| |дивиденды, проценты от |активов; капитальные |
| |долгосрочных финансовых |вложения (прямые |
| |вложений; возврат |инвестиции в |
| |инвестиций. |строительство), |
| | |долгосрочные финансовые|
| | |вложения. |
|3. Финансовая |Краткосрочные кредиты и |Возврат краткосрочных |
|деятельность |займы; долгосрочные |кредитов, погашение |
| |кредиты и займы; |займов; возврат |
| |поступления от эмиссии |долгосрочных кредитов, |
| |акций; целевое |погашение займов; |
| |финансирование. |выплата дивидендов; |
| | |погашение векселей. |
2. Банковский контроль за денежным оборотом.
Согласно Указа Президента РФ «Об осуществлении комплексных мер по
своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных
платежей» от 23.05.1994 г. (в ред. Указов Президента РФ от 21.03.95 N 291,
от 06.01.98 N 10, от 03.08.99 N 977) в целях обеспечения полноты внесения
налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и государственные
внебюджетные фонды Российской Федерации, усиления ответственности
налогоплательщиков за соблюдение норм налогового законодательства
установлено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а
также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации
предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:
o за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими
предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных
предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного
платежа;
o за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной
наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
o за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных
средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх
установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной
сверхлимитной кассовой наличности.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших
указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном
установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной
месячной оплаты труда.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении
штрафов, предусмотренных настоящим пунктом, производится органами
Государственной налоговой службы Российской Федерации по сведениям,
предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими
проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка
ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Осуществление проверок соблюдения предприятиями порядка работы с
денежной наличность и ведения кассовых операций возложено как на Инспекции
МНС, так и кредитные организации.
Круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем
учреждения банка в зависимости от объема налично - денежного оборота и
имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного
порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также
информация других контролирующих органов.
Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в
проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета
предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из
кассы учреждения банка. Уточняется сумма установленного лимита остатка
денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы
предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в
учреждение банка.
В ходе проверки предприятия рассматривается:
1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении
банка. Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным
учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между
данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия
выясняются причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия,
а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем
учреждения банка не проверяются. Полнота оприходования в кассу
предприятия наличных денежных средств, полученных в результате
хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при
проведении проверок соблюдения налогового законодательства.
2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Рассматривается
соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в
учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в
кассу за проверяемый период и сопоставляется с суммой денег,
сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение
банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты
социального характера, других денежных средств. Сверяются суммы и
даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при
наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в
кассовой книге выясняются причины такого положения.
3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования
поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств. На
основании первичных документов по учету кассовых операций и других
бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с
банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей
в кассу предприятия.
4. Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными
деньгами между юридическими лицами. В целях выявления фактов
превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами
с юридическими лицами за товарно - материальные ценности,
выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в
документах первичной учетной документации по кассовым операциям
(записи в кассовом журнале, приходно - расходных документах,
кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных
наличных денег (проверяются обороты по счету "Расчеты с
подотчетными лицами"), а также товарные чеки, счета, счета -
фактуры. При наличии таких фактов в Справке по проверке
проставляется сумма произведенного платежа и наименование
участников расчетов.
5. Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных
денег в кассе предприятия. Рассматривается соблюдение
установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый
день проверяемого периода. В Справке по проверке проставляются
данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег
в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит. Определяется
общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде,
а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина),
рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения
лимита остатка кассы.
6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов.
Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления
операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия,
ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям
(приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации
приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги
учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление
ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в
соответствии с приходно - расходными документами, расчетно -
платежными ведомостями. Отмечается качество и периодичность
составления первичных кассовых документов по приему и выдаче
наличных денег, соответствие записей в приходно - расходных
документах записям в кассовой книге и другие.
7. По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся
необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению
имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с
денежной наличностью.
8. Справка по результатам проверки составляется в 3 экземплярах и
подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером
предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).
В случаях, когда в ходе проверки не установлены факты нарушений
предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной
наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2 экземпляров
Справки.
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем
учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр Справки
передается предприятию, второй - остается в документах учреждения банка.
При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью
первый экземпляр Справки направляется органам Государственной налоговой
службы Российской Федерации по месту учета налогоплательщика для
определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными
правовыми актами Российской Федерации.
3. Анализ денежного оборота.
При проведении комплексного исследования деятельности предприятия
финансовые результаты должны анализироваться с учетом данных о движении
денежных средств. Частично это связано с тем, что в современной отчетности
отражаются финансовые результаты, сформированные по методу начислений, а не
кассовым методом (т.е. доходы и затраты предприятия отражаются в отчетности
того периода, в котором они имели место, независимо от связанного с ними
фактического движения денежных средств). Кроме того, часть поступлений и