составлению, рассмотрению и утверждению бюджета. Эта деятельность
регламентируется следующими законами: Закон “Об основах бюджетного
устройства и бюджетном процессе”; на нижестоящих уровнях – законы
республик. Для составления необходимо 18 месяцев.
Сроки действия бюджетов:
Россия: 1 января – 31 декабря
США: 1 октября – 30 сентября
Англия: 1 апреля – 31 марта
Пакистан: 21 марта – 20 марта.
Рассмотрим бюджетный процесс в России. На основании указа Президента
правительство начинает разработку бюджета.
Этап 1 – анализируются основные положения в социально - экономической
сфере; определяются сводный баланс финансовых ресурсов, основные
направления бюджетной политики, после чего рассчитываются контрольные цифры
проекта бюджета (3 месяца).
Этап 2 – территориальные органы государственного управления ведут
проработку и согласование контрольных цифр.
Этап 3 – подготовка бюджетного послания, которое направляется Президенту и
в Парламент через Президента (2 месяца). С этим посланием Президент должен
выступить в Парламенте.
Разделы послания:
1) основные показатели социально - экономического развития;
2) сводный финансовый план;
3) основные направления бюджетной политики;
4) баланс доходов;
5) проект бюджета;
6) оценка использования бюджетов текущего и предыдущего лет.
После выступления комиссии и комитеты осуществляют постатейное
рассмотрение и выносят вердикт. После этого проект бюджета выносится на
рассмотрение Федерального собрания: Государственной думы (450 чел.) и Совет
Федерации (89 х 2 = 188 чел.) Сначала рассмотрение происходит в
Государственной думе, если она одобряет (256 чел. “за”), то проект
передается в Совет Федерации. Последний обязан рассмотреть его в течение
определенного срока. Бюджет может быть не утвержден, если какую - либо
республику “обидели”. Допустим. что бюджет утвержден и в Совете Федерации,
далее он идет к президенту, который его подписывает. После подписи
Президента бюджет становится Законом.
Если бюджет не утвержден в Совете Федерации (если не проголосовали “за”
как минимум 1/2 Совета + 1 голос = 90 чел.), то происходит балансировка,
следовательно, проект направляется в сослагательную комиссию, где
представлено несколько сторон:
– Минфин (те, кто сочинил);
– Государственная дума (которая проголосовала “за”);
– Совет Федерации (который проголосовал “против”);
– Президент.
После утряски происходит переголосовка в Совете Федерации.
Если этот проект не утверждает Президент (как правило, несоответствие
Конституции), то он кладет на него вето. Тогда закон отправляется в
Государственную думу и Совет Федерации. Первая может преодолеть своим
полномочием вето (2/3 от 450 чел = 300 чел. “за”).
В процессе исполнения бюджета могли возникать ситуации, когда он не
исполняется, тогда прибегают к экстраординарным мерам:
– секвестирование (сокращение расходов);
– финансирование защищенных и нефинансирование незащищенных статей.
После исполнения бюджета проводится собрание, на котором утверждается
отчет об использовании бюджета (отчет утверждается практически
автоматически).
СИСТЕМА КАССОВЫХ ИСПОЛНЕНИЙ БЮДЖЕТА.
I система – банковская. Все денежные потоки, которые должны идти сверху
вниз и наоборот (из народного хозяйства в бюджет и наоборот) могут идти
через банки, именуемые уполномоченными. Смысл – правительство
уполномочивает определенные банки осуществлять переводы, расчеты и т.п.
операции. Всего в России около 2 700 банков, 2 200 из которых находятся в
Москве. Всего лишь 12 банков из 2 200 являются уполномоченными (среди них
СбС).
II система – казначейская. Минфин может не доверять банкам, а создать свои
органы на местах для прохождения бюджетной связи. Раньше эта организация
называлась Госбанк СССР, теперь Центробанк РФ. Эта система присутствует в
70 субъектах Федерации. Была разрушена и пока еще не до конца
восстановлена.
III система – смешанная
Последняя процедура бюджетного процесса – утверждение исполненного
бюджета. Она осуществляется тогда, когда министр финансов выступает с
утверждением нового бюджета.
ТЕМА 11
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (СПЕЦФОНДЫ)
Внебюджетные фонды – совокупность денежных ресурсов, которые находятся в
распоряжении государственных органов и имеют целевое назначение.
Порядок образования и использования этих фондов регламентируется
финансовым правом. В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды
подразделяются на экономические и социальные, а в зависимости от уровня
управления – на государственные и региональные.
Экономические фонды – фонды, предназначенные для решения проблем с
экономическим развитием. Социальные фонды – фонды, предназначенные для
решения общественных вопросов.
Государственные фонды – фонды, которые формируются на государственном
уровне; региональные фонды – на региональном уровне.
Источники этих фондов могут быть постоянными и временными.
Основные направления расходования денежных средств следующие:
– уставная деятельность;
– определенная доля излишних денег инвестируется в государственные ценные
бумаги;
– коммерческая деятельность.
Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. По
своей сущности внебюджетные фонды - это форма перераспределения и
использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для
финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых
на основе оперативной самостоятельности.
Назначение – финансирование целевых мероприятий за счет специальных
целевых отчислений:
а). специальных целевых налогов в Пенсионный фонд;
б). за счет займов и проведения денежно - вещевых лотерей;
в). за счет субсидий из бюджета;
г). дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов;
д). добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
С помощью внебюджетных фондов можно:
– влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования,
кредитования отечественных предприятий;
– обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет
специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей
среды;
– оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий,
субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
– предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая
иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении
государственных органов власти - центральных, республиканских и местных.
Внебюджетные фонды имеют определенные льготы:
а). освобождения от уплаты налогов;
б). освобождение от уплаты таможенных пошлин (необходимо, чтобы не было
льгот по коммерческой деятельности
Источники формирования внебюджетных фондов во многом предопределяются
характером и масштабностью задач, для реализации которых они создаются. На
разнообразие источников и их величину оказывает влияние экономическое и
финансовое положение страны на том или ином этапе развития.
Таким образом, источники формирования внебюджетных фондов имеют как
относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными
на территории государства, различаясь по административно - территориальным
единицам. Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные
фонды, обуславливается назначением фондов, конкретными экономическими
условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств
направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные
бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками
финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование
денежных средств не совпадает со временем их образования, а, во-вторых,
доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования
затрат соответствующего фонда.
Правом образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так
и республиканские и местные органы. Внебюджетные фонды, создаваемые на
федеральном уровне, как правило, характеризуются выделением части
передаваемой в распоряжение территориальны х властных структур. Это
достигается путем определения доли налогов, поступающей в республиканский,
областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся Пенсионный
фонд, фонд государственного социального страхования, Государственный фонд
занятости населения и другие. На региональном уровне формируются свои
внебюджетные фонды за счет местных источников. Среди них можно выделить:
фонды развития территорий, фонды природоохранных мероприятий, фонды
социальной поддержки малоимущих слоев населения, валютные фонды.
Целевые внебюджетные фонды находятся, как правило, в распоряжении
государственных органов власти, но оперативное управление ими
осуществляется различным, в том числе специально создаваемым
административным аппаратом. Управленческие структуры имеют определенные
права и обязанности по использованию фондов, оговоренные законом.
Основные виды внебюджетных фондов:
1 место – государственное социальное страхование. Этот фонд создается
страховыми методами. К созданию этого фонда привлекаются все, кто
занимается коммерческой деятельностью.
Источники образования:
1). страховые взносы предприятий и организаций (28 % от зарплаты);
2). средства государственного бюджета;
3). доход от реализации путевок;
4) прочие.
Расходование происходит на:
I – выплату пособий:
а). по временной нетрудоспособности;
б). по беременности и родам;
в). по уходу за ребенком до исполнения ему 3 лет (на региональном уровне)$
г). и тому подобные.
II – финансирование санаторно - курортного обслуживания.
III – материальное обеспечение деятельности профсоюзов.
2 место – пенсионный фонд. Центральное управление находится в Москве, а
руководящие органы расположенные на местах.
Задачи пенсионного фонда:
а). сбор средств для выплаты пенсий и пособий, а также организация
пенсионного дела.
б). участие в финансировании региональных программ.
Средства пенсионного фонда образуются из следующих источников:
1). Страховые взносы, которые платят все предприятия, независимо от формы
собственности.
2). Зарплата работника.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16