Финансов предприятий железнодорожного транспорта

среднесуточная производительность вагона и локомотива, масса поезда и т.д.

Для сооружений пути такими показателями будут: густота перевозок,

фактически реализуемая пропускная и провозная способность перегонов. Для

оценки качества использования ремонтной базы в локомотивных и вагонных депо

служит показатель съем продукции (число отремонтированных приведенных

вагонов, локомотивов) с одного ремонтного стойла (с 1000 грн. основных

фондов, занятых на ремонте, или 1000 м2 производственной площади).

Использование всех основных производственных фондов дороги (отделения

дороги) оценивается с помощью показателя фондоотдачи. Фондоотдача

рассчитывается как отношение объема продукции (перевозок) в натуральном или

стоимостном выражении к среднегодовой стоимости основных фондов,

участвующих в процессе производства:

Фо = S Рlpg / S(Oп.ф; Фо = S Д / S(Оп.ф; Фо = S П / S(Оп.ф.

Эти показатели характеризуют съем с 1 грн. основных производственных

фондов приведенных тонно-километров (условно-натуральный показатель),

доходов или прибыли (стоимостные показатели фондоотдачи).

Условно натуральный показатель фондоотдачи зависит от большого числа

факторов: объема перевозок, структуры, разрыва между тарифными и

эксплуатационными тонно-километрами.

Изменение фондоотдачи под влиянием этих факторов можно установить по

формуле

?Ф0 (SPl,f) = (ISPlS(Обп.ф з + S(Обп.ф н)–1 SPlopg – Фбо,

где SPlopg – приведенные тонно-километры в отчетном периоде;

S(Обп.ф з – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

зависящих от объема перевозок на базисном (плановом) уровне;

S(Обп.ф н – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

не зависящих от объема перевозок на базисном (плановом) уровне;

ISPl – коэффициент выполнения плана по тонно-километрам нетто;

Фбо – значение натуральной фондоотдачи по плану.

К основным производственным фондам, зависящим от объема перевозок,

можно отнести стоимость рабочего парка грузовых вагонов и контейнеров,

размер которой доводится железной дороге финансовым управлением МПС.

Среднегодовую стоимость остальных основных фондов определяют по данным

бухгалтерского учета и принимают условно-постоянной, т.е. не зависящей от

объема перевозок.

Изменение фондоотдачи под влиянием производительности и средней

стоимости грузового вагона, стоимости основных фондов, не зависящих от

объема перевозок, можно установить по формуле

?Фо(kf) = Фоо – SPlopg / (S(Обп.ф зISPl + S(Обп.ф н).

Качественные показатели, которые приводят к изменению фондоотдачи,

можно определить при расчетах способом долевого участия:

?Фо(kf) = Ф'о (S(Ооп.ф + S(О'п.ф) / S(Ооп.ф,

где Ф'о = SPlopg / (S(Обп.ф зISPl + S(Обп.ф н); S(Ооп.ф + S(О'п.ф –

изменение среднегодовой стоимости основных производственных фондов под

влиянием факторов, определяющих производительность и среднюю стоимость

грузового вагона, стоимость основных фондов, не зависящих от объема

перевозок;

S(Ооп.ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов по

отчету.

Таким образом, можно рассчитать влияние на фондоотдачу изменения

следующих факторов:

среднесуточной производительности грузового вагона рабочего парка

?Фо(Пв) = Ф'о (Ив.к ISPl – Цбв.к Iп) / S(Ооп.ф,

где Цбв.к – расчетная стоимость грузовых вагонов и контейнеров по плану;

I1Pl – коэффициент выполнения объема перевозок в эксплуатационных

тонно-километрах;

Iп – коэффициент увеличения рабочего парка вагонов в отчетном периоде;

средней стоимости грузового вагона рабочего парка

?Фо(п) = Ф'о ( – (Цов.к – Цбв.к Iп)) / S(Ооп.ф,

где Цов.к – расчетная стоимость грузовых вагонов и контейнеров в отчетном

периоде;

стоимости приписного парка локомотивов

?Фо(м) = Ф'о ( – (Цом – Цбм) / S(Ооп.ф),

где Цом, Цбм – среднегодовая стоимость приписного парка локомотивов

пассажирских вагонов соответственно по отчету и по плану;

стоимости сооружений пути

?Фо(п) = Ф'о ( – (Цоп – Цбп) / S(Ооп.ф),

где Цоп, Цбп – среднегодовая стоимость сооружений соответственно по

отчету и по плану.

Можно выделить влияние изменения:

эксплуатационной длины линий

?Фо(l) = Ф'о (Цп – Цп Il) / S(Ооп.ф,

где Il – коэффициент изменения эксплуатационной длины линий в отчетном

периоде;

средней стоимости 1 км пути

?Фо(Цп) = Ф'о – (Цоп – Цп Il) / S(Ооп.ф,

стоимости остальных основных фондов

?Фо = Ф'о (Цоо – Цбо) / S(Ооп.ф,

где Цоо, Цбо – среднегодовая стоимость остальных основных фондов

соответственно по отчету и по плану.

Анализу могут быть подвергнуты не только натуральный, но и стоимостный

показатель фондоотдачи. Кроме того, анализ может быть детализирован по

видам деятельности: основная деятельность грузовые перевозки, пассажирские

перевозки, подсобно-вспомогательная деятельность.

К обобщающим стоимостным показателям относится и фондоемкость, которая

рассчитывается как по плану, так и по отчету, а также по отчету в динамике

за ряд лет:

Фе = S(Оп.ф / SPlpg ,

Качество использования основных фондов оказывает влияние на уровень

производительности труда. Показатель производительности труда может быть

установлен следующим образом:

Пт = Фо Фв,

где Фо – фондоотдача, выраженная числом приведенных тонно-километров на 1

грн. основных производственных фондов;

Фв – фондовооруженность труда, грн./чел.

Если темпы прироста производительности труда опережают темпы прироста

фондовооруженности, будет наблюдаться ускорение темпов научно-технического

прогресса.

Улучшение использования основных фондов влияет на себестоимость

перевозок. Чтобы установить тенденцию их изменения, необходимо сопоставить

показатели фондоотдачи и себестоимости за анализируемый период.

Уровень показателя фондоотдачи зависит от неоднородности транспортной

продукции железных дорог, разницы в трудовых и материальных затратах на

единицу транспортной продукции. Для устранения отрицательного влияния этих

факторов целесообразно рассчитывать показатели фондоотдачи отдельно по

видам перевозок. Однако и эти показатели учитывают объем работы по

перемещению грузов и пассажиров и не отражают затрат на выполнение таких

операций перевозочного процесса, как формирование и расформирование

поездов, погрузочно-разгрузочные работы.

При детальном исследовании использования основных фондов показатели

фондоотдачи могут быть рассчитаны по основным видам деятельности дороги

(табл. 1) в стоимостном (доходы) и натуральном выражении.

Таблица 1

|Вид деятельности |Значение показателя |

|Основная, к/грн | |

|Перевозки, к/грн | |

|В том числе: | |

|грузовые, к/грн | |

|то же, т?км/грн | |

|пассажирские, к/грн | |

|то же, пас/км | |

|Погрузочно-разгрузочные работы, к/грн | |

|Подсобно-вспомогательная, к/грн | |

Важной характеристикой потенциальных возможностей основных

производственных фондов дороги является их производственная мощность.

Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции

в единицу времени. Для разных подразделений железнодорожного транспорта

производственная мощность измеряется в разных единицах. Для транспортных

линий в целом – это пропускная (провозная) способность, сортировочных горок

– число распускаемых составов. Для депо: локомотивных – это число

одновременно ремонтируемых секций локомотивов; эксплуатационных – число

обслуживаемых поездов; вагонных – число ремонтируемых вагонов. Для пунктов

технического осмотра – число осматриваемых составов; пунктов подготовки

вагонов под погрузку – число вагонов; вокзалов – число отправляемых

пассажиров в сутки; механизированных грузовых дворов – переработка тыс. т в

сутки и т.д.

На железной дороге деятельность всех подразделений весьма многообразна

и каждой будет соответствовать свое измерение производственной мощности.

Уровень использования производственной мощности – показатель, с помощью

которого выявляются производственные резервы, планируется перевозочная

работа, оценивается эффективность основных фондов. Зная производственные

возможности основных фондов, необходимо установить степень их

использования, рассчитать плановый и фактический коэффициенты заполнения

мощности, выявить диспропорции в развитии основных фондов, резервы роста

объема производства.

Оборотные средства

Оборотные средства – это денежные средства, сложенные в переходящие

производственные запасы материальных ресурсов (материалов, топлива,

запасных частей, спецодежды, инструментов), и товарно-материальные

ценности, а также средства, находящиеся в расчетах, на счетах в банках и в

кассах предприятий. В отличие от основных, оборотные средства участвуют,

как правило, только в одном цикле производства, их стоимость полностью

переносится на вновь создаваемый продукт.

Размер оборотных средств предприятия должен быть достаточным для

обеспечения процесса производства и реализации продукции. Минимальную

потребность в оборотных средствах – норматив собственных оборотных средств

определяют исходя из производственной программы, условий снабжения и

реализации продукции.

При анализе оборотных средств предприятия необходимо установить их

фактическую сумму, степень отклонения ее от плановой, а также вскрыть

причины образования недостатка или избытка оборотных средств. Важное

значение для нормальной работы предприятия имеет состояние запасов товарно-

материальных ценностей, соответствие их нормативам.

Основная информация для анализа оборотных средств содержится в

бухгалтерском балансе предприятия (форма 1, форма 2). Собственные оборотные

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты