Финансы и кредит: Государственный долг РФ

Реальная цифра может оказаться еще более весомой.

Кредиторы государства объединены в Парижский клуб, в котором все

вопросы решаются исходя из политической точки зрения, в отличие от чисто

коммерческого подхода участников Лондонского клуба, куда входят в основном

зарубежные банки-кредиторы.

До 1991г. Внешэкономбанк считался первоклассным заемщиком, ему давали

кредиты крупные банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итоге

они оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы

долларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другие

же, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей,

приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов,

т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они стали

представлять собой единый инструмент.

Некоторые банки стремились избавиться от этих кредитных соглашений,

другие их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которой

выдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большое

количество банков, желающих купить и продать долговые обязательства,

обусловили высокую ликвидность инструмента внешних долгов.

За четыре года функционирования рынка внешнего долга России выработан

механизм торговли.

Заключенная дилерами сделка оформляется соглашением между покупателем и

продавцом. Затем происходит переоформление долга Внешэкономбанка с одного

кредитора на другого. ВЭБ ведет реестр кредиторов и дает согласие на

подобную перезапись. И хотя случаев отказа в таком переоформлении

зафиксировано не было, сам процесс занимает длительное время. Формально

стороны оставляют 21 рабочий день, для того чтобы переписать права

собственности с продавца на покупателя. При этом в соглашение включено

положение о том, что стороны приложат максимум усилий для соблюдения этого

срока. Однако на практике это не всегда удается — сделка требует

длительного обмена письмами: сначала происходит подтверждение сделки между

контрагентами, затем продавец посылает запрос на reassignment

(перерегистрацию) во Внешэкономбанк, получает от него положительный ответ,

после чего вместе с покупателем переписывает сам кредит.

Для упрощения сделок время от времени создаются синдикаты, куда входят

основные западные инвестиционные банки, торгующие данным инструментом. Эти

синдикаты при посредничестве крупных аудиторских фирм, таких как Arthur

Anderson, Price Waterhouse и др., клирингуют сделки между собой. В

результате вместо тысяч перерегистраций возникает необходимость лишь в

нескольких с участием начальных и конечных владельцев.

Существует и более простой способ торговли, который предпочитают

отечественные банки, — нейтинг (netting): банк продает купленный кредит

прежнему владельцу до истечения стандартного срока в 21 день, производя

таким образом подобие арбитражной сделки, которая не требует никакого

оформления. Привлекательность таких сделок с точки зрения российских банков

в том, что можно получить прибыль, не привлекая дополнительные средства.

Ценообразование.

В отличие от многих других финансовых инструментов внешние долги России

не имеют ярко выраженных ценообразующих факторов. На начальном этапе

развития было совершенно неясно, когда начнется выплата основной

задолженности и тем более процентов по ней. По этой причине невозможно было

определить доходность, а следовательно, и реальную цену. В результате

котировки остановились на основе спроса-предложения. В дальнейшем их

динамика определялась общим состоянием рынков внешних долгов в мире;

факторами, влияющими на них, а также состоянием российской экономики в

целом, и финансов в частности.

На состояние рынка влияет ход переговорного процесса России с Парижским

и Лондонским клубами, с МВФ и МБРР: любые положительные решения поднимают

уровень котировок. Негативное влияние на цену долгов оказывает ухудшение

общей экономико-политической ситуации в России (путч, “черный вторник”,

межбанковский кризис, etc.). Рынок внешних долгов структурирован в

соответствии с валютами, в которых кредиты были получены. Наибольшим

спросом пользуются долги, выданные в долларах, немецких марках, йенах и

швейцарских франках. Разница в ценах зависит от ликвидности валют:

котировки долларовых кредитов выше, чем кредитов в японской и швейцарской

валютах. Соотношение котировок долгов в марках и долларах зависит от

разницы в процентных ставках по кредитам в этих валютах.

В последние 3 месяца 1995 г. котировки долларовых долгов колебались в

интервале 30-34% от суммы долга, причем минимальными они были в период

кризиса межбанковских кредитов. Кроме того, необходимо отметить, что в этот

период не наблюдалось ярко выраженной тенденции к их росту или падению, а

спрэд bid/offer (разница продажа-покупка) стабильно держится на уровне 3/8-

1/2 процентных пункта, что показано на графике.

[pic]

Влияние внешнего долга на национальную экономику

Чем обременительнее для страны накопленный внешний долг, тем в большей

мере его обслуживание вовлекается во взаимодействие с функционированием

всей национальной экономики и ее финансовой сферы.

Обозначим характер взаимодействия внешних заимствований с

соответствующими сферами экономики страны. Прежде всего важен характер

опасности чрезмерного роста внешнего долга с позиций гос. бюджета, денежно-

кредитной системы, международной кредитоспособности страны. Для гос.

бюджета в 3-х звенном кредитном цикле (привлечение, использование,

погашение) неблагоприятные последствия чрезмерного возрастания внешнего

долга связаны в основном со стадией его погашения; новые же займы для

текущего бюджетного периода, наоборот, сулят возможность ослабить нагрузку

на налоговые и другие обычные доходные источники, позволяют более гибко

маневрировать на всех стадиях бюджетного процесса. В то же время

неблагоприятно может складываться график платежей по внешнему долгу. В

любом случае степень и последствия взаимодействия зависят главным образом

от относительной величины накопившегося внешнего долга.

У платежного баланса аналогичный характер взаимодействия с долговым

циклом: на смену желанным дополнительным валютным поступлениям приходит

период расплаты по долгу. Здесь в целом высокая степень взаимодействия,

поскольку именно сальдо по текущим статьям платежного баланса может

выступать основным ограничителем во внешних заимствованиях и управлении

инвалютным долгом, а при определенных обстоятельствах — даже диктовать

необходимость отсрочки долговых платежей. В условиях обременительного

внешнего долга существенно возрастают трудности в укреплении доверия к

национальной валюте, противодействии инфляции, в обеспечении необходимыми

валютными резервами и валютной конвертируемости. Особое место при этом

занимает вопрос о возможных неблагоприятных последствиях в случае

чрезмерной девальвации национальной валюты, относительно занижения ее

реального курса. Увеличение в подобных условиях реального бремени платежей

по внешнему долгу подтверждается практикой ряда стран.

Согласно введенному в 1994г. порядку формирования российского

государственного бюджета все платежи в нем по внешнему долгу учитываются

теперь в рублевом эквиваленте. Это ограничивает возможности России

увеличивать долговые выплаты, поскольку она имеет обязательства перед МВФ в

отношении предельных размеров бюджетного дефицита. При заниженном курсе

рубля искусственно завышается рублевый эквивалент бюджетных расходов по

долговым платежам, а тем самым и размеры бюджетного дефицита.

Одним из элементов управления внешним долгом страны является разработка

программы внешних заимствований. Ряд основных положений по этому вопросу

предусмотрен правительственным постановлением от 16 октября 1993г. №1060 и

федеральным законом от 26 декабря 1994г. №76-Ф3. Предельным размером

государственных внешних заимствований является ежегодно утверждаемый в

форме федерального закона максимальный объем использования кредитов на

предстоящий финансовый год. Как правило, он не должен превышать годового

объема платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного

внешнего долга. В предельных размерах не учитываются кредиты и

заимствования в отношениях с другими государствами-участниками СНГ; их

суммы определяются в законе о федеральном бюджете. Ежегодно правительством

подготавливается программа государственных внешних заимствований и

предоставляемых внешних кредитов с выделением кредитов (займов), каждый из

которых превышает 100 млн. долл.

Ограничителем размеров внешних заимствований может служить установка на

поддержание в определенных пределах показателей долговой зависимости,

используемых в мировой практике, в том числе на основе сопоставления

задолженности и долговых платежей с ВВП и экспортом. Необходимо учитывать,

что для России, как и для других стран с большой территорией, объективно

закономерен относительно низкий удельный вес экспорта в национальном

продукте. Именно по этой причине, а также из-за неполной еще интеграции в

мировую экономику нам, видимо, следует отдавать предпочтение не ВВП, а

экспорту в качестве базы для индикатора уровня долговой зависимости.

Содержание.

I.История государственного долга России страница 2

II.Современная ситуация на рынке госуда- рственного

долга страница 4

II.1 Рынок внутреннего долга России страница 5

II.2 Рынок внешнего долга России страница 11

Использованная литература страница 18

Использованная литература

1.”Власть”, №9/1996, Сергей Колчин, статья “Внешний долг России”

2.“Рынок ценных бумаг”, №1/1996, Алексей Тихонов, статья “Долги

Российская империя отдавала всегда”.

3.”Рынок ценных бумаг”, №1/1996, Валерий Алферов, статья “Рынок

внешнего долга России”

4.”Деньги и кредит”, №6/1996, А.Ю.Симановский, статья “Государственный

долг: бремя цивилизации”

5.“Рынок ценных бумаг”, №12/1995, Алексей Грабаров, статья “Новые

инструменты на рынке государственного долга”

6.”Финансы”, №7/1995, Г.П.Рыбалко, статья “О внешних заимствованиях

России”

7.Лекции по дисциплине “Финансы и кредит”, ГАУ, О.М.Махалина

-----------------------

[1] В числителе — с учетом реинвестирования, без учета налоговых льгот; в

знаменателе — с учетом реинвестирования и налоговых льгот.

[2] Уровень рациональных инфляционных ожиданий определялся как (Rt - 2 + Rt

- - 1 + 0,5Rt)/2,5 , где Rt - 2, Rt - 1, Rt — инфляция по уровню

потребительских цен за соответствующий период, t — месяц оценки (декабрь).

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты