обеспечение полной занятости, экономический рост, минимальную инфляцию,
должно нести ответственность федеральное правительство.
При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет
стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к
выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными
понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического
роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране
объем производства уже превышен и производство стремится к его
потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей
преследовать не имеет права.
В свою очередь политика ограничения деловой активности, напротив
направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его
потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или
бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей
вместе с избыточным спросом.
Сдерживающая политика подразумевает:
— уменьшение правительственных расходов;
— увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на
положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой
стоит задача контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет
правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной
экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия
финансовой политики на хозяйство страны.
Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов,
которая формируется на основе изучения требований экономических законов,
всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния
потребностей населения.
2. Определение основных направлений использования финансов на
перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики
финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают
возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и
внутренние политико-экономические факторы.
3. Собственно осуществление практических действий, направленных
на достижение поставленных целей.
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику
начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух
предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как
не учитывает все возможности финансового регулирования.
Важной составной частью финансовой политики является установление
финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей
деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм
представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов
организации финансовых отношений. Существует два типа финансового
механизма :
а) механизм при котором политика, проводится непосредственно
правительством;
б) механизм встроенных стабилизаторов.
Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно,
относится к первому типу механизма . Для второго же он будет абсолютно
неверен, что объясняется особенностями последнего.
Под механизмом первого типа понимают ряд способностей налоговой
системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности,
позволяющие регулировать экономическую деятельность в стране без
непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов,
которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны.
Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты, включая пособия по безработице. Действительно,
налоги, за счет которых финансируются пособия по безработице резко
возрастают, когда занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период
бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию.
Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты
доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление,
что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад.
2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи
фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на
сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует
фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены
растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию,
поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в
экономике. К сожалению такой стабилизатор не характерен для отечественной
экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами
перепроизводства.
3. Эффект надежности компаний. Практика показывает, что с целью
создания иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие
подобные юридические лица сохраняют прежний уровень выплачиваемых
дивидендов, даже если их доходы меняются в течение короткого отрезка
времени. Это ведет к ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе
был бы предъявлен вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с
их ценных бумаг. В другом случае наблюдался бы обратный эффект, который
также привел бы к стабилизации ситуации.
4. Инертность склонности к потреблению. Так, индивид, стремясь
поддержать привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к
повышению своего дохода.
Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к
стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на
экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической
ситуации, так как, продолжая изымать часть каждого дополнительного дохода,
налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не
учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие
стабилизатора.
2) Политические и другие внеэкономические соображения, препятствующие
пассивным действиям правительства.
Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять
исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение
финансовой политики с помощью первого механизма , несмотря на возражения
экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется
необходимым.
Под этим понимается сознательное манипулирование налогами и
правительственными расходами с целью изменения реального объема
национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения
экономического роста.
Основными орудиями такой финансовой политики являются:
— общественные работы и другие программы, связанные с
расходами;
— социальные программы;
— правительственные закупки;
— государственные инвестиции;
— изменение расходов трансфертного или перераспределительного
типа;
— управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих
финансовую политику:
1) Политика в области государственных расходов.
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы,
связанные с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой
политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее
следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить
занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда,
есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства
отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не
только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие
производства, а также освободило государство от обременительных расходов в
будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной
системой.
Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что
объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что
экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже
поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть
только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые
данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала
проводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда снижение
деловой активности было заметно уже невооруженным глазом.
Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе,
государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к
тому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться
потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к
концу.
В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются
неэффективным инструментом дискреционной политики.
Во - вторых, государственные программы расходов на социальные нужды.
Так, правительство может воздержаться от выработки дополнительных
социальных пособий в периоды инфляции, чем достигнет снижения уровня
потребительского спроса. Во время же депрессии оно повышает ассигнования на
социальные нужды.
Однако недостатком материальной помощи для краткосрочных целей
стабилизации является факт политического порядка, что такие чрезвычайные
программы сложно сократить, когда положение снова улучшится.
В третьих — правительственные закупки и инвестиции. Увеличение
государственных инвестиций, как и рост частных расходов, стимулирует
развитие промышленности, получающей новые заказы. Данное положение
подтверждается следующим макроэкономическим законом: S + M = C + In + Xn +
G, то есть сбережения и импорт равняются сумме потребления, инвестиций,
чистого экспорта и государственных закупок. Иначе говоря, рост G или In
приведет к смещению кривой C + In + Xn + G вверх относительно графика
сбережений и импорта, что выразится в увеличении ЧНП.
Наконец перейдем к фискальной политике как второму элементу политики