прибыли (дохода) с целью недопущения ее занижения;
г). ведут регистрацию всех субъектов, а также реальных и потенциальных
объектов налогообложения.
д). обеспечивают учет, оценку и реализацию конфискованного, бесхозного
имущества, имущества, перешедшего государству, кладов.
Налоговые инспекции имеют право: получать в организациях различных форм
собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые
составляют коммерческую тайну, определяемую законодательством;
контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан;
обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов;
приостанавливать все операции предприятий и граждан в случае
непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии
доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о
ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.
Вместе с тем налоговые инспекции обязаны не разглашать сведения о размере
вкладов предприятий и граждан. Граждане и предприятия могут подать в суд
иди арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций.
Развитие товарно-денежных отношений порождает разнообразие форм
собственности, способствует появлению финансового рынка, что определяет
направления дальнейшего развития и возникновение новых форм и средств
финансового контроля.
Формы и методы государственного контроля.
Формы (критерий – сроки и методы)
По срокам:
· предварительный (осуществляется до расходования и применяется как
профилактическая мера);
· текущий (осуществляется во время расходования и сверяется с планом или
сметой);
· последующий (после проведения расходов на основе отчетных материалов.
Делаются определенные выводы для предварительного и текущего контроля).
Методы (способ проведения):
а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем документам.
Это очень дорогостоящий и редкий метод);
б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на
месте);
в). обследование (изучение недостатков);
г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на предприятии).
Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые
(стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную
стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на
различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер,
поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все
стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности
объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово -
кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые
с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и
т.п.). При этом исходят из положения о невозможности исключения прямой или
опосредованной взаимосвязи формирования и использования финансовых
ресурсов, фондов денежных средств с любыми видами деятельности или
бездействия.
Следовательно, одни и те же объекты могут подвергаться не только
финансовому контролю, но и другим видам контроля (при кредитовании,
расчетах, ценообразовании и т.д.). Но даже при совпадении конкретного
предмета проверки и анализа финансовому контролю присуща особая
направленность в оценке состояния этих объектов, соответствующая его
назначению. Контролю подлежат не только плохо работающие предприятия и
организации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Организация финансового контроля, пути повышения его действенности.
Финансовый контроль решает сложные и многообразные задачи в различных
сферах экономической жизни общества и на разных уровнях хозяйственного
управления, что предъявляет определенные требования к его организации
В зависимости от субъектов, финансовый контроль бывает:
I. Государственный финансовый контроль:
а). общегосударственный финансовый контроль (осуществляют органы
государственной власти и управления; он направлен на объекты, подлежащие
контролю независимо от их ведомственной подчиненности).
б). ведомственный финансовый контроль (производят контрольно - ревизионные
отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти
и др. Его объектом являются производственная и финансовая деятельность
подведомственных предприятий, учреждений).
II. Внутрихозяйственный финансовый контроль (осуществляется экономическими
службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые
отделы и т.д. Объектом здесь выступает производственная и финансовая
деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений).
III. Общественный финансовый контроль (выполняют группы, отдельные
физические лица (специалисты) на основе добровольности и безвозмездности.
Объект контроля зависит от конкретной задачи, поставленной перед
проверяющими. Независимый финансовый контроль осуществляют
специализированные аудиторские фирмы и службы).
IV. Независимый (аудиторский) контроль
Аудиторство – новая в нашей стране организационная форма финансового
контроля за финансово-хозяйственной и коммерческой деятельностью
предприятий и организаций. Контрольные и консультационные услуги
аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной
основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные
способствовать повышению качества контроля, его объективности.
Аудитор – независимыий бухгалтер - ревизор, высококвалифицированный
специалист в области финансов, учета и контроля. Они объединены в
Ассоциацию аудиторов, которая призвана способствовать подготовке и
переподготовке кадров, а также контролировать высокое качество знаний и
профессиональных навыков аудиторов.
Выделяются два вида аудита - внешний и внутрифирменный.
Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирменной аудиторской службой,
функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на
уровне филиалов, дочерних компаний и т.п. Он направлен на повышение
эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и
хозяйственной деятельности предприятия в целях максимизации рентабельности
и прибыли. В его задачи входит: проверка соблюдения принципов и правил
бухгалтерского учета при подготовке ежегодной отчетности; проработка
рекомендаций внешних аудиторов; консультирование руководства фирмы по всем
вопросам финансовой стратегии предприятия; проверка своевременности,
надежности и точности финансовой информации, подготовленной для руководства
филиалами центральных органов; анализ адекватности и эффективности
мероприятий по обеспечению сохранности активов; выявление резервов экономии
ликвидных средств; определение эффективности финансово-хозяйственной
деятельности фирмы и филиала и т.п.
Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с
государственными налоговыми к другими органами, предприятиями, другими
пользователями - банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми
обществами и т.д. Основной их задачей является установление достоверности
финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций
по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозорганов, улучшению их
финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.
Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют:
финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и
коммерческой деятельности предприятий и организаций; контроль за
правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению;
предотвращение их занижения и возможность избежания взыскания штрафных
санкций; консультирование по вопросам организации учета и управления,
составления отчетности; проверку правильности и эффективности
внутрифирменного финансового контроля и аудита.
В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести
также: постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку
документов, необходимых при создании совместных предприятий или акционерных
обществ; разъяснение вопросов финансово - банковского, налогового,
страхового и других видов законодательства и т.д. Из перечня услуг четко
прослеживается превентивный характер контрольной деятельности аудиторских
фирм, состоящий в предотвращении каких-либо финансово - хозяйственных
нарушений и неудач.
этапы аудиторской проверки:
– начальный, или подготовительный этап (включает действия аудитора,
обеспечивающие достоверность и эффективность анализа: подбор и
систематизацию материалов, проверку сопоставимости и взаимно связи
различных показателей отчетности);
– на втором этапе выполняется большое количество различных аналитических
расчетов;
– третий этап сводится к обобщению результатов и формулированию экспертно
- аудиторской оценки.
Выполняя аудиторские процедуры, аудиторы проверяют полноту отражения
важнейших хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности;
своевременность и правильность фиксирования результатов инвентаризации
основных средств (фондов), материальных ценностей, денежных средств и
расчетов; сохранность в течение установленного срока первичных учетных и
другого рода оправдательных документов, подтверждающих совершение
хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерских записях.
На основе проверки и анализа финансового состояния аудиторы должны в
официальной форме засвидетельствовать обоснованное мнение о конечных
результатах деятельности контролируемых экономических объектов за
определенный период. При этом они, как правило, берут обязательство
проведенные проверки оформлять аудиторским заключением, к которому
прилагаются документальные результаты проведенных исследований, анализов,
экспертиз, в совокупности дающие ясное представление о том, на основании
каких данных сформулировано мнение аудиторов.
Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, а сами фирмы
функционируют как хозрасчетные организации со статусом юридического лица.
Это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от
других форм организации финансового контроля - его полную, в том числе
экономическую, независимость от государственный и ведомственных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16