Бюджетное устройство

системе Казначейства с перечислением средств непосредственно на расчетные

счета хозяйствующих субъектов, выполнявших работы или оказывающих услуги

для бюджетных единиц, финансирующих за счет федерального бюджета.

Казначейство, опираясь на Центробанк и его систему, освобождает его от

функций ведения детального учета средств федерального бюджета и контроля за

их целевым использованием. Одновременно осуществляется внедрение учета

операций по фиксации денежных средств на каждой стадии исполнения

бюджета.[1]

Таким образом, вновь созданная система позволит на основе четко

определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить

оптимизацию бюджетных потоков, сделать процесс исполнения бюджета более

плавным, обеспечив учет и контроль каждого этапа исполнения федерального

бюджета, а не только объема бюджетных назначений и сумм платежей.

Заключительным этапом бюджетного процесса является составление отчета об

исполнении бюджета и утверждение его в законодательных органах власти. Вся

работа по составлению отчетов возложена на Министерство финансов РФ и его

финансовые органы, Государственную налоговую службу и налоговые инспекции,

Государственный таможенный комитет и его органы. Эти отчеты направляются

соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете

РФ докладывается Федеральному Собранию РФ, которое его утверждает. Для

осуществления контроля за исполнением федерального бюджета существует

Счетная палата, состав и порядок деятельности которой определяется

федеральным законом.

( ( (

Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно

сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты

субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы

и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение

доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же

бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и

другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее

развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного

механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного

построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и

четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда

возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной

бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные

принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и

самостоятельность.

2 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы.

Развитие демократических принципов в государственном устройстве и

управлении, происходящее в последние годы в России, сделало обязательным

компонентом системы государственного управления органы местного

самоуправления, наделенные народом управленческими и финансово-бюджетными

правами. Резко возросла и продолжает расти роль территориальных финансов в

общегосударственной финансовой системе. Соответственно, возрастает и роль

местных бюджетов. Величина местных финансов растет во многих странах: они

становятся превалирующей частью финансовых ресурсов государства.

Но здесь же возникает множество проблем. Как осуществить справедливое

распределение доходов и расходов между бюджетами различных уровней? Как

определить приоритетность целей бюджетного регулирования, проводимого на

одном из уровней? И главное - как добиться одинаковой направленности

бюджетной политики всех уровней?

Одной из основных характеристик федеративного государства является

соответствие базовых направлений экономической политики как в действиях

федерального правительства, так и в действиях правительств субъектов

Федерации. Другими словами, если, например, действия центра направлены на

сокращение государственных расходов, то и вся региональная политика должна

быть направлена на стимулирование сокращения расходов на уровне субъектов

федеративного государства. Но добиться такой сбалансированности, особенно в

российских кризисных условиях, - задача более чем непростая. Необходимо

найти единственно верный компромисс между подлинно рыночными федеративными

тенденциями и стремлением к централизации в условиях глубокого кризиса. Тем

не менее именно в становлении новых межбюджетных отношений, основанных на

принципах бюджетного федерализма, - ключ к успеху проводимых

преобразований, именно это - важнейшее условие создания в России истинно

рыночного бюджетного устройства.

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации

является пересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней.

Будучи федеральным государством с трехуровневой бюджетной системой, для

России чрезвычайно актуальна проблема построения бюджетного устройства,

основанного на принципах бюджетного федерализма, под которым понимается

система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления

различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на

следующих основных принципах:

1. Самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым

уровнем власти и управления собственных источников доходов, право

самостоятельно определять направления их расходования, недопустимость

изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно

полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию

расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими

органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных

льгот только за счет собственных доходов и т. д.);

2. Законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных

полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти

и управления;

3. Соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления

выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального

выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

4. Нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования

межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

5. Наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов

между различными уровнями власти и управления, достижение

взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики

[10, стр. 22].

Конкретные же воплощения концепции бюджетного федерализма опираются на

определенное сочетание двух взаимодополняющих тенденций: конкуренции между

региональными органами на “рынке” социальных услуг, с одной стороны, и

выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения на всей территории

страны общенациональных минимальных стандартов - с другой.

Таким образом, бюджетный федерализм есть одно из сложнейших направлений

экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и

политических отношений. Наша страна делает еще только первые шаги к

становлению подлинно федеративных отношений между бюджетами различных

уровней. Тем не менее основы к их формированию уже заложены и в развитии

бюджетного федерализма достигнуты положительные результаты, хотя,

несомненно, существует еще и немало проблем.

С полным правом можно говорить, что в Российской Федерации заложена

конституционная модель бюджетного федерализма, так как именно Конституция

определяет такие общие принципы бюджетной системы, как разграниченность и

самостоятельность бюджетов всех уровней. Особым звеном в конституционной

модели бюджетного федерализма являются совместные бюджетные и налоговые

полномочия Федерации и ее субъектов. С одной стороны, они взаимно

ограничивают полномочия центра и регионов, а с другой - устанавливают их

взаимосвязь и взаимозависимость, определяя единство бюджетной и налоговой

системы. Конституцией предоставлено в совместное ведение Федерации и ее

субъектов установление общих принципов налогообложения и сборов, и в то же

время субъекты Федерации не ограничены в своих правах вводить собственную

систему налогов и сборов на основе общих принципов налогообложения. По

Конституции действует три системы налогообложения, однако не

предусматривается также и полное отделение бюджетов и налоговых систем:

ведь Федерация и ее субъекты совместно ведают экономической, налоговой

базой в виде государственной собственности, земли, недр, водных и других

природных ресурсов. Предусмотрены также федеральные фонды регионального

развития; следовательно, возникают межбюджетные связи и взаимодействие

налоговых систем.

Таким образом, конституционные основы формирования эффективной модели

бюджетного федерализма существуют. Тем не менее реальная его сущность

значительно сложнее и представляет собой взаимодействие экономических и

политических интересов властных уровней и структур государства,

направленных на формирование, присвоение, распоряжение и использование

денежных ресурсов общества посредством системы налогов, платежей, сборов и

системы бюджетных ассигнований и расходов [9, стр. 4]. Именно в рамках

данной системы заключен процесс финансового обращения внутри самого

государства, выражающийся в специфических финансовых кругооборотах

бюджетных денежных ресурсов между их источниками (юридическими и

физическими лицами), органами власти и субъектами присвоения ресурсов.

Бюджетный федерализм выступает неким посредником обмена в системе

“экономика - государство - экономика”, где государство само по себе

является целой системой субъектов.

Принято разделять бюджетный федерализм на две сферы: внутреннюю и

внешнюю. Внутренняя сфера выполняет функции централизации, распределения и

перераспределения бюджетных средств между уровнями государственной власти.

Внешняя же сфера выражает конечную предназначенность бюджетных отношений,

осуществляя “обслуживание” государством общества. При этом чем оно

получается дешевле, тем эффективнее система бюджетного федерализма [9, стр.

4].

Одной из центральных проблем бюджетного федерализма является бюджетное

выравнивание, которое подразделяется на вертикальное и горизонтальное (эти

понятия пришли к нам из зарубежной практики). Вертикальное выравнивание -

это процесс достижения баланса между объемом обязательств каждого уровня

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты