доход в соответ-ствии с теми функциями, которыми они наделены.
К компетенции местных органов власти относятся:
а). образование;
б). обеспечение внутренней безопасности;
в). здравоохранение;
г). социальное обеспечение.
Структура доходов местных органов власти:
во - первых, отчисления от федеральных налогов (22 % налога на прибыль
направляется в местные органы, 13 % – в федеральные органы.);
во - вторых, налоги, остающиеся в распоряжении местных органов (подоходный
налог);
в - третьих, местные налоги (разного рода налоги, как, например, на прогон
скота, на проезд в транспорте в ночное время и т.п. Этому “творчеству”
скоро будет положен конец с принятием Налогового кодекса).
в - четвертых, субсидии (из 89 субъектов – 79 субъектов находятся на
дотациях).
Возможно, что местные органы власти могут выпускать местные займы, чтобы
покрывать дефицит местных бюджетов (это пока разрешено только Новгородской
губернии).
Классификация налогов:
1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических
лиц). Бывают:
а). реальные;
б). личные. К ним относятся:
– подоходный налог с населения;
– налог на прибыль юридических лиц;
– налог на прирост капитала;
– налог на доходы от денежных капиталов;
– налог на сверхприбыль.
2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3
групп:
а). акцизы (надбавка к цене);
б). фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство
для пополнения казны);
в). таможенные пошлины. Бывают:
– экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров);
– импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для
государства или производителя внутри страны);
– транзитные.
3). Отчисления в фонды социального страхования:
а). пенсионный фонд;
б). фонд социального страхования;
в). фонд занятости;
г). фонд медицинского страхования.
Элементы налога.
Субъект налога – юридические и физические лица, которые обязаны платить
данный налог.
Объект налога – предмет или имущество, подлежащие налогообложению.
Источник налога – доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник
может совпадать с объектом).
Единица налогообложения – единица измерения объекта.
Налоговая ставка – величина налога на единицу обложения. Она может быть:
– твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения);
– долевой (устанавливается определенная доля налога, например, 1/8 часть
от прибыли) + %.
Ставки бывают:
а). пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения
независимо от его величины);
б). прогрессивные (объекты группируются).
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение субъекта от налога.
Системы расчета уплаты налогов.
I. Шедулярная система.
|1). |13 |12|1, 57|
|Зарплата |млн.|% |млн. |
|2). Доходы |100 |20|20 |
|от ценных |тыс.|% |тыс. |
|бумаг | | | |
|3). Доходы |1 |0 |0 |
|от с/х |млн.|% | |
|участка | | | |
|4). |200 |0 |0 |
|Банковский |тыс.|% | |
|депозит | | | |
Весь налог равен сумме всех этих отдельных налогов.
II. Глобальная система.
|1). Зарплата|12 млн. |
|2). Доходы |100 тыс. |
|от ценных | |
|бумаг | |
|3). Доходы |1 млн. |
|от с/х | |
|участка | |
|4). |200 тыс. |
|Банковский | |
|депозит | |
В итоге подсчитывается совокупный доход, который умножается на процентную
ставку 12 %, равной сумме налога.
3 вида налогов:
1. Федеральные;
2. Республиканские;
3. Местные.
Всего существует более 60 видов налогов.
Федеральные налоги:
– налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями;
– НДС;
– спецналог (отменен).
К федеральным также относятся:
– налог на внешнеэкономическую деятельность;
– акцизы
Республиканские налоги:
– подоходный налог;
– налог на пользователей автотранспорта;
– транспортный налог;
– лесной сбор.
Местные налоги (самая многочисленная группа):
– сбор за парковку автотранспорта;
– сбор на содержание милиции и т.п.
Фонды:
а). пенсионный фонд;
б). фонд социального страхования;
в). фонд занятости;
г). фонд медицинского страхования.
Налоговое бремя:
|на |на |
|макроуровне |микроуровне |
|оно |определяется|
|определяется|как сумма |
|как доля |всех |
|налогов в |налогов, |
|ВНП |который |
| |платит |
| |отдельное |
| |предприятие |
| |к его |
| |прибыли |
Федеральные налоги:
[pic] Если платить все налоги, то d составит 80 - 90 % от прибыли.
Максимальный размер налогового бремени.
Кривая Лаффера, показывает зависимость налогового процента и налоговых
поступлений.
В условиях административно - командной системы поступления налогов
[pic]
|В условиях |В условиях |
|администрати|рыночной |
|вно- |экономики |
|командной |50 % – |
|системы |предел |
|поступления |налогообложе|
|налогов – |ния |
|100 % |налог на |
| |прибыль–35% |
| |= 22 % + 13 |
| |% |
| |22 % – в |
| |местный |
| |бюджет; |
| |13 % – в |
| |федеральный |
| |бюджет |
|[pic] |[pic] |
Основные виды федеральных налогов (по значимости):
1. Налог на прибыль (раньше назывался налог на доход).
2. НДС
W = C + V + M
V + M – добавленная стоимость.
3. C + V + M – сумма, с которой берется акциз
4. Таможенные пошлины.
Неналоговые сборы – всевозможные сборы и пошлины.
Пошлины – денежные суммы, которые взымаются специально уполномоченными
учреждениями за совершенные действия в пользу предприятий или частных лиц.
Пошлины взымаются следующими органами:
а). Судом (при разводе, разделе имущества и т.п.).
б). Государственным арбитражом (иски между предприятиями).
в). Нотариальными конторами.
г). Милицией (прописка и т.д.).
д). Загсом (регистрация брака).
е). Органами финансовой системы (за получение разрешений, лицензий и
т.п.).
ж). Мерией (за различные справки).
з). Другие.
В Российской Федерации финансовые органы нацелены в первую очередь на
использование фискальной функции налогов, однако доля собираемых налогов
все время снижается. При этом не учитывается регулирующая функция налогов,
которая призвана с помощью налогов либо поощрять, либо угнетать
производство.
ТЕМА 9 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.
Государственный бюджет – совокупный денежный фонд государства,
представляющий по форме таблицу доходы - расходы. Бюджет представляет собой
форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций
органов государственной власти.
Расходы государственного бюджета:
1. На народное хозяйство. Здесь примерно 30 позиций, важные из которых
следующие:
– дотации на продтовары;
– дотации на уголь;
– дотации на продукцию животноводства;
– дотации ЖКХ;
– дотации метрополитену;
– дотации на конверсию ВПК и т.п.
2. Расходы по внешнеэкономической деятельности:
– предоставление кредитов другим государствам;
– выплата процентов за взятые кредиты;
– оказание безвозмездной помощи другим государствам;
– уплата взносов в международные органы;
– покупка валютных резервов и т.п.
203. Народное образование, национальная подготовка кадров:
– детские дошкольные учреждения;
– спецшколы (для умственно отсталых);
– школы - интернаты;
– ПТУ;
– вечерние школы;
– военные училища и т.п.
204. Культура, искусство, средства массовой информации:
– библиотеки;
– музеи и выставки;
– дворцы, дома культуры, клубы;
– творческие союзы;
– телевидение, радиовещание, периодическая печать, издательства и т.п.
205. Наука:
– высшая школа;
– НИОКР;
– содержание органов управления наукой (министерств; преподавательского
состава;
– содержание архивных учреждений и т.п.
206. Здравоохранение:
– больницы;
– поликлиники, амбулатории;
– медпункты, станции скорой помощи и переливания крови;
– дома ребенка и т.п.
207. Социальное обеспечение:
– средства, которые передаются в фонд социальной защиты населения;
– обучение и трудоустройство инвалидов;
– врачебно - трудовые экспертные комиссии;
– доплаты и надбавки к пенсиям и т.п.
208. Расходы на оборону:
– на содержание армии и флота;
– закупка вооружения и военной техники;
– расходы на военный НИОКР;
– пенсии и пособия военнослужащим и т.п.
209. На содержание правоохранительных органов, судов, прокуратуры:
– органов безопасности;
– народных судов;
– пограничные войска и т.п.
210. Расходы по содержанию органов государственной власти:
– Парламент, Дума, Совет Федерации;
– Контрольная бюджетная палата и т.п.
214. Расходы по содержанию государственного управления:
– все министерства
216. Резервные фонды:
– Федерального собрания;
– Президента РФ;
– субъектов Федерации и т.п.
230. Расходы на целевые и региональные программы развития народного
хозяйства.
231. Расходы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
232. Расходы по ликвидации последствий ядерного выброса в Челябинской
области.
Также указываются:
а). возмещение расходов на оплату сдаваемых в государственный фонд
драгоценных металлов;
б). расчеты государства с коммерческими организациями:
– Центробанком;
– Коммерческими банками;
– Страховыми организациями.
160. Бюджетные ссуды.
238. Расходы на выплату выигрышей по денежно - вещевым лотереям и на их
проведение.
Расходы по обслуживанию государственного внутреннего долга (800 трлн.
руб.) и расходы по обслуживанию внешнего государственного долга.
255. Резерв средств на корректировку расходов бюджета на индекс изменения
цен (индексация должна расти 1 раз в 3 месяца).
Также включаются расходы на проведение выборов и референдумов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16