Бюджетное устройство России

утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления

информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по

решению законодательных (представительных) органов государственной власти,

органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и

средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по

проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо

внутри законодательного (представительного) органа государственной власти,

либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами

государственной власти.

9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза

социально-экономического развития соответствующей территории и

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства

выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с

обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Конституцией Российской Федерации 1993г. закреплено федеративное

устройство нашего государства, которое основано на государственной

целостности, единстве системы государственной власти, разграничении

предметов ведения и полномочий между органами государственной власти

Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской

Федерации.

Субъектами Российской Федерации являются республики в составе

Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область,

города Москва и Санкт-Петербург.

В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия

между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.

Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены

для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В

статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.

Административно–территориальные(муниципальные)образования, составляющие

территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов

муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный

бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных

бюджетов составляют территориальные бюджеты.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между

центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного

федерализма.

Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между

центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами

местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

*)Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе

бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании

бюджетных средств.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных

принципах:

1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами

власти всех уровней управления;

2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми

ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;

3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов

всех звеньев бюджетной системы;

4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных

прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;

*)Указ Президента N 2268 «О механизме финансово-бюджетного

федерализма»

5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в

бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности

6) бюджетного процесса, в том числе в определении направлений

использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения

бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.

В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм

финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения

средств между федеральными и региональными бюджетами – передача средств из

федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда

финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на

основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также

использоваться и во взаимоотношениях между региональными и местными

бюджетами. Применение его способствует объективизации межбюджетного

распределения средств.

Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного

федерализма в России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:

1) полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью

соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;

2) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего

уровня должна быть полностью компенсирована одновременно

передаваемыми доходами;

3) должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы,

создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня,

а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются

вниз;

4) следует максимально сократить использование такой формы

межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным

расчетам;

5) Полный переход на казначейскую систему.

С этой целью следует:

. более четко разграничить бюджетные полномочия между различными

уровнями власти;

. фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах

согласованные пропорции совместных налогов;

. создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в

формировании территориальных бюджетов;

. создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах

прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и

льгот для всех территорий;

. внедрить в практику формирования территориальных бюджетов

нормативно-расчетные методы, основанные на разработке

исполнительными органами власти и утверждении представительными

органами власти минимальных государственных социальных стандартов,

социальных и финансовых норм.

1.2. Межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в

рамках межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной

власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов

Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с

формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:

. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням

бюджетной системы Российской Федерации;

. разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по

временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы

Российской Федерации;

. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства

бюджетных прав муниципальных образований;

. равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с

федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с

бюджетами субъектов Российской Федерации;

. принцип распределения доходных источников (формы и направление поддержки

дотационных бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут

передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов

субъектов РФ – в местные бюджеты.

В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями

бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во

взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными

бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета

нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и

муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным

бюджетам, а так же единый порядок уплаты федеральных и региональных

налогов.

Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении

налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов

субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов

консолидированного бюджета РФ.

Во второй половине 90-х годов примерное распределение средств между

отдельными звеньями бюджетной системы РФ характеризовалось следующими

данными (Таблица 1).

Таблица 1.Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (%).

|Консолидированный бюджет РФ |100 |

|Федеральный бюджет РФ |45-55 |

|Консолидированные бюджеты субъектов РФ |55-45 |

|Из них: |

|Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) |20-25 |

|Местные бюджеты |25-20 |

|В том числе: |

|Городские бюджеты |16-20 |

|Районные бюджеты |7,5-8 |

|Поселковые бюджеты |0,5-0,7 |

|Сельские бюджеты |1-1,3 |

Распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной

системы иллюстрирует Таблица 2.

| | |Федераль|Регионал|Местный |

| |Наименование налога |-ный |ь-ный |бюджет |

| | |бюджет |бюджет | |

|1. |Налог на прибыль |- |- |- |

|2. |НДС |85 |15 |- |

|3. |Акцизы |- |- |- |

|4. |Подоходный налог с физических |3 |12 |- |

| |лиц | | | |

|5. |Налог на имущество с физических |- |4 |96 |

| |лиц | | | |

|6. | - - / / - - |- |44 |56 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты