среднесуточная производительность вагона и локомотива, масса поезда и т.д.
Для сооружений пути такими показателями будут: густота перевозок,
фактически реализуемая пропускная и провозная способность перегонов. Для
оценки качества использования ремонтной базы в локомотивных и вагонных депо
служит показатель съем продукции (число отремонтированных приведенных
вагонов, локомотивов) с одного ремонтного стойла (с 1000 грн. основных
фондов, занятых на ремонте, или 1000 м2 производственной площади).
Использование всех основных производственных фондов дороги (отделения
дороги) оценивается с помощью показателя фондоотдачи. Фондоотдача
рассчитывается как отношение объема продукции (перевозок) в натуральном или
стоимостном выражении к среднегодовой стоимости основных фондов,
участвующих в процессе производства:
Фо = S Рlpg / S(Oп.ф; Фо = S Д / S(Оп.ф; Фо = S П / S(Оп.ф.
Эти показатели характеризуют съем с 1 грн. основных производственных
фондов приведенных тонно-километров (условно-натуральный показатель),
доходов или прибыли (стоимостные показатели фондоотдачи).
Условно натуральный показатель фондоотдачи зависит от большого числа
факторов: объема перевозок, структуры, разрыва между тарифными и
эксплуатационными тонно-километрами.
Изменение фондоотдачи под влиянием этих факторов можно установить по
формуле
?Ф0 (SPl,f) = (ISPlS(Обп.ф з + S(Обп.ф н)–1 SPlopg – Фбо,
где SPlopg – приведенные тонно-километры в отчетном периоде;
S(Обп.ф з – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
зависящих от объема перевозок на базисном (плановом) уровне;
S(Обп.ф н – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
не зависящих от объема перевозок на базисном (плановом) уровне;
ISPl – коэффициент выполнения плана по тонно-километрам нетто;
Фбо – значение натуральной фондоотдачи по плану.
К основным производственным фондам, зависящим от объема перевозок,
можно отнести стоимость рабочего парка грузовых вагонов и контейнеров,
размер которой доводится железной дороге финансовым управлением МПС.
Среднегодовую стоимость остальных основных фондов определяют по данным
бухгалтерского учета и принимают условно-постоянной, т.е. не зависящей от
объема перевозок.
Изменение фондоотдачи под влиянием производительности и средней
стоимости грузового вагона, стоимости основных фондов, не зависящих от
объема перевозок, можно установить по формуле
?Фо(kf) = Фоо – SPlopg / (S(Обп.ф зISPl + S(Обп.ф н).
Качественные показатели, которые приводят к изменению фондоотдачи,
можно определить при расчетах способом долевого участия:
?Фо(kf) = Ф'о (S(Ооп.ф + S(О'п.ф) / S(Ооп.ф,
где Ф'о = SPlopg / (S(Обп.ф зISPl + S(Обп.ф н); S(Ооп.ф + S(О'п.ф –
изменение среднегодовой стоимости основных производственных фондов под
влиянием факторов, определяющих производительность и среднюю стоимость
грузового вагона, стоимость основных фондов, не зависящих от объема
перевозок;
S(Ооп.ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов по
отчету.
Таким образом, можно рассчитать влияние на фондоотдачу изменения
следующих факторов:
среднесуточной производительности грузового вагона рабочего парка
?Фо(Пв) = Ф'о (Ив.к ISPl – Цбв.к Iп) / S(Ооп.ф,
где Цбв.к – расчетная стоимость грузовых вагонов и контейнеров по плану;
I1Pl – коэффициент выполнения объема перевозок в эксплуатационных
тонно-километрах;
Iп – коэффициент увеличения рабочего парка вагонов в отчетном периоде;
средней стоимости грузового вагона рабочего парка
?Фо(п) = Ф'о ( – (Цов.к – Цбв.к Iп)) / S(Ооп.ф,
где Цов.к – расчетная стоимость грузовых вагонов и контейнеров в отчетном
периоде;
стоимости приписного парка локомотивов
?Фо(м) = Ф'о ( – (Цом – Цбм) / S(Ооп.ф),
где Цом, Цбм – среднегодовая стоимость приписного парка локомотивов
пассажирских вагонов соответственно по отчету и по плану;
стоимости сооружений пути
?Фо(п) = Ф'о ( – (Цоп – Цбп) / S(Ооп.ф),
где Цоп, Цбп – среднегодовая стоимость сооружений соответственно по
отчету и по плану.
Можно выделить влияние изменения:
эксплуатационной длины линий
?Фо(l) = Ф'о (Цп – Цп Il) / S(Ооп.ф,
где Il – коэффициент изменения эксплуатационной длины линий в отчетном
периоде;
средней стоимости 1 км пути
?Фо(Цп) = Ф'о – (Цоп – Цп Il) / S(Ооп.ф,
стоимости остальных основных фондов
?Фо = Ф'о (Цоо – Цбо) / S(Ооп.ф,
где Цоо, Цбо – среднегодовая стоимость остальных основных фондов
соответственно по отчету и по плану.
Анализу могут быть подвергнуты не только натуральный, но и стоимостный
показатель фондоотдачи. Кроме того, анализ может быть детализирован по
видам деятельности: основная деятельность грузовые перевозки, пассажирские
перевозки, подсобно-вспомогательная деятельность.
К обобщающим стоимостным показателям относится и фондоемкость, которая
рассчитывается как по плану, так и по отчету, а также по отчету в динамике
за ряд лет:
Фе = S(Оп.ф / SPlpg ,
Качество использования основных фондов оказывает влияние на уровень
производительности труда. Показатель производительности труда может быть
установлен следующим образом:
Пт = Фо Фв,
где Фо – фондоотдача, выраженная числом приведенных тонно-километров на 1
грн. основных производственных фондов;
Фв – фондовооруженность труда, грн./чел.
Если темпы прироста производительности труда опережают темпы прироста
фондовооруженности, будет наблюдаться ускорение темпов научно-технического
прогресса.
Улучшение использования основных фондов влияет на себестоимость
перевозок. Чтобы установить тенденцию их изменения, необходимо сопоставить
показатели фондоотдачи и себестоимости за анализируемый период.
Уровень показателя фондоотдачи зависит от неоднородности транспортной
продукции железных дорог, разницы в трудовых и материальных затратах на
единицу транспортной продукции. Для устранения отрицательного влияния этих
факторов целесообразно рассчитывать показатели фондоотдачи отдельно по
видам перевозок. Однако и эти показатели учитывают объем работы по
перемещению грузов и пассажиров и не отражают затрат на выполнение таких
операций перевозочного процесса, как формирование и расформирование
поездов, погрузочно-разгрузочные работы.
При детальном исследовании использования основных фондов показатели
фондоотдачи могут быть рассчитаны по основным видам деятельности дороги
(табл. 1) в стоимостном (доходы) и натуральном выражении.
Таблица 1
|Вид деятельности |Значение показателя |
|Основная, к/грн | |
|Перевозки, к/грн | |
|В том числе: | |
|грузовые, к/грн | |
|то же, т?км/грн | |
|пассажирские, к/грн | |
|то же, пас/км | |
|Погрузочно-разгрузочные работы, к/грн | |
|Подсобно-вспомогательная, к/грн | |
Важной характеристикой потенциальных возможностей основных
производственных фондов дороги является их производственная мощность.
Производственная мощность – это максимально возможный выпуск продукции
в единицу времени. Для разных подразделений железнодорожного транспорта
производственная мощность измеряется в разных единицах. Для транспортных
линий в целом – это пропускная (провозная) способность, сортировочных горок
– число распускаемых составов. Для депо: локомотивных – это число
одновременно ремонтируемых секций локомотивов; эксплуатационных – число
обслуживаемых поездов; вагонных – число ремонтируемых вагонов. Для пунктов
технического осмотра – число осматриваемых составов; пунктов подготовки
вагонов под погрузку – число вагонов; вокзалов – число отправляемых
пассажиров в сутки; механизированных грузовых дворов – переработка тыс. т в
сутки и т.д.
На железной дороге деятельность всех подразделений весьма многообразна
и каждой будет соответствовать свое измерение производственной мощности.
Уровень использования производственной мощности – показатель, с помощью
которого выявляются производственные резервы, планируется перевозочная
работа, оценивается эффективность основных фондов. Зная производственные
возможности основных фондов, необходимо установить степень их
использования, рассчитать плановый и фактический коэффициенты заполнения
мощности, выявить диспропорции в развитии основных фондов, резервы роста
объема производства.
Оборотные средства
Оборотные средства – это денежные средства, сложенные в переходящие
производственные запасы материальных ресурсов (материалов, топлива,
запасных частей, спецодежды, инструментов), и товарно-материальные
ценности, а также средства, находящиеся в расчетах, на счетах в банках и в
кассах предприятий. В отличие от основных, оборотные средства участвуют,
как правило, только в одном цикле производства, их стоимость полностью
переносится на вновь создаваемый продукт.
Размер оборотных средств предприятия должен быть достаточным для
обеспечения процесса производства и реализации продукции. Минимальную
потребность в оборотных средствах – норматив собственных оборотных средств
определяют исходя из производственной программы, условий снабжения и
реализации продукции.
При анализе оборотных средств предприятия необходимо установить их
фактическую сумму, степень отклонения ее от плановой, а также вскрыть
причины образования недостатка или избытка оборотных средств. Важное
значение для нормальной работы предприятия имеет состояние запасов товарно-
материальных ценностей, соответствие их нормативам.
Основная информация для анализа оборотных средств содержится в
бухгалтерском балансе предприятия (форма 1, форма 2). Собственные оборотные