Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний
(внутрифирменный) и внешний (аудиторский).
Главная цель государственного контроля – максимизировать поступления
ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а
негосударственного – минимизировать отчисления в сторону государства,
максимизировать прибыль.
Необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий объективно вытекает из сущности финансов, как денежных
отношений. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия связана с
формированием и использованием денежных средств, созданием различных
денежных фондов, а следовательно, затрагивает интересы государства и
работников предприятия.
В учхозе «Лавровский» как и на любом другом предприятии
осуществляется государственный, внутрифирменный и аудиторский контроль. Он
проявляется через анализ финансовых показателей деятельности предприятия и
меры воздействия различного содержания (например, контроль за правильностью
порядка формирования и использования различных денежных фондов).
Государственный финансовый контроль осуществляется контрольно-
ревизионным управлением Министерства финансов РФ. Способы проведения
ревизии и проверок зависят от конкретных задач, которые ставят перед
контролерами направившие их ведомства. В основном проводятся комплексные
ревизии всех сторон деятельности предприятия. Комплексная ревизия
подразумевает проведение инвентаризации, проверку правильности оформления
документов, проверку полноты и правильности отражения в документах всех
операций, в том числе по формированию и использованию средств денежных
фондов, проверку правильности исчисления расчетных показателей (фонд оплаты
труда, амортизационный фонд, резервный фонд), проверку правильности
формирования отчетности, предусмотренной законодательством. Ревизия
проводится не реже одного раза в год. Результаты ревизии оформляются актом,
на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению
материального ущерба и привлечение виновных к ответственности.
Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономической
службой учхоза «Лавровский», бухгалтерией и финансовым отделом. Службы
внутреннего контроля постоянно следят за эффективность и целесообразностью
расходования средств денежных фондов (собственных, привлеченных, заемных),
контролируют финансовое состояние предприятия. Внутренний контроль
сопровождает весь процесс деятельности предприятия. Что касается денежных
фондов, то здесь проводится постоянное сравнение фактических финансовых
результатов о использования этих средств на каждой стадии производства с
плановыми; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей
совершенствования использования средств денежных фондов и их формирования.
Независимый вневедомственный финансовый контроль осуществляют
аудиторские фирмы. Это новый вид финансового контроля, возникший в
Российской Федерации с конца 80-х годов. Содержанием аудиторского контроля
являются проверки финансовой и бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной
документации, других финансовых обязательств и требований экономических
субъектов. Цель аудиторской деятельности – установление достоверности
финансовой и бухгалтерской отчетности предприятия и соответствия
совершенных им финансовых и хозяйственных операций действующему
законодательству.
Результатом проверок аудиторской фирмы становится подтверждение или
неподтверждение реальности данных, содержащихся в отчетности. Аудиторские
службы могут также оказывать помощь в некоторых вопросах деятельности
предприятия, прорабатывать рекомендации, полученный в результате проверок.
Учхоз «Лавровский» обязан в недельный срок информировать
Государственную налоговую инспекцию об изменении юридического адреса,
расчетного счета, руководителя, главного бухгалтера.
Таким образом, контроль обеспечивает правильное, безошибочное и
эффективное использование всех денежных фондов в учхозе «Лавровский», а
также их формирование.
3 Основные пути совершенствования формирования и
использования денежных фондов предприятия
3.1Состояние денежных фондов в современных условиях
Переход к рыночной экономики вызвал необходимость поэтапной
трансформации финансового законодательства. Его основу составляет процесс
приватизации, который коренным образом изменяет финансовые отношения.
Однако приватизация служит лишь предпосылкой для дальнейшего развития
финансов микроуровня. Поэтому важное значение имеет государственная
концепция реформирования финансов предприятий на базе многообразия форм
собственности. Процесс реформирования с позиций государственного
регулирования касается практически всех сторон финансовой деятельности
предприятий.
В настоящее время все сельскохозяйственные, а также промышленные
предприятия в праве по своему усмотрению для осуществления производственной
деятельности формировать различные фонды денежных средств, каждый из
которых имеет свои источники формирования и направление использования. Как
известно, что уставный капитал (фонд) формируется во всех коммерческих и
некоммерческих организациях. В зависимости от организационно-правовой формы
предприятия порядок его формирования различен, различен и его минимальны
размер.
В Орловской области многие сельскохозяйственные предприятия не
получают прибыли в результате своей деятельности, то есть являются
убыточными. Это связано с высокими издержками, нехваткой финансовых
ресурсов для развития обновления и усовершенствования производственно-
хозяйственных процессов.
Причины финансовой несостоятельности можно разделить на внешние и
внутренние. К внешним причинам относятся прежде всего экономические факторы
(общий спад производства в стране, кризис неплатежей, банкротство
должников), политические (политическая нестабильность общества,
несовершенство законодательства в области хозяйственного права, условия
экспорта и импорта), а также уровень развития науки и техники (устаревшие
технологии, недостаточность капитальных вложений в наукоемкие производства,
неудовлетворительный ход конверсии) и др.
Среди внутренних факторов возникновения неплатежеспособности можно
выделить те, устранение которых напрямую зависит от успешной совместной
работы бухгалтерии и менеджмента. К ним относятся:
o дефицит собственных оборотных средств,
o рост дебиторской и кредиторской задолженности,
o несовершенство механизма определения фактической цены реализации
продукции и низкая договорная дисциплина.
Резервные фонды, создаваемые на таких предприятиях, используются в
основном лишь на покрытие убытков.
Фонды потребления, фонды накопления, фонды социальной сферы
образуются за счет нераспределенной прибыли, оставшейся в распоряжении
предприятия. В убыточных сельскохозяйственных предприятиях эти фонды
используются на погашение убытков. За неимением средств на многих
предприятиях не формируется инвестиционный фонд, основная часть которого
должна направляться на расширение и качественное совершенствование основных
фондов и оборотных средств сферы материального производства.
Фонд потребления в настоящее время используется на многих
предприятиях лишь в нескольких направлениях:
o выплата заработной платы работникам,
o в ряде случаев выплата материальной помощи;
o оплата отпусков.
Фонд потребления предусматривает оплату путевок на лечение и
восстановление здоровья работников после операций в санатории и дома
отдыха. В настоящее время не многие предприятия предоставляют такую льготу.
Фонды заемных средств в настоящее время в основном представлены
кредитами банков и кредиторской задолженностью. В условиях рыночной
экономики ни одно предприятия не может обходиться без заемных средств. Но
прежде, чем банк выдаст кредит тому или иному предприятию, он проводит
оценку его кредитоспособности по целому ряду показателей и присваивает
заемщику соответствующий класс. В связи с полученными убытками, недостатком
оборотных средств многие хозяйства в Орловской области испытывают
затруднения в получении коммерческих кредитов.
Работникам финансовых служб и бухгалтерии таких предприятий
необходимо постоянно держать под контролем финансовое состояние
предприятия, принимать меры по улучшению ситуации.
Только тщательный анализ, наблюдение и контроль могут вывести
предприятие из тяжелого финансового состояния, обеспечить целесообразное
использование имеющихся средств, более эффективную организацию
производственных процессов.
3.2 Перспективы развития и совершенствования
формирования и использования денежных фондов предприятия
На этапе реформ, ориентированных прежде всего на структурную
перестройку экономики, особое значение приобретает институциональные
преобразования, призванные создать необходимые предпосылки для перехода к
стадии экономического роста, к повышению отдачи от инвестиций.
Создание макроэкономических условий экономического роста не может
переломить негативные тенденции экономического спада и сформировать
реальные предпосылки для преодоления финансового кризиса. Необходима
активная микроэкономическая политика, позволяющая реализовать потенциал
экономических реформ и обеспечить эффективное функционирование рыночного
механизма.
Реформа предприятий означает поэтапный, стимулируемый государством,
процесс перехода на рыночные принципы функционирования. Для этого нужно, в
первую очередь, содействовать реструктуризации предприятия для адаптации к
работе в условиях рыночной экономики, улучшать управление на предприятиях,
стимулировать их деятельность на повышение эффективности производства, рост
производительности труда, улучшение финансово-экономических результатов
деятельности.
Как уже было отмечено выше, что в настоящее время многим предприятиям
стоить обратить особое внимание на свое финансовое состояние. Существуют
предприятия, которые находятся на грани банкротства, поэтому в этом случае
работники финансовых служб или бухгалтерии таких предприятий сразу же после
оставления баланса должны проанализировать следующие показатели: