капиталовложений американских транснациональных компаний (ТНК).
Не менее серьезные изменения происходили и во внешней торговле. Уже с
конца 40-х и, особенно в начале 50-х годов на рынке обостряется
конкурентная борьба между поставщиками. «Рынок продавцов» все более
превращался в «рынок покупателей».
Наряду со значительным расширением экспорта из США и Англии быстро
возрастала конкуренция со стороны многих западноевропейских стран и Японии,
которые к этому времени, завершив в основном восстановление своей экономики
(довоенный объем промышленного производства в странах Западной Европы был
достигнут в 1948 г.), не только удовлетворяли за счет отечественного
производства значительную часть своего спроса на машины и оборудование, но
и быстро развивали экспорт. К началу 50-х годов проблема сбыта машин и
оборудования стояла со всей остротой уже перед всеми развитыми странами-
экспортерами. Эта проблема толкала их на поиски новых рынков.
В условиях острой нехватки валютных средств многие развивающиеся страны
были вынуждены ввести жесткие импортные ограничения, которые коснулись в
первую очередь потребительских товаров и, в значительной мере, машин и
оборудования. В ряде случаев импорт машин и оборудования допускался лишь
при определенных условиях. А значит, возможности сбыта машин и оборудования
в развивающиеся страны нередко зависела от способностей экспортеров
привлечь средства для финансирования на определенных условиях своих
поставок.
Системы финансирования экспорта развивались в соответствии с ранее
обозначившейся тенденцией по американскому и европейскому пути.
Для американских экспортеров проблемы кредитования своих внешнеторговых
поставок решались в основном путем расширения уже существовавшего аппарата
государственного финансирования. Эта система в США все более переключалась
в 50-е годы на форсирование сбыта товаров в развивающиеся страны третьего
мира. Быстрыми темпами росли как прямые государственные кредиты, так и
государственные субсидии. Рост вывоза капитала в форме прямых инвестиций в
иностранные дочерние и филиальные предприятия в этот период также в
значительной степени способствовал экспорту машин и оборудования из США.
Доля американских поставок, осуществлявшихся в рамках кредитов МБРР, хотя и
уменьшилась, но была по-прежнему велика.
Проблема финансирования экспорта для западноевропейских стран имела в
послевоенные годы особенно большое значение, так как их машиностроительная
промышленность в гораздо большей степени, чем американская, зависела от
сбыта на внешних рынках вообще и на рынках развивающихся стран, в
частности. В то же время фирмы этих стран в гораздо меньшей степени могли
использовать для форсирования своего сбыта такие формы финансирования
экспорта, как прямые инвестиции в заграничные предприятия, кредиты МБРР,
займы, размещаемые на рынке частных капиталов, и т.д.
В отличие от США большинство западноевропейских стран не шло по пути
создания системы финансирования экспорта с помощью прямых государственных
кредитов и субсидий. Единственным исключением явилась Франция, широко
использовавшая для продвижения своего товарного экспорта (в первую очередь,
в страны Французского сообщества) эти средства. В Англии, Бельгии,
Голландии практика прямого государственного кредитования и субсидирования
экспорта (направляемого, главным образом, в свои колонии и зависимые
страны) осуществлялась в ограниченных масштабах. В ФРГ, Италии, Австрии,
Швейцарии такой практики не было, по существу, вплоть до конца 50-годов.
Основной, а в некоторых случаях (как, например, в ФРГ) единственной,
формой кредитования экспорта машин и оборудования стали в
западноевропейских странах среднесрочные фирменные кредиты поставщиков.
Собственно «фирменными» их назвать можно с очень большими допущениями,
точнее, это кредит поставщика, который представляет собой своеобразную
форму сращивания, модификации коммерческого и банковского экспортного
кредита.
Правительства западноевропейских стран всемерно поощряли такую
практику, поскольку в этом случае в максимальной степени использовался
частный (и промышленный, и банковский) капитал, достигалась стопроцентная
«связанность» вывоза капитала с товарными поставками, и срок вывоза
капитала в такой форме был сравнительно невелик. Рост значения
среднесрочных кредитов происходил параллельно с растущей мощью европейской
промышленности.
В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала
применяться практика «комбинированного» финансирования, при которой частные
банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет действия
кредитного соглашения, а другие кредитные институты - непосредственно
подключаются к кредитной операции в последующие годы. Обычно частные банки
предоставляли фирменные кредиты на срок до 4-5 лет после поставки, а
государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).
В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских
странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого
государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления
финансовых кредитов.
Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов
служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же,
как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-
экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.
Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам
наличными.
Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из
западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить
объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам,
но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их
сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.
Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение
в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной
Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.
Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные
кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла
более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение
предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже
50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно
уступали по темпам роста кредиты международных организаций.
Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских)
кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность
развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8
млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств
этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе
статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных
видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим
образом (использованная часть в млрд.долл.):
Таблица 2. Развитие международного кредита в период с 1956 по 1967г.г.
|Виды кредита |1956 |1960 |1965 |1967 |
| |$ |% |$ |% |$ |% |$ |% |
|Международный кредит |2,43 |100 |3,59 |100 |6,55 |100 |8,24 |100 |
|(всего) | | | | | | | | |
|Фирменные кредиты* |1,30 |61,7 |2,00 |55,7 |2,90 |44,3 |3,8 |46,1 |
|Прямые государственные |0,75 |30,8 |1,25 |34,8 |2,83 |43,2 |3,4 |40,9 |
|Кредиты международных |0,18 |7,4 |0,34 |9,5 |0,82 |12,5 |1,1 |13,0 |
|организаций | | | | | | | | |
* - подсчеты ориентировочные
Относительное значение частных кредитов (основную массу которых
составляют фирменные кредиты) в целом уменьшилось, но первенства они не
уступили.
Что касается развития международного кредита в отношениях между
развитыми странами, то его роль заметно ослабла. Уменьшение притока
американских кредитов в Западную Европу происходило за счет прямых
государственных кредитов с прекращением деятельности различных программ и
планов помощи. Рост притока частных капиталов (банковских и фирменных) не
мог компенсировать такое сокращение объема государственных кредитов.
Одновременно с этим укрепились кредитные связи между
западноевропейскими странами. Исключительную роль при этом играли частные
кредиты. Предоставление государственных кредитов распространения не
получило. Лишь в отдельных случаях такие кредиты используются для
финансирования экспортных поставок военной техники.
Необходимость кредитования операций между промышленно развитыми
странами была вызвана несколько иными причинами, чем в случае с
развивающимися. Валютные проблемы, валютное регулирование после конца 50-х
гг. играли здесь второстепенную роль или вообще не имели значения.
Ограничение в отношении условий предоставления кредитов со стороны
государственных организаций в торговле между развитыми странами тоже по
существу не имели места. Условия платежа, как правило, регулировались
исключительно экспортером и импортером. Поэтому, основной причиной
использования иностранных кредитов является чисто коммерческая выгода,
стремление получить заемные средства на наиболее выгодных условиях.
Возможность получения крупных займов у местных банков или на рынке
ссудных капиталов (путем размещения облигаций) серьезно ограничивала роль
международного кредита как средства финансирования импорта фирмами в
развитых странах.
Наибольшее распространение получили фирменные кредиты, используемые для
финансирование экспорта. Однако нередко они не опосредствовали товарные
поставки, а предоставлялись для финансирования иностранных предприятий, в
деятельности которых заинтересован кредитор. В 60-х гг. такая практика
приобрела особый размах в Италии, где кредиты иностранных компаний своим
дочерним предприятиям на срок более 5 лет могли предоставляться без
предварительного разрешения казначейства и министерства внешней торговли.
Фирменные кредиты предоставлялись, в первую очередь, покупателям стран
с высокой стоимостью кредита ( Япония, Италия и др.), но были случаи и
экспортной продажи машин и оборудования в кредит и в ФРГ, Англию и США.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13