|реализации | | | | | | | |
|работ, | | | | | | | |
|продукции | | | | | | | |
|Проценты к |0 |0 |0% |0% |0 |0% |0% |
|получению - | | | | | | | |
|проценты к | | | | | | | |
|уплате | | | | | | | |
|Доходы от |0 |0 |0% |0% |0 |0% |0% |
|участия в | | | | | | | |
|других | | | | | | | |
|предприятиях | | | | | | | |
|Прочие |47 |0 |14% |0% |47 |14% |35% |
|операционные | | | | | | | |
|доходы - прочие| | | | | | | |
|операционные | | | | | | | |
|расходы | | | | | | | |
|Прочие |-28 |-33 |-8% |-16% |5 |8% |4% |
|внереализационн| | | | | | | |
|ые доходы- | | | | | | | |
|прочие | | | | | | | |
|внереализационн| | | | | | | |
|ые расходы | | | | | | | |
|Прибыль |337 |202 |100% |100% |135 | | |
|(убыток) | | | | | | | |
|отчётного | | | | | | | |
|периода | | | | | | | |
Прибыль от реализации товаров возросла на 83 тыс. руб. и составила в
отчётном году 318 тыс. руб. На это повлияло увеличение выручки в результате
роста объёма продаж. В отчётном году появились прочие операционные доходы,
которые составили с учётом прочих операционных расходов 47 тыс. руб. К этим
доходам относятся доходы от сдачи в аренду помещения, а расходы – налоги с
этих доходов. За отчётный год уменьшились внереализационные расходы на 5
тыс. руб.
Наибольший удельный вес в структуре доходов занимают доходы от продаж.
Однако за отчётный период он уменьшился на 22%. Уменьшился также удельный
вес внереализационных расходов на 8%. А прочие операционные доходы стали
занимать 14% в структуре доходов.
Наибольшее влияние на увеличение прибыли оказал рост доходов от
продаж. Это привело к увеличению прибыли на 61%. Прочие операционные доходы
увеличили прибыль на 35%, а снижение внереализационных расходов привело к
росту прибыли на 4%.
Для определения влияния на прибыль каждого из факторов заполняется таблица.
Анализ динамики реализации продукции и прибыли
Таблица. 13
|Показатель |Код |Условн|Значение показателя |Изменение |
| |строк|ое | | |
| |и |обозна| | |
| | |чение | | |
| | | |за |за |абсолю|относите|
| | | |отчётный|аналогичный|тное, |льное, %|
| | | |период |период | | |
| | | | |прошлого |тыс. | |
| | | | |года |р. | |
|Выручка от реализации |010 |В |7 471 |4 583 |2 888 |63% |
|товарной продукции, | | | | | | |
|работ, тыс. р. | | | | | | |
|Полная себестоимость |020+ |С |7 153 |4 348 |2 805 |65% |
|реализации товаров, |030+0| | | | | |
|продукции, тыс. р. |40 | | | | | |
|Прибыль от реализации,|050 |П (У) |318 |235 |83 |35% |
|тыс. р. | | | | | | |
|Уровень рентабельности| |R |4,26% |5,13% |-0,87%|-17% |
|от реализации товаров | | | | | | |
|и продукции, | | | | | | |
|(стр.3/стр.1*100) | | | | | | |
Как видно из таблиц выручка от реализации товаров увеличилась в
отчётном году на 63%, а себестоимость реализованных товаров – на 65%. Это
привело к снижению уровня рентабельности реализации товаров в отчётном году
на 0,87%, которая составила 4,26%. Снижение рентабельности в динамике
составило 17%.
Можно определить влияние изменения объёма реализации на изменение
прибыли.
1. Можно определить влияние изменения объёма реализации на изменение
прибыли.
[pic]
Таким образом, увеличение объёма продаж привело к росту прибыли на 83,79
тыс. руб.
2. Изменение прибыли за счет изменения цен.
[pic]
Изменение цен привело к росту прибыли на 63,5 тыс. руб.
3. Изменение прибыли за счет изменения выручки.
[pic]
4. Изменение прибыли за счет изменения Удельной с/с.
[pic]
Таким образом, за счет изменения удельной с/с прибыль увеличилась на 89,65
тыс. руб.
5. Изменение прибыли за счет изменения удельных коммерческих расходов.
[pic]
6. Изменение прибыли до налогообложения за счет других факторов.
[pic]
[pic] П = 83,79+63,5+89,65-149,42+60-13+5 = 139,52
[pic] П = 337-202 = 135
9. Анализ рентабельности.
Результативность деятельности любого предприятия может оцениваться с
помощью относительных показателей, которые называются рентабельностью. Они
характеризуют доходность или прибыльность, измеряемую в процентах к
затратам средств или имущества.
Рентабельность вложений в предприятие Ра в общем, виде определяется по
стоимости всего имущества, имеющегося в распоряжении предприятия, и
показывает какую прибыль, получает предприятие с каждого рубля, вложенного
в активы, т.е. эффективность использования всего имущества предприятия.
Для исчисления этого показателя прибыль отчётного периода или чистая
прибыль, или прибыль от реализации продукции делится на общий итог баланса.
Стоимость имущества определяется как средняя величина.
[pic]
Рассчитаем рентабельность по чистой прибыли.
[pic]
Как видно из расчётов значительное влияние на величину рентабельности
оказывают налоговые отчисления. В целом, рентабельность активов в размере
49,9% оценивается положительно.
Для расчёта показателей рентабельности составляется таблица.
Расчёт показателей рентабельности
Таблица. 14
|Показатель |за отчётный период|За предыдущий |
| | |период |
|Выручка от реализации продукции, услуг, |7 471 |4583 |
|тыс. р. | | |
|Прибыль отчётного года, тыс. р. |337 |202 |
|Чистая прибыль, тыс. р. |170 |260 |
|Затраты на производство реализованной |7 153 |4348 |
|продукции, тыс. р. | | |
|Прибыль от реализации продукции, тыс. р.|318 |235 |
|Величина имущества, тыс. р. |490 |192 |
|Величина капитала и резервов, тыс. р. |227 |57 |
|Рентабельность имущества |69% |105% |
|Рентабельность реализованной продукции, |4% |6% |
|тыс. р. | | |
|Стоимость основных производственных |339 |290 |
|фондов и материальных оборотных средств,| | |
|тыс. р. | | |
|Рентабельность производственных фондов, |50% |90% |
|тыс. р. | | |
|Рентабельность собственного капитала, |75% |70% |
|тыс. р. | | |
Рентабельность реализованной продукции Ррп показывает, сколько прибыли
приходится на единицу реализованной продукции, т.е. результативность работы
предприятия. Увеличение этого показателя может быть вызвано снижением
затрат на реализацию при постоянных ценах или ростом цен при постоянных
затратах на реализацию, уменьшение – снижением спроса на товары.
Рентабельность реализованной продукции составила в отчётном году 4%. Наряду
с ростом выручки значительно увеличилась себестоимость продаваемых товаров,
т.е. увеличились расходы на 1 руб. реализованных товаров. Это повлияло на
снижение рентабельности. Такая тенденция оценивается отрицательно, т.к.
снизилась эффективность основной деятельности предприятия.
Рентабельность собственного капитала позволяет определить
эффективность использования инвестирования собственниками средств
предприятия. В отчётном году рентабельность собственного капитала составила
75%, что является положительным фактором в работе предприятия в отчётном
году. Вложения собственников в данное предприятие являются выгодными и
прибыльными, несмотря на риск. Кроме того, финансовая устойчивость
предприятия за отчётный год значительно возросла: коэффициент автономии
составил 46%.
Рентабельность основных фондов имеет важное значение для оценки
деятельности предприятия и может также служить ориентиром при изучении
спроса на товары. В отчётном году данный показатель равен 50%.
10. Вывод.
В работе предприятия в отчётном году произошёл ряд изменений.
Положительным аспектом в работе предприятия явилось увеличение
коэффициентов, характеризующих финансовую устойчивость, активность,
ликвидность предприятия.
Так увеличение коэффициента автономии привело к увеличению финансовой
устойчивости предприятия, следовательно, сделало его более привлекательным
для инвестиций.
Важным является и увеличения коэффициента обеспеченности предприятия
собственными оборотными средствами, он также показывает степень финансовой
устойчивости предприятия за отчётный год этот коэффициент с –9% вырос на
35% и стал 26%. Такое изменение говорит о том, что у предприятия, во-первых
появились собственные оборотные средства, а во-вторых величина коэффициента
превысила критический уровень в 20%.
Положительно оценивается увеличение коэффициента текущей ликвидности
предприятия, с учётом увеличения ликвидности оборотных средств.
Увеличение коэффициента деловой активности оценивается положительно в
связи с расширением основной деятельности предприятия, т.е. с ростом объёма
продаж.
Отрицательным фактором в работе предприятия является снижение
эффективности основной деятельности, т.к. рентабельность реализации
продукции снизилась. На это повлиял значительный рост расходов по
реализации продукции. Поэтому для увеличения прибыли от реализации
продукции необходимо уменьшить себестоимость данной продукции: например,
сменить поставщиков, уменьшить затраты на поставку продукции.