владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его
счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого
предприятия — получателя средств в том же или другом одногородном или
иногороднем учреждении банка.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с
другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот,
ускорение движения денежных средств, возможность плательщика
предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг,
возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что
делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой
расчетов.
Платежное требование-поручение представляет собой требование
поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему
отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору
продукции, выполненных работ, оказанных услуг.
Инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по
поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от
других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных
документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные
требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой.
Чек — письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его
счета держателю чека определенную денежную сумму. Различают денежные чеки и
расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в
банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные
расходы, закупки сельхозпродуктов и т. д.
Расчетные чеки — это чеки, применяемые для безналичных расчетов.
Расчетный чек — это документ установленной формы, содержащий безусловный
письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной
денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).
Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, но в
отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-
получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и
предъявляет чек в свой банк для оплаты.
Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате
поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном
заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих
документов.
Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем
обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним
поставщиком.
Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком
и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий
кредит) на основе специального документа-векселя.
Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго
установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю)
бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты
обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида
векселей: простые и переводные.
4 Правила и порядок расчетов наличными денежными средствами.
Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем
–предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы
деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях
банков (далее - банках).
Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими
предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют
другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно письма ЦБ № 375-У от 07.10.1998 г. «Об установлении
предельного размера расчетов наличными деньгами в российской федерации
между юридическими лицами» в Российской Федерации установлен предельный
размер расчетов наличными деньгами по одному платежу:
o между юридическими лицами - в сумме 10 тысяч рублей;
o для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у
юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье - в
сумме 15 тысяч рублей;
o для предприятий и организаций торговли Главного управления
исполнения наказаний Министерства внутренних дел Российской
Федерации (ГУИН МВД России) при закупке товаров у юридических лиц -
в сумме 15 тысяч рублей.
Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие
должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с
населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых
машин.
Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами
первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые
утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с
Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской
Федерации.
Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным
кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это
уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за
подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира,
заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.
Выдача наличных денег из касс предприятий производится по расходным
кассовым ордерам или надлежаще оформленным другим документам (платежным
ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.)
с наложением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового
ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем,
главным бухгалтером предприятия или лицами на это уполномоченными. При
выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему его документу
отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта или другого
документа), удостоверяющего личность получателя, записывает наименование и
номер документа, кем и когда он выдан и отбирает расписку получателя.
Расписка в получении денег может быть сделана получателем только
собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной
суммы: рублей - прописью, копеек - цифрами. При получении денег по
платежной (расчетно-платежной) ведомости сумма прописью не указывается.
Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в
кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу,
которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или
мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями
руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
2. Контроль за денежными оборотами.
1. Планирование денежных потоков.
Управление денежными потоками является одним из важнейших направлений
деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени
обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его
прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств,
составление бюджетов денежных средств и т.п. Значимость такого вида
активов, как денежные средства, по мнению Джона Кейнса, определяется тремя
основными причинами:
V рутинность денежные средства используются для выполнения текущих
операций, поскольку между входящими и исходящими денежными потоками
всегда имеется временной лаг, предприятие вынуждено постоянно держать
свободные денежные средства на расчетном счете;
V предосторожность - деятельность предприятия не носит жестко
предопределенного характера, поэтому денежные средства необходимы для
выполнения непредвиденных платежей;
V спекулятивность - денежные средства необходимы по спекулятивным
соображениям, поскольку постоянно существует ненулевая вероятность того,
что неожиданно представится возможность выгодного инвестирования.
Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств
связано с определенными потерями - с некоторой долей условности их величину
можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном
инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два
взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности
и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных
средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными
ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.
Цель управления денежными средствами состоит в том, чтобы
инвестировать избыток денежных доходов для получения прибыли, но
одновременно иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по
платежам и одновременного страхования на случай непредвиденных ситуаций.
Чем более предсказуемы денежные потоки фирмы, тем меньше потребность в
страховании. Управление денежными средствами начинается с момента выписки
покупателем (дебитором) чека на оплату продукции и заканчивается выплатами
кредиторам, персоналу, бюджетам и др. лицам. При этом управление денежными
средствами тесно связано с управлением кредиторской задолженностью, ибо
менеджеры фирмы регулируют сроки ее оплаты.
Следует выделять "притоки" и "оттоки" денежных средств по основной
(операционной) деятельности, инвестиционной и финансовой видам
деятельности.
|Виды деятельности |Притоки денежных средств |Оттоки денежных средств|
|1. Основная |Выручка от реализации в |Платежи по счетам |
|деятельность |текущем периоде; погашение|поставщиков и |
| |дебиторской задолженности;|подрядчиков; выплата |
| |авансы, полученные от |зарплаты; отчисления в |
| |покупателей; поступления |бюджет и внебюджетные |
| |от продажи продукции |фонды; уплата процентов|
| |полученной по бартеру, и |по кредиту; отчисления |
| |т.п. |на соц. сферу. |
|2.Инвестиционная |Продажа основных средств и|Приобретение основных |
|деятельность |нематериальных активов; |средств, нематериальных|