лизинговый договор заключен на поставку КамАЗа и двух автобусов. Затем в
течении 10 месяцев был проведен ряд конкурсов, по результатам которых
заключили 223 договора на 228 автомобилей “Газель” со сроком лизинга на два
года. 2
Большие перспективы имеет лизинг для малого предпринимательства и в
агропромышленном комплексе. В настоящее время организации, обеспечивающие
поставки сельскохозяйственного оборудования и техники в агропромышленный
комплекс активно использую лизинг. Регулирование этой деятельности
осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июня
1994 г. №686 “Об организации обеспечения агропромышленного комплекса
машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)” и от
29 октября 1997 г. №1367 “О совершенствовании лизинговой деятельности в
агропромышленном комплексе РФ”, утвердившем порядок обеспечения
агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией и приобретении
племенного скота на основе финансовой аренды (лизинга).
В агропромышленном комплексе уже действует несколько
специализированных лизинговых компаний, которые сами через свои
подразделения взаимодействуют с субъектами малого предпринимательства.
Наиболее крупными из них являются “Росагроснаб” и “СБС - лизинг”. В
портфеле заказов этих компаний накопилось заявок более чем на 2 млрд.
долларов. Росагроснаб является основным структурным подразделением,
выполняющим ряд государственных функций по поставке сельскохозяйственной
техники. Компания установила лизинговые отношения более чем с 60 тысячами
лизингополучателей и с 3 тысячами производителей и поставщиков оборудования
зарубежных фирм и банков. В системе “Росагроснаба” более 100 лизинговых
компаний, выполняющих функции дилерских центров во всех регионах России.
Срок погашения лизинговых платежей от 3 до 5 лет, контрактные цены на
оборудование предусматриваются как фиксированные. Индексация стоимости
машин и оборудования для расчета лизинговых платежей не производится в
течении всего срока действия лизингового договора. В течении 1994 - 1997
гг. по сделкам международного лизинга “Росагроснаб” потребителям было
доставлено техники на сумму более 60 млн. долларов. Эта техника
поставлялась из Германии, Австрии, Голландии, Италии, Испании, Дании.
Вместе с тем для удовлетворения потребности села только в перерабатывающем
оборудовании в год необходимо более 80 млн. долларов.
Среди объектов финансовой аренды особое место занимают транспортные
средства и авиатехника.
Транспортный лизинг в нашей стране начинался еще в 50-ые годы. В это
время практиковался прокат автомобилей, близкий по смыслу к оперативному
лизингу. Однако этот период был очень скоротечным. В 70-ые годы
внешнеэкономические объединения “Автоэкспорт” и “Совтрансавто” применяли
преимущественно по инициативе западных фирм разовые сделки по аренде
транспортного оборудования. В начале 90-х годов компания “Промстройлизинг”
(дочерняя структура “Промстройбанка”) сдавала на полгода в лизинг КамАЗы,
но вскоре от этой практики отказалась в ввиду чрезвычайно высокой стоимости
кредитных ресурсов.1 По оценке руководителя петербургской компании
“Балтлиз” их опыт по сдаче в лизинг автомобилей - иномарок не был успешным.
Некоторые машины попали в руки недобросовестных клиентов, вследствие чего
компания имела значительные финансовые проблемы. В то же время, хорошо
налажен лизинг транспортных средств в инвестиционном коммерческом банке
«Восток-Запад». В качестве лизингополучателей выступают автотранспортные
предприятия, выполняющие международные перевозки, которым в долгосрочный
финансовый лизинг предоставлено более 100 грузовых тягачей и полуприцепов
ведущих европейских производителей автомобильной техники - “Вольво”,
“Мерседес - Бенц”, “Скания”, “Доф” и др. Сотрудничество с крупнейшими
фирмами - производителями грузовой и автотранспортной техники позволило
применить схему совместного финансирования проекта и предложить своим
клиентам условия (сроки и процентные ставки) на уровне зарубежных
стандартов. Лизинговые операции с годовым объемом в 10 млн. DM банк “Восток
- Запад” осуществляет совместно с Московским народным банком (Лондон).
Московская лизинговая компания (МЛК) при законодательной и финансовой
поддержке правительства Москвы приступила к проекту поставки небольших
грузовиков ЗИЛ - 5301 “Бычок” на условиях лизинга на срок до 2 лет. В
стоимость лизинга входит страхование автомобиля от всех рисков, установка
противоугонной системы, издержки по регистрации автомашины в ГАИ. В
течении срока договора финансовой аренды стоимость автомобиля отражается на
балансе лизингодателя - МЛК, а после окончания договора и проведения
соответствующих лизинговых платежей, он переходит в собственность
лизингополучателя. Общая стоимость этой программы лизинга составляет около
4 млн. долларов США.
Некоторые компании начали реализацию легковых автомобилей на условиях
рассрочки платежа, определенных в договоре между партнерами. Финансовый
механизм рассрочки платежа похож на лизинг, он близок к нему по сути, но
все же несколько отличается от финансового лизинга. Так по договору
лизинга лизингодатель является собственником имущества, сдаваемого в лизинг
и обязуется предоставить лизингополучателю это имущество за оплату во
временное владение и пользование. При продаже в рассрочку право
собственности на имущество переходит к его пользователю. По сути это
товарный или коммерческий кредит. Конечно же в нашей стране лизинг легковых
автомобилей, микроавтобусов, грузовиков имеет широчайшие возможности.
Сейчас прорабатывается целый ряд проектов развития производства и сборки в
России автомобилей “Опель”, “Фольксваген”, “Дэу”, “Киа”, “Рено” и др.
Расширение транспортного лизинга позволяет создать значительное количество
новых рабочих мест на высокотехнологическом производстве со стабильным
заработком. Мировой опыт показывает, что этот бизнес динамичный, вложения в
него выгодные и быстро окупаемые.
Еще одним объектом договора лизинга, вложения в который выгодны и
быстроокупаемы, является авиатехника. 70% российского авиапарка (около 3
тыс. реактивных самолетов) находятся в настоящее время на пределе
эксплуатационных возможностей. Из - за того, что российская
авиапромышленность не может дать отечественным авиакомпаниям машины нового
поколения, авиакомпании России взяли в лизинг лучшие образцы западной
авиатехники.
Первым это сделал “Аэрофлот” - 29 июня 1992 года вступили в
эксплуатацию 5 взятых в лизинг новых Airbas A310 - 300. 1 В 1997 году
“Аэрофлот” взял а лизинг 10 самолетов Боинг 737 - 400, оцененных в 350 млн.
долларов. Следующий шаг сделала компания “Трансаэро”, поставив на аренду,
хотя, и сильно подержанных, но находящихся в хорошем состоянии. Сегодня в
“Трансаэро” 10 Боингов 737-й и 10 самолетов Боинг 767-й модели. Пока
авиапарк зарубежной техники сравнительно невелик. Однако, это только
начало. О приобретении “Боингов” уже думают в самых отдаленных регионах
России - например, “Аэробайкал” уже эксплуатируют первый Боинг 757. За
последние два года российские авиакомпании стали брать в лизинг и продукцию
отечественного самолетостроения. Так “Аэрофлот” арендовал 17 самолетов ИЛ -
96М и 3 самолета ИЛ - 96Т, авиакомпания “Трансаэро” взяла в лизинг 10
самолетов ИЛ - 96М, “Росавиаконсорциум” - 20 самолетов ТУ - 204, Восточные
авиалинии - 3 самолета АН - 38. 2
О лизинге задумались и грузовые авиаперевозчики - так, компания ”Волга
- Днепр” взяла в лизинг несколько грузовых Боинг 747. Эксплуатация же
выдающихся по своим характеристикам АН - 124 “Руслан” из-за нестандартного
способа разгрузки очень затруднена в зарубежных аэропортах, расчитаных на
систему “бортовой люк - грузовой терминал”.
Вместе с тем с помощью лизинговых сделок авиакомпании России получили
выход на зарубежный рынок. Действительно, в Иране уже используется ряд
самолетов ТУ - 154М. Их успешная эксплуатация позволила Кипрской лизинговой
компании “Эй - Эл - Эс”, занимающейся поставкой российских самолетов
иранским лизингополучателям, подписать дополнительные контракты с самарским
авиазаводом на поставку “Туполевых”, самолетов ЯК - 42Д, а также новых
перспективных российских машин. 1
3. Перспективы развития финансовой аренды в России.
Создание специального лизингового законодательства определило
перспективы развития лизинга в России. В зависимости от уже выбранного
профиля лизинговая компания имеет свой путь развития.
Развитие крупного лизинга.
Спрос на оборудование, отвечающее последним достижениям науки, в
России достаточно высок и требует удовлетворения. Лизинговые компании,
использующие удобный и выгодный способ обеспечения производства, имеющие
налоговые и таможенные льготы в своем портфеле, могут оказать существенное
влияние на подъем экономики.
Крупные лизинговые сделки популярны во многих странах. Причинами
интереса клиентов к ним являются их благоприятный налоговый и учетный режим
и большая изобретательность лизинговых компаний в деле структурирования
сделок, редко достижимая отличными от лизинга финансовыми инструментами.
Создание мощной специализированной лизинговой компании в системе
российского самолетостроения позволило бы вывести отрасль из кризиса. То же
касается тракторных и автомобильных заводов, имеющих трудности со сбытом.
Так же эти отрасли являются ключевыми в российской экономике, то проектов
реализация лизинга их продукции позволило бы задействовать большое
количество предприятий, связанных с производством комплектующих или
сопутствующих материалов.
Развитие международного лизинга.
В последние годы в структуре закупок, за границей преобладали
продовольствие и товары народного потребления, а ввоз машиностроительной
продукции и технологий ограничиваясь бытовой техникой, либо – в лучшем
случае, оборудованием для торговли. Импорт оборудования для производства
является невыгодным. Для того чтобы спрос населения переключился с
потребления импортного товара на отечественную продукцию, необходимо иметь
конкурентное предложение. Достойную конкуренцию иностранным фирмам могут
составить только те производства, которые имеют в своем распоряжении
современное оборудование. Но таких предприятий немного. Государство же
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13