Так, в соответствии с Законом РСФСР «О дорожных фондах
Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. N 1759-1 с последующими
изменениями и дополнениями и Инструкцией Государственной налоговой
службы РФ «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в
дорожные фонды от 15 мая 1995 г. N 30 в редакции изменений и
дополнений от 17 июля 1995 г., от 7 декабря 1995 г. и от 12 января
1996 г.) физические лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица, уплачивают налог на
реализацию ГСМ, налог c владельцев транспортных средств.
Налог с владельцев транспортных средств уплачивается по
установленным ставкам (в годовом исчислении), определенным по
отношению с каждой лошадиной силы. Физические лица — предприниматели
уплачивают налог ежегодно в учреждения банков в установленные сроки.
Если транспортное средство приобретено индивидуальным
предпринимателем во второй половине года, то налог уплачивается в
половинном размере независимо от того, уплатил ли налог за это
транспортное средство прежний владелец. Сумма платежей по налогу с
владельцев автотранспортных средств индивидуальными предпринимателями
включается в состав расходов декларации о доходах.
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью
без образования юридического лица, уплачивают налог на приобретение
автотранспортных средств путем купли-продажи, мены, лизинга и взносов
в уставный капитал. Налог исчисляется от продажной цены автомобиля
(без налога на добавленную стоимость, спецналога, акциза) по
следующим ставкам: грузовые автомобили, пикапы и легковые фургоны,
автобусы, специальные автомобили и легковые автомобили — по ставке
20%; прицепы и полуприцепы — по ставке 10%.
Автотранспортные средства, приобретенные для дальнейшей
реализации (при наличии лицензии на торговлю автомобилями), налогом
не облагаются. Сумма налога на приобретение автотранспортных средство
предпринимателями включается в состав расходов декларации о доходах.
В составе расходов физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью отражаются суммы налога на рекламу,
исключаемые при исчислении подоходного налога. Налог на рекламу
устанавливается решениями районных и городских представительных
органов власти (местными органами самоуправления) на основании
подпункта з) п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации «Об основах
налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. N
2118-1. Рекламой считаются все виды объявлении, извещений и
сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи
средств массовой информации (печати, эфирного, спутникового и
кабельного телевидения, радиовещания), а также посредством каталогов,
прейскурантов, справочников, листовок, афиш, календарей, световых
табло (бегущая строка, световая фиксированная строка и др.),
имущества юридических и физических лиц, одежды. Реклама должна
осуществляться в соответствии с Федеральным законом РФ «О рекламе» от
18 июня 1995 г. N 108-ФЗ. Данным Законом не допускается
недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама. Общая
величина расходов на рекламу не должна превышать предельных размеров,
исчисленных по нормативам, установленным Министерством финансов
Российской Федерации от 29 апреля 1994 г. N 56.
К затратам, включаемым в расходы, относятся:
сбор за парковку автотранспорта, другие налоги и сборы
(документами, подтверждающими расходы предпринимателя по
вышеперечисленным платежам, являются квитанции об уплате, банковские
документы и т. п.);
обязательные отчисления в государственные внебюджетные фонды,
предусмотренные законодательством Российской Федерации;
расходы по уплате страховых взносов, которые принимаются в
затраты отчетного периода в пределах установленных тарифов;
В состав затрат индивидуального предпринимателя входят и другие
расходы, непосредственно связанные с предпринимательской
деятельностью, в том числе:
по изготовлению печатей, штампов;
по приобретению канцелярских товаров, необходимых для
деятельности и использованных в отчетном периоде;
но открытию текущего счета в банке, по проведению операций по
текущему счету, по плате за чековую книжку;
по оплате процентов за пользование кредитами банков (за
исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств,
нематериальных и других внеоборотных активов) в пределах учетной
ставки Банка России, увеличенной на 3 пункта;
на проведение всех видов ремонта основных средств, необходимых
для осуществления предпринимательской деятельности;
по оплате услуг связи, относящихся к предпринимательской
деятельности;
по приобретению нормативных документов, юридической литературы,
газет, журналов, необходимых для осуществления деятельности;
по возмещению арендной платы за использование помещений под
офисы (склады), транспортных средств, основных фондов и т. д. В
случае если предприниматель использует для своей деятельности
обособленное помещение, принадлежащее ему на праве личной
собственности, то в состав расходов принимаются расходы по тепловой,
электрической энергии, водоснабжению и т. д.;
по рекламированию деятельности на основании договоров, счетов,
платежных документов
и т.п.
3. НАЛОГООБЛАЖЕНИЕ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1. Общая характеристика налоговой системы
Принципы построения налоговой системы, ее структура опре-
деляются таким нормативным документом, как " Свод законов
Российской Федерации о внутренних доходах и налогах ". "Свод"
содержит закон "Об основах налоговой системы в Российской Фе-
дерации" и специальные законы по конкретным налогам.
Закон "Об основах налоговой системы..." является базовым.
В нем зафиксированы общие принципы налогообложения на терри-
тории России, налоговая компетенция органов власти различного
уровня, определен состав налогоплательщиков и обьектов обложе-
ния, адресность налогов и порядок их зачисления в различные
бюджеты, права и ответственность плательщиков и налоговых ор-
ганов.
В соответствии с этим законом на территории Российской
Федерации взимаются следующие налоги, сборы и платежи:
1. Налог на прибыль предприятий и организаций. В дальней-
шем возможно взимание налога с валового дохода предприятий.
2. Налог на имущество предприятий, определяемое как итог
бухгалтерского баланса плательщика.
3. Налог с доходов банков, включая коммерческие, специ-
ализированные, совместные банки с участием отечественного и
иностранного капитала, иностранные банки.
4. Налог на доходы от страховой деятельности, уплачивае-
мый страховыми организациями любых организационно правовых форм
5. Налог на добавленную стоимость. Взимается со стоимости
реализации товаров, работ, услуг за минусом материальных и
приравненных к ним затрат, связанных с производством этого то-
вара, работ, оказания услуг.
6. Акцизы на определенные товарные группы и отдельные то-
вары. Акцизы включаются в цену товара и, следовательно увели-
чивают ее.
Налог на добавленную стоимость и акцизы введены взамен
ранее существовавших налога с оборота и налога с продажи.
7. Земельный налог. Вносится собственниками, землевла-
дельцами и землепользователями.
8. Налог на операции с ценными бумагами. Взимается при их
выпуске (эмиссии) и купле-продаже.
9. Налоговые платежи за пользование природными ресурсами
и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
10. Лесной доход, плата за воду. Обязательные платежи за
использование лесных и водных ресурсов.
11. Подоходный налог с физических лиц. Уплачивают гражда-
не, получающие доходы на территории Российской федерации.
12. Налог на имущество физических лиц (с недвижимого иму-
щества и с транспортных средств за исключением автотранспорта).
13. Сбор с граждан за право торговли, уплачиваемый путем
приобретения разового талона или временного патента.
14. Регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринима-
тельской деятельностью.
15. Налог с имущества. переходящего в порядке наследова-
ния и дарения.
16. Государственная пошлина. Взимается с граждан, предп-
риятий и организаций за действия и услуги органов суда, арбит-
ража, нотариальных контор , ЗАГСов, исполнительных комитетов,
Совета народных депутатов.
17. Таможенная пошлина, уплачиваемая при экспорте и им-
порте товаров и продукции.
Данным перечнем не охватывается весь список налогов и
сборов, которые могут взиматься на той или иной территории.
Ряд налогов может вводиться республиками, входящими в состав
Российской федерации. Кроме того, в соответствии с Меморанду-
мом об экономической политике Российской федерации они получили
право устанавливать дополнительные налоги.
В соответствии с законом "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации " все предусмотренные налоги делятся на
общегосударственные (федеральные), республиканские налоги
республик, входящих в состав России, краев, областей, автоном-
ных округов и местные налоги. Обьекты налогообложения, размер
ставок, состав плательщиков, порядок зачисления в бюджете раз-
личных уровней определяются:
по федеральным налогам - законодательством Российской Фе-
дерации;
по республиканским налогам - законодательными актами
Российской Федерации в части обязательных налогов, взимается
на всей территории. По другим налогом - законами республик,
входящих в состав Российской Федерации, нормативными докумен-
тами органов власти краев, областей, автономных округов.
По местным налогам обязательного характера конкретные
ставки определяются республиками, входящими в состав
Российской Федерации, или решениями соответствующими органами
власти. Остальные местные налоги вводятся и регулируются ра-
йонными, городскими органами власти и управления.
Федеральные налоги взимаются на всей территории России по
единым ставкам. К ним относятся: налог на добавленную стои-
мость, акцизы на отдельные товары, налог на прибыль, доход
предприятий и организаций, налог на операции с ценными бумага-
ми, подоходный налог с физических лиц, таможенная пошлина, на-
логи - источники формирования дорожных фондов, гербовый сбор,
государственная пошлина.
В перечень республиканских налогов входят: налог на дохо-