Финансов предприятий железнодорожного транспорта

средства формируются за счет трех источников: уставного фонда в

оборотной части, устойчивых пассивов и свободного остатка прибыли. При

анализе необходимо выявить причины изменения каждого источника собственных

оборотных средств по сравнению с наличием на начало года.

Недостаток или избыток источников собственных оборотных средств

свидетельствует о нарушении финансовой дисциплины. Если на предприятии

имеется недостаток оборотных средств, оно не может своевременно производить

выплаты по расчетам с поставщиками по заработной плате рабочим и

служащим, отчисления в Госбюджет и др. Задержка расчетов нарушает

платежеспособность предприятия, затрудняет его материально-техническое

снабжение, что отрицательно сказывается на производственной деятельности.

Излишек источников собственных оборотных средств приводит к образованию

неоправданных запасов материальных ценностей, отвлечению средств в

дебиторскую задолженность и на другие виды затрат.

Оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые.

Наличие нормируемых оборотных средств должно соответствовать их плановой

сумме (нормативу запасов). При анализе использования нормируемых оборотных

средств устанавливают степень отклонения фактических запасов нормируемых

оборотных средств от норматива, причины образования, выявляют источники

покрытия сверхнормативных запасов и намечают мероприятия по доведению

фактических запасов до уровня нормативных.

Анализ использования ненормируемых оборотных средств позволяет

установить их размер, динамику, выяснить причины возникновения и наметить

мероприятия по сокращению этих средств.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется

следующими показателями:

коэффициентом оборачиваемости оборотных средств kоб (число оборотов).

Он определяется отношением объема реализованной продукции (доходов) или

нормативно чистой продукции Д к среднегодовому остатку оборотных средств

СО:

kоб =Д / СО;

продолжительностью оборота в днях, которую можно выразить частным от

деления числа дней в календарном периоде на коэффициент оборачиваемости или

отношением среднего остатка оборотных средств к однодневной сумме выручки

реализации:

Тоб = tкал/ kоб, или Тоб = СО tкал / D.

Исходя из данного соотношения, можно установить, через сколько дней

возвращаются на предприятие его оборотные средства в форме выручки от

реализованной продукции.

фондоотдачей оборотных средств (съем продукции с гривны оборотных

средств определяется делением объема продукции в натуральном или денежном

выражении на среднегодовую стоимость оборотных средств)

Фоб = SPlpg / (СО), или Фоб = SП / (СО).

Средние остатки оборотных средств находят в результате деления

на число месяцев в отчетном периоде суммы половины остатка

на начало отчетного периода SСОн, половины остатка на конец

отчетного периода SСОк и остатков на первое число всех остальных

месяцев отчетного периода

11

SСОi:

i=1

|СО = |(|SСОн + SСОк |+ |11|СОi|)|/ 12.|

| | | | | | | | |

| | | | |S | | | |

| | | | |i=| | | |

| | | | |1 | | | |

| | |2 | | | | | |

Показатели использования определяются как по всем оборотным средствам

в совокупности, так и отдельно по каждому их виду – нормируемым и

ненормируемым. Показатели оборачиваемости всех средств рассчитываются

только на основании плановых и отчетных. При расчете необходимо обеспечить

сопоставимость данных.

Чтобы исключить влияние цен на показатели использования оборотных

средств, значения цен за прошлый год надо пересчитать по ценам и тарифам

отчетного периода. При изменении цен на готовую продукцию необходимо

пересчитать в соответствии с новыми ценами оборот по реализации, при

изменении цен на материалы, приобретаемые предприятием, – средние остатки

нормируемых оборотных средств.

Размер высвобожденных или привлеченных оборотных средств определяется

согласно формуле

?СО = Д(Тооб –Тбоб) / t,

где Д – выручка от реализации за отчетный период;

t – продолжительность анализируемого периода;

Тооб,Тбоб – продолжительность оборота соответственно в отчетном и

плановом периодах.

Оборачиваемость оборотных средств зависит от уровня применяемой

техники, технологии, организации производства и труда. Ускорение

оборачиваемости оборотных средств – важный фактор повышения эффективности

производства. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств различны.

В сфере производства среди таких путей можно выделить следующие:

механизацию и автоматизацию процессов; внедрение новой техники; сокращение

доли ручного труда, длительности производственного цикла; снижение

материалоемкости продукции.

В сфере снабжения и сбыта достижение этой цели возможно благодаря

сокращению времени пребывания материалов в пути от поставщиков до

потребителя; снижению производственных запасов за счет ликвидации

сверхнормативных и ненужных предприятию; улучшению нормирования оборотных

средств; соблюдению договоров поставки по срокам, ассортименту,

комплектности, ритмичности снабжения, своевременной отгрузке продукции

потребителям.

В сфере расчетов ускорение оборачиваемости оборотных средств можно

осуществить за счет строгого соблюдения сроков сдачи платежных документов в

банк и оформления расчетных кредитов, предупреждения случаев отказа

покупателей от акцепта и оплаты платежных требований, своевременной

ликвидации дебиторской задолженности за отгруженную продукцию, оказанные

услуги и выполненные работы, предупреждения иммобилизации оборотных средств

и затрат сверх установленных источников финансирования.

Анализ фонда заработной платы

При управлении финансами предприятия особое внимание на дороге следует

уделять анализу использования фонда заработной платы. Отчетные данные за

ряд лет позволяют установить изменение фонда заработной платы.

Полученный результат (экономия, перерасход) увязывается методом разниц

с изменениями численности работающих и среднемесячной заработной платы.

Экономия или перерасход определяется изменением:

численности работающих

?Фч = (Чп – Чо) Фс.з ? 12;

среднемесячной заработной платы

?Фс.з = (Чпс.з – Чос.з) Чо ? 12,

где ?Фч, ?Фс.з – экономия или перерасход фонда зарплаты от изменения

соответственно численности работающих и среднемесячной зарплаты;

Фс.з – среднемесячная ставка одного работающего, грн.

Затем производится сопоставление темпов роста производительности труда

и среднемесячной заработной платы на дороге.

При расчете темпов роста среднемесячной заработной платы за основу

принимаются ее значения без учета и с учетом выплат из фонда материального

поощрения.

После анализа среднемесячной зарплаты по основным группам и категориям

работников следует сопоставить темпы ее роста и производительности труда по

хозяйствам и ведущим профессиям, что можно отразить в соответствующей форме

(табл. 2). [

Анализ данных, содержащихся в графах 5 и 6 формы, позволит выявить

передовые и отстающие предприятия в каждом хозяйстве, причины невыполнения

заданных соотношений.

Таблица 2

|Хозяйство и группа|Темп роста |Темп роста|Превышение темпа |

|работников |производительности |среднемеся|роста |

| |труда, % |чной |производительности |

| | |заработной|труда над темпом |

| | |платы с |роста среднемесячной |

| | |учетом |заработной платы |

| | |выплат из | |

| | |ФМП, % | |

| |по |по | |по |по |

| |приведенно|продукции | |приведенно|продукции |

| |й |каждого | |й |каждого |

| |продукции |хозяйства | |продукции |хозяйства |

|Пассажирское | | | | | |

|Контейнерных | | | | | |

|перевозок и | | | | | |

|коммерческой | | | | | |

|работы | | | | | |

|Движения | | | | | |

|Штат по | | | | | |

|формированию | | | | | |

|поездов | | | | | |

|Локомотивное: | | | | | |

|локомотивные | | | | | |

|бригады | | | | | |

|рабочие по | | | | | |

|текущему ремонту | | | | | |

|локомотивов | | | | | |

|Вагонное | | | | | |

|рабочие по | | | | | |

|текущему ремонту и| | | | | |

|техническому | | | | | |

|обслуживанию | | | | | |

|вагонов | | | | | |

|рабочие по | | | | | |

|деповскому ремонту| | | | | |

|вагонов | | | | | |

|Пути: | | | | | |

|монтеры по | | | | | |

|текущему | | | | | |

|содержанию пути | | | | | |

|Электрификации и | | | | | |

|энергетики: | | | | | |

|рабочие контактной| | | | | |

|сети | | | | | |

|рабочие тяговых | | | | | |

|подстанций | | | | | |

|Прочие | | | | | |

Список использованной литературы

Анализ производственно-хозяйственной деятельности железной дороги.

Учебник / Под ред. Гизатуллина В.Г. – Минск: Выш. школа, 1989.

Артеменко В.П., Беллендр М.В. Финансовый анализ; учебное пособие: М.–

1997. – 185с.

Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего

субъекта.– М.: Финансы и статистика, –1994. – 150с.

Булатова З.Г., Юдина Л.Н. Технико-экономический анализ хозяйственной

деятельности предприятия // Учебник для ВУЗов. – М. – 1991. – 318 с.

Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор

инвестиций. Анализ отчетности.– М.: Финансы и статистика, –1996. – 780с.

Масютин С.А. Умеем ли мы оценивать финансовую устойчивость

предприятий. // ЭКО.– 1997.– №5.– С.105-110.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты