолидированный |Федеральный |Бюджеты территорий|

| |бюджет |бюджет | |

| |трлн. руб.|в % к ВВП |трлн. |в % к |трлн. |в % к ВВП|

| | | |руб. |ВВП |руб. | |

|Доходы |558,5 |24,7 |281,9 |12,5 |322,9 |14,3 |

|Расходы |652,7 |28,9 |356,2 |15,8 |342,8 |15,2 |

|Дефицит |94,2 |4,2 |74,3 |3,3 |19.9 |0,9 |

Источник: 18, стр. 138-139

Ситуация же в самом начале экономических преобразований была значительно

более плачевной. С разрушением командно-административной системы нормальное

соотношение между доходами и расходами прекратило поддерживаться силовыми

методами, что проявилось в огромном росте бюджетного дефицита. По итогам

1991 года дефицит бюджета бывшего СССР достиг почти 20 % ВНП [3, стр. 293].

Резкое увеличение дефицита государственного бюджета привело к нарастанию

инфляционных процессов, поскольку для покрытия дефицита правительство

систематически использовало денежно-кредитную эмиссию. Только за три

квартала 1991 г. рублевая масса возросла с 989 млрд. руб. до 1,7 трлн.

руб., и ситуация продолжала ухудшаться [3, стр. 295]. Нарастание

инфляционных процессов выр

азилось в росте цен на товары и услуги (видимая инфляция), и резком

повышении уровня неудовлетворенного платежеспособного спроса (скрытая

инфляция). До 1994 года дефицит бюджета продолжал оставаться на критическом

уровне - 10,8 % [18, стр. 138].

Отказ властей от использования первичной кредитной эмиссии Центрального

банка для финансирования бюджетного дефицита в 1995 - 1996 годах привел к

радикальному сокращению темпов инфляции и существенному оздоровлению

общеэкономической ситуации. Однако подавление инфляции было достигнуто лишь

за счет превращения бюджетного дефицита в государственную задолженность.

Место кредитов Центрального банка заняли займы внутри страны и за рубежом.

Если в 1994 г. внутренние и внешние займы составляли 21,5 % реальных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты