Договор финансовой аренды
Ульяновский Государственный университет
Институт Права и Государственной службы
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса
Дипломная работа
На тему: Договор финансовой аренды
| | |
| | |
| |Студентки 5 курса |
| |Кузнецовой Татьяны Владимировны |
| |Научный руководитель: |
| |Доцент, кандидат юридических наук |
| | |
| |Лукьяненко Владимир Евгеньевич |
| | |
| |Работа сдана «___» __________ |
| |1999г. |
| |К защите допущена «___»____ 1999г.|
Рецензент:
г. Ульяновск.
1999 г.
Содержание.
|Введение. |с.3-5. |
|Глава I. Понятие договора финансовой аренды. |с.5-38. |
|1. История возникновения финансовой аренды. |с.5-8. |
|2. Понятие договора финансовой аренды (лизинга) |с.8-19. |
|3. Отличие договора финансовой аренды от смежных договоров. |с.20-23. |
|4. Законодательство о финансовой аренде. |с.23-35. |
|5. Преимущество финансовой аренды. |с.36-38. |
|Глава II. Практика применения, заключения и исполнения |с.38-60. |
|договора финансовой аренды в Российской Федерации. | |
|1. Заключение, изменение, расторжение договора финансовой |с.38-47. |
|аренды. | |
|2. Практика применения финансовой аренды в России. |с.47-54. |
|3. Перспективы развития финансовой аренды в России. |с.54-60. |
|Заключение. |с.60-62. |
Введение.
Интерес к договору финансовой аренды в России на протяжении нескольких
лет продолжает расти. Увеличивается число лизинговых компаний, расширяют
поле деятельности существующие, готовятся к выходу на российский рынок
зарубежные лизинговые компании. Уменьшается информационный вакуум,
связанный с лизинговой деятельностью.
Регулярно на страницах периодической печати, научных журналов
появляются статьи, анализирующие те или иные проблемы лизингового бизнеса.
Совершенствуется законодательная, нормативная и методическая база
лизинговой деятельности. Вышел ряд постановлений Правительства,
направленных на создание более благоприятных условий для финансовой аренды,
а также методических материалов, в которых приводиться типовой устав
лизинговой компании в форме открытого акционерного общества и методика
расчета лизинговых платежей.
Правительством Российской Федерации принято постановление “О
мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы”,
принят федеральный закон “О лизинге”.
Со времени выхода указа Президента Российской Федерации от 17 сентября
1994 года №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной
деятельности”, который легализовал лизинг и определил его, как одно из
основных направлений активизации инвестиционной деятельности, прошло более
четырех лет. Накоплен определенный опыт деятельности лизинговых компаний,
критически осмыслена природа и сущность финансовой аренды, ее
законодательная и нормативная база, выявлены узкие места, которые требуют
своего скорейшего решения.
Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет
выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг: транспортное
(гражданские самолеты, легковые и грузовые автомобили, автобусы, морские
суда, танкеры, рыболовецкие суда, железнодорожные вагоны и контейнеры),
оборудование связи (радиостанции, космические спутники, почтовое
оборудование), сельскохозяйственное (оборудование для растениеводства и
животноводства), строительное (краны, растворные узлы, бетономешалки),
электронное, энергетическое, полиграфическое оборудование, мебель, офисное
оборудование, оборудование для архитектурных и проектных мастерских,
банковское оборудование, горнорудное оборудование, компьютеры и
сопутствующие товары, оборудование для рециркуляции и утилизации отходов,
для ликвидации аварийных ситуаций на предприятиях, оборудование торговых
залов, ресторанов, прачечных, химчисток, складское, холодильное,
медицинское и стоматологическое оборудование, инвентарь для отдыха и
туризма.
Особый интерес для России представляет динамика развития лизинга в
постсоциалистических странах. Отмечается динамическое развитие лизинга в
странах Восточной Европы, особенно в Венгрии и Чехии. Здесь на долю
финансовой аренды в инвестициях приходиться более 15 % , эти страны
занимают соответственно 26-е и 27-е места в мировой классификации по объему
лизинговых операций, опережая такие развитые страны, как Норвегия и Дания.
К сожалению, чтобы догнать другие страны по развитию рынка лизинговых
операций до 2000 года, России необходимо долю инвестиций, с использованием
лизинга, увеличить по сравнению со странами Восточной Европы в 15 раз, а по
сравнению с ведущими в этой области странами - в 25-30 раз. Принимая во
внимание эти факты и многие другие показатели, которыми определяется
уровень развития той или иной отрасли, можно сказать, что финансовый лизинг
в России находится на достаточно ранней стадии своего развития, так как, по
оценкам, полученным из разных источников и от официальных лиц, объем
финансового лизинга все еще остается небольшим; на его долю приходиться не
более 5 % от общего объема инвестиции.
Несмотря на все те прогрессивные шаги, которые были предприняты
Российским Правительством, нормативная и правовая база финансовой аренды на
сегодняшний день страдает рассредоточением норм по разным источникам,
обладающим не одинаковой юридической силой, терминологической неточностью,
неясностью, а для Российских лизинговых компаний все еще существуют
препятствия, которые мешают им эффективно осуществлять инвестиционную
деятельность. Вместе с тем, очевидно, что Российское Правительство признает
потенциальные возможности и преимущества финансовой аренды для дальнейшего
экономического развития страны, о чем свидетельствуют принятые акты, в том
числе и Федеральный Закон ”О лизинге”.
Глава I. Понятие договора финансовой аренды.
1. История возникновения финансовой аренды.
Как свидетельствует история, впервые финансовый лизинг как
долгосрочная аренда имущества, (машин, оборудования, сооружений и т.д.) был
осуществлен в 1877 году, когда американская телефонная компания Белл решила
не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако
имеются серьезные основания полагать, что идея лизинга была заимствована.
Лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем
государстве Шумер. В литературе имеются также ссылки на Аристотеля,
который, по мнению историков, коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство
состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350г.
до новой эры 1. Документальное упоминание о лизинге относится к 1066г.,
когда Вильгельм Завоеватель «арендовал» у нормандских судовладельцев
корабли для вторжения на Британские острова. В XI веке в Венеции также
существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: местные жители
сдавали в аренду судовладельцам очень дорогие по тем временам якоря. По
окончании плавания они возвращались к владельцам, которые в свою очередь
снова их одалживали. Наконец, в 1248 году была зарегистрирована первая
официальная лизинговая сделка – крестоносцы, готовясь к очередному походу
«за гроб Господень», получили, таким образом, себе амуницию. 2
Первой компанией, сделавшей лизинговые операции основной
деятельностью, стала американская «Юнайтед Стейтс лизинг корпорейшн»,
созданная в 1952 году в Сан-Франциско и, таким образом, США стали родиной
нового бизнеса. В Европе первые финансовые лизинговые общества появились в
конце 50-х, начале 60-х годов. В лизинг стали активно передавать средства
производства, что привело к настоящей революции в арендных отношениях.
В Советском Союзе подобный род деятельности не был известен. Лишь во
время второй мировой войны США «познакомили» наших граждан с этим понятием
(land – lease) с помощью своих поставок оружия, продовольствия,
медикаментов и т.п. Общий объем американской помощи союзникам по коалиции
составил более 49 млрд. долларов. Однако после 1945 года более чем на
четыре десятилетия пути лизинга и советской экономики расходятся самым
кардинальным образом.
До начала 90-х годов финансовая аренда в России применялась в
ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми
организациями для приобретения и реже реализации современных машин и
оборудования по международным контрактам. Лизинговыми операциями
пользовалась в СССР В/О «Совфрахт, которое занималось фрахтованием морских
судов на условиях «бербоут – чартер» ( разновидность лизинговой операции».
1
На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые
западноевропейские Аэробусы А-130.
В первой половине 90-х годов при активном участии банковского капитала
стали появляться первые советские лизинговые компании. Одни из них, как
Балтийский лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать на лизинговом рынке,
другие прекратили свое существование. У нас в стране большинство лизинговых
компаний создано при непосредственном участии банков: Балтийский Лизинг,
Лизингбизнес, Интеррослизинг, РГ Лизинг и др.
Для поддержки отраслей промышленности образованы отраслевые лизинговые
компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоминструмент, Росагроснаб. Эти
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13