Договор финансовой аренды

лизинговый договор заключен на поставку КамАЗа и двух автобусов. Затем в

течении 10 месяцев был проведен ряд конкурсов, по результатам которых

заключили 223 договора на 228 автомобилей “Газель” со сроком лизинга на два

года. 2

Большие перспективы имеет лизинг для малого предпринимательства и в

агропромышленном комплексе. В настоящее время организации, обеспечивающие

поставки сельскохозяйственного оборудования и техники в агропромышленный

комплекс активно использую лизинг. Регулирование этой деятельности

осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня

1994 г. №686 “Об организации обеспечения агропромышленного комплекса

машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)” и от

29 октября 1997 г. №1367 “О совершенствовании лизинговой деятельности в

агропромышленном комплексе РФ”, утвердившем порядок обеспечения

агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретении

племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга).

В агропромышленном комплексе уже действует несколько

специализированных лизинговых компаний, которые сами через свои

подразделения взаимодействуют с субъектами малого предпринимательства.

Наиболее крупными из них являются “Росагроснаб” и “СБС - лизинг”. В

портфеле заказов этих компаний накопилось заявок более чем на 2 млрд.

долларов. Росагроснаб является основным структурным подразделением,

выполняющим ряд государственных функций по поставке сельскохозяйственной

техники. Компания установила лизинговые отношения более чем с 60 тысячами

лизингополучателей и с 3 тысячами производителей и поставщиков оборудования

зарубежных фирм и банков. В системе “Росагроснаба” более 100 лизинговых

компаний, выполняющих функции дилерских центров во всех регионах России.

Срок погашения лизинговых платежей от 3 до 5 лет, контрактные цены на

оборудование предусматриваются как фиксированные. Индексация стоимости

машин и оборудования для расчета лизинговых платежей не производится в

течении всего срока действия лизингового договора. В течении 1994 - 1997

гг. по сделкам международного лизинга “Росагроснаб” потребителям было

доставлено техники на сумму более 60 млн. долларов. Эта техника

поставлялась из Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании, Дании.

Вместе с тем для удовлетворения потребности села только в перерабатывающем

оборудовании в год необходимо более 80 млн. долларов.

Среди объектов финансовой аренды особое место занимают транспортные

средства и авиатехника.

Транспортный лизинг в нашей стране начинался еще в 50-ые годы. В это

время практиковался прокат автомобилей, близкий по смыслу к оперативному

лизингу. Однако этот период был очень скоротечным. В 70-ые годы

внешнеэкономические объединения “Автоэкспорт” и “Совтрансавто” применяли

преимущественно по инициативе западных фирм разовые сделки по аренде

транспортного оборудования. В начале 90-х годов компания “Промстройлизинг”

(дочерняя структура “Промстройбанка”) сдавала на полгода в лизинг КамАЗы,

но вскоре от этой практики отказалась в ввиду чрезвычайно высокой стоимости

кредитных ресурсов.1 По оценке руководителя петербургской компании

“Балтлиз” их опыт по сдаче в лизинг автомобилей - иномарок не был успешным.

Некоторые машины попали в руки недобросовестных клиентов, вследствие чего

компания имела значительные финансовые проблемы. В то же время, хорошо

налажен лизинг транспортных средств в инвестиционном коммерческом банке

«Восток-Запад». В качестве лизингополучателей выступают автотранспортные

предприятия, выполняющие международные перевозки, которым в долгосрочный

финансовый лизинг предоставлено более 100 грузовых тягачей и полуприцепов

ведущих европейских производителей автомобильной техники - “Вольво”,

“Мерседес - Бенц”, “Скания”, “Доф” и др. Сотрудничество с крупнейшими

фирмами - производителями грузовой и автотранспортной техники позволило

применить схему совместного финансирования проекта и предложить своим

клиентам условия (сроки и процентные ставки) на уровне зарубежных

стандартов. Лизинговые операции с годовым объемом в 10 млн. DM банк “Восток

- Запад” осуществляет совместно с Московским народным банком (Лондон).

Московская лизинговая компания (МЛК) при законодательной и финансовой

поддержке правительства Москвы приступила к проекту поставки небольших

грузовиков ЗИЛ - 5301 “Бычок” на условиях лизинга на срок до 2 лет. В

стоимость лизинга входит страхование автомобиля от всех рисков, установка

противоугонной системы, издержки по регистрации автомашины в ГАИ. В

течении срока договора финансовой аренды стоимость автомобиля отражается на

балансе лизингодателя - МЛК, а после окончания договора и проведения

соответствующих лизинговых платежей, он переходит в собственность

лизингополучателя. Общая стоимость этой программы лизинга составляет около

4 млн. долларов США.

Некоторые компании начали реализацию легковых автомобилей на условиях

рассрочки платежа, определенных в договоре между партнерами. Финансовый

механизм рассрочки платежа похож на лизинг, он близок к нему по сути, но

все же несколько отличается от финансового лизинга. Так по договору

лизинга лизингодатель является собственником имущества, сдаваемого в лизинг

и обязуется предоставить лизингополучателю это имущество за оплату во

временное владение и пользование. При продаже в рассрочку право

собственности на имущество переходит к его пользователю. По сути это

товарный или коммерческий кредит. Конечно же в нашей стране лизинг легковых

автомобилей, микроавтобусов, грузовиков имеет широчайшие возможности.

Сейчас прорабатывается целый ряд проектов развития производства и сборки в

России автомобилей “Опель”, “Фольксваген”, “Дэу”, “Киа”, “Рено” и др.

Расширение транспортного лизинга позволяет создать значительное количество

новых рабочих мест на высокотехнологическом производстве со стабильным

заработком. Мировой опыт показывает, что этот бизнес динамичный, вложения в

него выгодные и быстро окупаемые.

Еще одним объектом договора лизинга, вложения в который выгодны и

быстроокупаемы, является авиатехника. 70% российского авиапарка (около 3

тыс. реактивных самолетов) находятся в настоящее время на пределе

эксплуатационных возможностей. Из - за того, что российская

авиапромышленность не может дать отечественным авиакомпаниям машины нового

поколения, авиакомпании России взяли в лизинг лучшие образцы западной

авиатехники.

Первым это сделал “Аэрофлот” - 29 июня 1992 года вступили в

эксплуатацию 5 взятых в лизинг новых Airbas A310 - 300. 1 В 1997 году

“Аэрофлот” взял а лизинг 10 самолетов Боинг 737 - 400, оцененных в 350 млн.

долларов. Следующий шаг сделала компания “Трансаэро”, поставив на аренду,

хотя, и сильно подержанных, но находящихся в хорошем состоянии. Сегодня в

“Трансаэро” 10 Боингов 737-й и 10 самолетов Боинг 767-й модели. Пока

авиапарк зарубежной техники сравнительно невелик. Однако, это только

начало. О приобретении “Боингов” уже думают в самых отдаленных регионах

России - например, “Аэробайкал” уже эксплуатируют первый Боинг 757. За

последние два года российские авиакомпании стали брать в лизинг и продукцию

отечественного самолетостроения. Так “Аэрофлот” арендовал 17 самолетов ИЛ -

96М и 3 самолета ИЛ - 96Т, авиакомпания “Трансаэро” взяла в лизинг 10

самолетов ИЛ - 96М, “Росавиаконсорциум” - 20 самолетов ТУ - 204, Восточные

авиалинии - 3 самолета АН - 38. 2

О лизинге задумались и грузовые авиаперевозчики - так, компания ”Волга

- Днепр” взяла в лизинг несколько грузовых Боинг 747. Эксплуатация же

выдающихся по своим характеристикам АН - 124 “Руслан” из-за нестандартного

способа разгрузки очень затруднена в зарубежных аэропортах, расчитаных на

систему “бортовой люк - грузовой терминал”.

Вместе с тем с помощью лизинговых сделок авиакомпании России получили

выход на зарубежный рынок. Действительно, в Иране уже используется ряд

самолетов ТУ - 154М. Их успешная эксплуатация позволила Кипрской лизинговой

компании “Эй - Эл - Эс”, занимающейся поставкой российских самолетов

иранским лизингополучателям, подписать дополнительные контракты с самарским

авиазаводом на поставку “Туполевых”, самолетов ЯК - 42Д, а также новых

перспективных российских машин. 1

3. Перспективы развития финансовой аренды в России.

Создание специального лизингового законодательства определило

перспективы развития лизинга в России. В зависимости от уже выбранного

профиля лизинговая компания имеет свой путь развития.

Развитие крупного лизинга.

Спрос на оборудование, отвечающее последним достижениям науки, в

России достаточно высок и требует удовлетворения. Лизинговые компании,

использующие удобный и выгодный способ обеспечения производства, имеющие

налоговые и таможенные льготы в своем портфеле, могут оказать существенное

влияние на подъем экономики.

Крупные лизинговые сделки популярны во многих странах. Причинами

интереса клиентов к ним являются их благоприятный налоговый и учетный режим

и большая изобретательность лизинговых компаний в деле структурирования

сделок, редко достижимая отличными от лизинга финансовыми инструментами.

Создание мощной специализированной лизинговой компании в системе

российского самолетостроения позволило бы вывести отрасль из кризиса. То же

касается тракторных и автомобильных заводов, имеющих трудности со сбытом.

Так же эти отрасли являются ключевыми в российской экономике, то проектов

реализация лизинга их продукции позволило бы задействовать большое

количество предприятий, связанных с производством комплектующих или

сопутствующих материалов.

Развитие международного лизинга.

В последние годы в структуре закупок, за границей преобладали

продовольствие и товары народного потребления, а ввоз машиностроительной

продукции и технологий ограничиваясь бытовой техникой, либо – в лучшем

случае, оборудованием для торговли. Импорт оборудования для производства

является невыгодным. Для того чтобы спрос населения переключился с

потребления импортного товара на отечественную продукцию, необходимо иметь

конкурентное предложение. Достойную конкуренцию иностранным фирмам могут

составить только те производства, которые имеют в своем распоряжении

современное оборудование. Но таких предприятий немного. Государство же

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты