Финансов предприятий железнодорожного транспорта

Финансов предприятий железнодорожного транспорта

Сущность и роль финансов предприятий железнодорожного транспорта

Финансы предприятий железнодорожного транспорта выражают определенную

систему денежных отношений, которые объективно возникают при образовании и

расходовании фондов денежных средств, используемых для обслуживания

процесса перевозок, производства и реализации продукции других предприятий,

транспорта, для распределения доходов и прибыли, осуществления контроля за

их хозяйственной деятельностью.

Такими фондами являются основные и оборотные фонды, фонды обращения,

фонды заработной платы, экономического стимулирования и др. Задача

предприятий заключается не только в правильном определении размеров этих

фондов, что очень важно для нормального их функционирования, но и в

обеспечении рационального и экономного их расходования.

Расширенное воспроизводство как основных, так и оборотных средств в

настоящее время осуществляется за счет собственных источников, таких, как

амортизация, прибыль, выручка от реализации выбывшего и ненужного

оборудования.

Финансовая деятельность предприятий железной дороги направлена на

создание финансовых ресурсов для производственного и социального его

развития, обеспечение роста прибыли за счет увеличения производительности

труда, снижения себестоимости, улучшения использования производственных

фондов, повышения качества перевозок, работ, услуг.

Сущность и роль финансов предприятий железнодорожного транспорта

проявляются в осуществлении ими трех основных функций: обслуживания

денежными ресурсами кругооборота средств, распределения и контроля.

Экономическое содержание функции обслуживания денежными ресурсами

состоит в обеспечении полного соответствия между движением материальных и

денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота средств. Это достигается

точным и качественным планированием на предприятиях транспорта доходных и

расходных статей их финансовых планов. При сопоставлении планируемых

доходов и расходов определяется, в какой мере различные потребности в

средствах могут быть покрыты за счет собственных накоплений предприятия или

кредитов банка.

В ходе выполнения планов перевозок, производства и реализации других

видов продукции, осуществления строительства в предприятиях транспорта под

влиянием различных причин возникают временные отклонения в движении

материальных ценностей и денежных ресурсов. Преодоление этих отклонений,

т.е. ежедневное обеспечение необходимой платежеспособности каждого

предприятия, составляет важную задачу использования финансов в данной

функции.

Экономическое содержание распределительной функции финансов

заключается в установлении научно обоснованных стоимостных пропорций

распределения доходов и прибыли, полученных в процессе производственной

деятельности предприятий транспорта.

В основе хозяйственной деятельности предприятий лежит прибыль. Она

выполняет важные финансовые функции. С одной стороны, это конечный

финансовый результат деятельности предприятий, размер их денежных

накоплений, в ней как в фокусе отражаются практически все стороны и

результаты многоплановой производственно-хозяйственной деятельности

предприятия. С другой стороны, прибыль, полученная предприятием, является

главным источником финансирования его затрат на производственное и

социальное развитие, а платежи из прибыли в бюджет – важнейшим элементом

доходов государства.

Объективной основой финансового контроля являются товарно-денежные

отношения, при наличии которых все вещественные факторы производства

изменяются в натуральном и денежном выражении. Поэтому нормы расходования

или использования каждого элемента производственных фондов на всех стадиях

кругооборота средств предприятия планируются и учитываются в денежном

выражении. Тем самым в стоимостной форме контролируется расходование

материальных ресурсов.

Основные фонды железных дорог

Для осуществления перевозок грузов и пассажиров и обеспечения

нормальной работы многочисленных предприятий железные дороги должны

располагать необходимыми основными фондами и оборотными средствами,

рационально их использовать, своевременно дополнять и заменять.

Основные фонды – это совокупность материально-вещественных ценностей,

действующих в неизменяющейся натуральной форме в течение длительного

периода. Стоимость основных фондов возмещается по мере их износа в виде

амортизационных отчислений, включаемых в стоимость продукции или услуг.

Основные фонды делятся на производственные и непроизводственные.

Средства труда, которые участвуют в производственном процессе, создают

условия для его осуществления, служат для хранения и перемещения предметов

труда, относятся к основным производственным фондам. Непроизводственные

основные фонды – жилищные, культурно-бытовые здания, детские сады, ясли,

школы и т.д.

Структура основных производственных фондов определяется долями

различных групп этих фондов в общей их стоимости.

Для эффективного управления основными средствами необходимо проводить

оценку технического уровня развития производства и его анализа, для чего

используются показатели отраслевой, технологической, возрастной,

производственной структуры основных фондов.

Отраслевая структура показывает распределение основных

производственных фондов по их видам и важнейшим отраслевым линейным

предприятиям.

Возрастная структура основных фондов определяется сопоставлением долей

различных возрастных групп в общей стоимости основных производственных

фондов с их изменением по одинаковым возрастным группам за анализируемый

период.

Технологическая структура основных фондов характеризуется долей

различных видов основных фондов внутри определенной их группы. Например,

внутри такой группы, как транспортные средства, можно рассчитать долю

локомотивного и вагонного парков в общей стоимости подвижного состава, в

том числе по сериям локомотивов, видам тяги, роду вагонов и т.д.

Соотношение различных групп основных фондов в их общей стоимости дает

представление о производственной структуре.

Производственная структура основных фондов – один из показателей

технического уровня развития производства, влияющих на эффективность

капитальных вложений.

В основные фонды железной дороги входят:

1) здания,

2) сооружения,

3) земляное полотно,

4) верхнее строение пути,

5) передаточные устройства,

6) машины и оборудование,

7) транспортные средства,

8) прочие основные фонды.

Подвижной состав, путевые и строительные машины, оборудование,

производственный инвентарь и инструмент составляют активную часть основных

производственных фондов. От того, насколько полно они используются,

зависит объем транспортной продукции, степень использования всех видов

основных фондов. Увеличение доли активной части в составе основных фондов –

это положительная тенденция.

В процессе анализа основных фондов изучается степень их использования

и выявляются резервы более полной загрузки.

При изучении движения основных фондов определяется наличие основных

фондов на начало и конец периода с учетом их поступления и выбытия. Наличие

основных фондов на конец периода определяется следующим образом:

Окон = Онач + Оп – Ов,

где Окон – наличие основных фондов на конец периода;

Онач – наличие основных фондов на начало периода;

Оп – поступление основных фондов;

Ов – выбытие основных фондов.

Для характеристики роли различных видов поступления (или выбытия)

основных фондов в формировании их наличия на конец года определяют долю:

поступивших основных фондов (по видам поступления) в общем их наличии

на конец года (исчисляют коэффициенты общего, нового и безвозмездного

поступления основных фондов);

выбывших основных фондов (по видам выбытия) в общем их наличии на

начало года (исчисляют коэффициенты общего выбытия, ликвидации и

безвозмездной передачи основных фондов).

Состояние основных фондов зависит от продолжительности и интенсивности

их эксплуатации. Участвующие в процессе производства основные фонды

постепенно утрачивают полезные свойства, так как подвергаются физическому и

моральному износу.

Физический износ основных фондов связан, прежде всего, с их

производственным потреблением (эксплуатационный износ). Однако

неиспользуемые основные фонды также подвергаются физическому износу под

воздействием различных внешних природных факторов, например, под влиянием

атмосферных осадков, температуры, влажности и т.п. (естественный износ).

Моральный износ производственных фондов происходит под воздействием,

во-первых, научно-технического прогресса, который ведет к удешевлению

воспроизводства средств труда по сравнению с действующими в данный момент.

Во-вторых, моральный износ фондов имеет место в связи с созданием и

внедрением в производство новых, более экономичных видов техники. Морально

устаревшими элементами основных фондов следует считать те, замена которых

на новые, более прогрессивные, экономические целесообразна.

Для характеристики физического состояния основных фондов

рассчитываются коэффициенты годности, износа, средний возраст оборудования

или срок службы.

Коэффициенты износа kи определяют отношением суммы износа основных

фондов SU к их первоначальной стоимости SОп:

kи = SU ? 100 / SОп.

Коэффициент годности kг рассчитывается как отношение остаточной

стоимости основных фондов к первоначальной:

kг = (SОп – SU) 100 / SОп = 100 – kи.

При наличии состояния основных фондов необходимо установить причины

изменения коэффициентов износа и годности.

Для возмещения физического и морального износа основных

производственных фондов и обеспечения их воспроизводства используются

амортизационные отчисления.

Для оценки использования основных фондов применяется система

показателей, характеризующих использование основных фондов в целом или по

их группам. Это показатели использования подвижного состава: средняя

статическая и динамическая нагрузки вагона, среднее время его оборота,

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты