обременения обязательствами, а также иной информации, относящейся к этим
бумагам. Сделки с БЦБ могут совершаться по особым, крайне специфическим
правилам. П. 2 ст. 149 ГК РФ предусматривает, что на лицо, ведущее учет
прав на БЦБ, возлагается обязанность фиксировать все совершенные ими
сделки. Эту деятельность не следует рассматривать просто как разновидность
государственной регистрации соответствующих договоров. Скорее всего она
является одним из этапов процедуры их заключения или исполнения. Правовой
режим бездокументарных ценных бумаг, главным образом облигаций,
обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), т.е. на бирже,
характеризуется различными ограничениями прав его участников. Эти
ограничения устанавливаются ЦБ РФ не только в нормативных актах, но и в
договорах с участниками ОРЦБ. В результате на сегодняшний день
бездокументарные облигации могут быть предметом следующего ограниченного
круга сделок:
1) на первичном рынке: размещение (продажа облигаций первым приобретателям)
и погашение (платеж по наступлении срока);
2) на вторичном рынке: купля-продажа и залог[38]
Купля продажа облигаций, совершаемая на бирже, может предполагать ее
исполнение в течение ближайших двух-трех дней. В этом случае такая сделка
будет называться кассовой. Если же договором предусмотрена отсрочка
исполнения, то такая сделка будет называться форвардной.
Таким образом, бездокументарные ценные бумаги являются объектами
обязательственных, а не вещных прав, в отличие от других ценных бумаг,
имеющих двойственную суть.
ГЛАВА III. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ
3.I. ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫПУСКА И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ
БУМАГ
Фондовый рынок в России начал свое формирование по существу с начала
90-х годов. Ранее оборот ценных бумаг был чрезвычайно скуден и
ограничивался в основном государственными ценными бумагами. Динамичное
развитие последних лет изменило ситуацию. Сегодня можно говорить о таких
сегментах российского фондового рынка как рынок акций и облигаций
приватизированных предприятий, рынок ценных бумаг, эмитированных
коммерческими банками, рынок муниципальных и региональных облигаций и
займов, рынок ценных бумаг частных эмитентов, созданных вне процесса
приватизации. На новую ступень начинает выходить рынок государственных
ценных бумаг, постепенно приобретая необходимые черты и приближаясь к
выполнению функций, характерных для аналогичных секторов развитых фондовых
рынков. Параллельно и достаточно энергично шел процесс накопления
законодательного материала в этой новой и важной для экономики сфере. На
сегодняшний день действует более 500 нормативных актов. Это Законы РФ,
Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, инструкции и иные
нормативные документы Центрального банка РФ, Министерства Финансов РФ,
Государственной налоговой службы РФ, Государственного комитета РФ по
статистике и других министерств и ведомств РФ. Они регулируют выпуск и
обращение акций, облигаций, векселей, чеков, депозитных и сберегательных
сертификатов, банковских сберегательных книжек на предъявителя,
коносаментов, приватизационных и иных ценных бумаг.
Нельзя не выделить ряд важнейших законодательных актов – Гражданский
Кодекс РФ, Закон РФ «О рынке ценных бумаг»[39], Закон РФ «Об акционерным
обществах»[40]., и др. В них раскрываются такие понятия, как эмиссия
ценных бумаг, их размещение, подписка на ценные бумаги, конвертация и т.д.,
содержатся требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг
(брокерам, дилерам, клиринговым организациям, депозитариям, регистраторам,
номинальным держателям ценных бумаг и т.д.), определяются условия рекламы
ценных бумаг и решаются другие вопросы, связанные с ценными бумагами. Так,
основные положения о выпуске государственных ценных бумаг определяются
Законом РФ «О государственном внутреннем долге РФ» от 13 ноября 1992
г.[41].
Основными правовыми актами, регламентирующими вексельное обращение на
территории РФ, в настоящее время являются постановления ЦИК и СНК СССР от 7
августа 1937 г. «О введении в действие Положения о переводном и простом
векселе»[42] и Закон РФ «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997
г.[43]
Условия выпуска и обращения сертификатов определяются Правилами по
выпуску и оформлению депозитных и сберегательных сертификатов,
утвержденными Центральным банком РФ 10 февраля 1992 г.[44]
Реквизиты и основные правила обращения коносаментов закреплены ст. 123-
126 КТМ СССР[45].
Особое место среди органов, уполномоченных регулировать отношения в
рассматриваемой сфере занимает Федеральная комиссии по ценным бумагам и
фондовому рынку при Правительстве РФ, образованная Указом Президента РФ от
4.11.1994 г. №2063 «О мерах по государственному регулированию рынка ценных
бумаг в РФ»[46], на которую возлагается контроль и регулирование рынка
ценных бумаг и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Следует отметить, что развитие рынка ценных бумаг и его нормативного
регулирования зачастую носило не только бурный характер, но и
сопровождалось естественными «болезнями роста», к числу которых можно
отнести недостаточную последовательность и системность. В результате в
регулирующей базе существуют значительные пробелы и далеко не всякая
регламентация могла бы быть признана удовлетворительной.
Особенностью источников правового регулирования выпуска и обращения
ценных бумаг можно назвать большое количество содержащихся в них
процедурных норм. Рассматриваемые источники как правило, не воспроизводят
в своих статьях нормы Гражданского Кодекса РФ, а развивают и детализируют
их. В то же время нельзя не обратить внимание и на присущие им недостатки,
многие из которых являются весьма существенными, что приводит к
возникновению правовых коллизий. Сюда можно отнести неоправданную сложность
подачи правового материала, невысокий уровень юридической техники. Данный
недостаток усугубляется отсутствием понятийного аппарата, что препятствует
использованию правовых источников лицами, которым они, казалось бы,
адресованы. В Законах и иных источниках содержится немало положений, не
являющихся бесспорными, в связи с чем по ряду вопросов, которые не могут
быть однозначно разрешены путем толкования норм, а также по вопросам, не
нашедшим пока единообразного применения на практике, возникает много
споров. К сожалению, и в настоящее время имеется настоятельная потребность
в четком правовом регулировании сферы отношений связанных с обращением
ценных бумаг.
3.2. ПРАВА ПО ЦЕНОЙ БУМАГЕ
Согласно ч. 1 ст. 145 ГК РФ права, удостоверенные именной ценной
бумагой, могут принадлежать «названному в ценной бумаге лицу». Но одного
этого обстоятельства недостаточно. «В случае именной ценной бумаги
держатель легитимирован в качестве субъекта права, если он означен не
только в предъявленной им бумаге, но также и в книгах обязанного лица», —
писал М. М. Агарков[47]. Поэтому, например, для легитимации какого-либо
лица по именным эмиссионным ценным бумагам (акциям и облигациям)
необходимо, чтобы идентифицирующие его признаки были внесены в учетные
записи держателя реестра владельцев ценных бумаг либо (в соответствующих
случаях) в учетные записи депозитария.
По этому поводу в абзаце 3 ст. 29 Закона РФ «О рынке ценных бумаг»
написано: «Право на именную документарную ценную бумагу переходит к
приобретателю:
• в случае учета прав приобретателя на ценные бумаги в системе ведения
реестра — с момента передачи ему сертификата ценной бумаги после внесения
приходной записи по лицевому счету приобретателя;
• в случае учета прав приобретателя на ценные бумаги у лица,
осуществляющего депозитарную деятельность, с депонированием сертификата
ценной бумаги у депозитария — с момента внесения приходной записи по счету
депо приобретателя».
Но законодатель не всегда верно оперирует понятиями «право на ценную
бумагу» и «право по ценной бумаге».[48] В ст. 29 Закона РФ «О рынке ценных
бумаг» имеется следующая норма: «Права, закрепленные эмиссионной ценной
бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную
бумагу». Авторы закона имели в виду необходимость защиты интересов
приобретателей ценных бумаг. Таким образом предполагалось закрепить
следующее правило: лицо, совершившее сделку по приобретению ценной бумаги,
имеет право требовать надлежащего оформления своих прав по ценной бумаге. В
связи с чем отчуждатель предъявительской ценной бумаги обязан передать
приобретателю соответствующий документ; отчуждатель именной ценной бумаги
обязан выдать передаточное распоряжение с приложением сертификата ценной
бумаги и т.д.
Но, к сожалению, сформулировано это правило было неудачно. Из
толкования данной нормы теперь следует, что права по ценной бумаге вообще
может осуществлять только лицо, имеющее право на саму ценную бумагу.
Получается, что обязанное лицо должно убедиться в наличии вещных прав на
ценную бумагу у лица, требующего по ней исполнения. Формальной легитимации
по правилам, установленным для соответствующей разновидности ценных бумаг,
оказывается недостаточно.
Такой порядок противоречил бы действующему ГК РФ, да и самой сущности
ценной бумаги. Отрицание принципа публичной достоверности лишает ценную
бумагу преимуществ таковой. Поэтому при толковании указанной нормы следует
использовать и другие положения Закона РФ «О рынке ценных бумаг». В той же
статье 29 (абз. 5—8) перечислены общепризнанные правила формальной
легитимации по эмиссионным ценным бумагам. А в абз. 1—3 указано, с какими
событиями Закон связывает переход прав на эмиссионные ценные бумаги (в
действительности эти правила определяют, с какого момента приобретатель
ценной бумаги получает формальную легитимацию в качестве управомоченного
лица). Поэтому под «правами на ценную бумагу» здесь следует понимать «права
по ценной бумаге». Только при таком подходе все встает на свои места.
Путаница стала возможной из-за недостаточной разработанности теории.
Отсутствует, например, единое мнение по вопросу о том, следует ли
признавать субъектом права по ценной бумаге то лицо, которое формально
имеет право на получение исполнения по ценной бумаге, не являясь субъектом
права на нее. М. М. Агарков использовал термин «формальный субъект права по
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13