утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления
информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по
решению законодательных (представительных) органов государственной власти,
органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и
средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по
проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо
внутри законодательного (представительного) органа государственной власти,
либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами
государственной власти.
9. Достоверность бюджета означает надежность показателей прогноза
социально-экономического развития соответствующей территории и
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
10. Адресность и целевой характер бюджетных средств – бюджетные средства
выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с
обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Конституцией Российской Федерации 1993г. закреплено федеративное
устройство нашего государства, которое основано на государственной
целостности, единстве системы государственной власти, разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской
Федерации.
Субъектами Российской Федерации являются республики в составе
Российской Федерации, края, области, автономные округа, автономная область,
города Москва и Санкт-Петербург.
В соответствии с Конституцией РФ разграничены предметы ведения и полномочия
между органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Федерации, в том числе в области бюджета.
Каждый субъект Федерации имеет свой бюджет, средства которого предназначены
для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В
статье 15 Бюджетного кодекса он назван региональным бюджетом.
Административно–территориальные(муниципальные)образования, составляющие
территорию субъекта Федерации согласно конституции РФ, имеют свои бюджеты.
Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) и свод бюджетов
муниципальных образований (местных бюджетов) составляют консолидированный
бюджет субъекта Федерации. В свою очередь свод региональных и местных
бюджетов составляют территориальные бюджеты.
Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между
центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного
федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм – это разделение полномочий между
центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами
местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.
*)Финансово-бюджетный федерализм реализуется главным образом в ходе
бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании
бюджетных средств.
Финансово-бюджетный федерализм базируется на следующих основных
принципах:
1) законодательном разграничении полномочий по расходам между органами
власти всех уровней управления;
2) обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми
ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций;
3) обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания доходов
всех звеньев бюджетной системы;
4) наличии единых для каждого звена бюджетной системы формализованных
прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджетов;
*)Указ Президента N 2268 «О механизме финансово-бюджетного
федерализма»
5) самостоятельности и равноправии каждого бюджета, входящего в
бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельности
6) бюджетного процесса, в том числе в определении направлений
использования бюджетных средств, подконтрольности исполнения
бюджета соответствующим представительным органом власти и т.д.
В 1994г. в соответствии с Указом Президента РФ №2268 в механизм
финансово-бюджетного федерализма вводится новая форма перераспределения
средств между федеральными и региональными бюджетами – передача средств из
федерального бюджета региональным бюджетам путем формирования фонда
финансовой поддержки регионов и расчета размера выделяемых средств на
основе специально разработанной формулы. Этот метод стал также
использоваться и во взаимоотношениях между региональными и местными
бюджетами. Применение его способствует объективизации межбюджетного
распределения средств.
Следует отметить, что процесс создания финансово-бюджетного
федерализма в России не закончился. Предстоит решение ряда проблем:
1) полномочия всех уровней власти по расходам должны полностью
соответствовать имеющимся у них полномочиям по доходам;
2) передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего
уровня должна быть полностью компенсирована одновременно
передаваемыми доходами;
3) должны быть устранены встречные финансовые потоки, когда доходы,
создаваемые на территории, изымаются в бюджет вышестоящего уровня,
а затем в виде финансовой помощи, дотаций и субвенций передаются
вниз;
4) следует максимально сократить использование такой формы
межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным
расчетам;
5) Полный переход на казначейскую систему.
С этой целью следует:
. более четко разграничить бюджетные полномочия между различными
уровнями власти;
. фиксировать в федеральных и региональных законодательных актах
согласованные пропорции совместных налогов;
. создать более эффективный механизм корректировки диспропорций в
формировании территориальных бюджетов;
. создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах
прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и
льгот для всех территорий;
. внедрить в практику формирования территориальных бюджетов
нормативно-расчетные методы, основанные на разработке
исполнительными органами власти и утверждении представительными
органами власти минимальных государственных социальных стандартов,
социальных и финансовых норм.
1.2. Межбюджетные отношения
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в
рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной
власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с
формированием и исполнением соответствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
. распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням
бюджетной системы Российской Федерации;
. разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по
временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы
Российской Федерации;
. равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства
бюджетных прав муниципальных образований;
. равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с
федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с
бюджетами субъектов Российской Федерации;
. принцип распределения доходных источников (формы и направление поддержки
дотационных бюджетов субъектов Российской Федерации).
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут
передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов
субъектов РФ – в местные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями
бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во
взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными
бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета
нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и
муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным
бюджетам, а так же единый порядок уплаты федеральных и региональных
налогов.
Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении
налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов
субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов
консолидированного бюджета РФ.
Во второй половине 90-х годов примерное распределение средств между
отдельными звеньями бюджетной системы РФ характеризовалось следующими
данными (Таблица 1).
Таблица 1.Распределение средств между звеньями бюджетной системы РФ (%).
|Консолидированный бюджет РФ |100 |
|Федеральный бюджет РФ |45-55 |
|Консолидированные бюджеты субъектов РФ |55-45 |
|Из них: |
|Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) |20-25 |
|Местные бюджеты |25-20 |
|В том числе: |
|Городские бюджеты |16-20 |
|Районные бюджеты |7,5-8 |
|Поселковые бюджеты |0,5-0,7 |
|Сельские бюджеты |1-1,3 |
Распределение главных бюджетных налогов между звеньями бюджетной
системы иллюстрирует Таблица 2.
| | |Федераль|Регионал|Местный |
| |Наименование налога |-ный |ь-ный |бюджет |
| | |бюджет |бюджет | |
|1. |Налог на прибыль |- |- |- |
|2. |НДС |85 |15 |- |
|3. |Акцизы |- |- |- |
|4. |Подоходный налог с физических |3 |12 |- |
| |лиц | | | |
|5. |Налог на имущество с физических |- |4 |96 |
| |лиц | | | |
|6. | - - / / - - |- |44 |56 |