Фирменные кредиты были известны еще до второй мировой войны. Однако в
то время их объем был несравнимо меньше, а сроки - значительно короче.
Поэтому предоставление таких кредитов иностранным покупателям не создавало
особых трудностей для поставщиков. Положение существенно изменилось в
послевоенные годы. Возросшее абсолютное и относительное значение фирменных
кредитов как средства финансирования экспорта, безусловно, потребовало
перестройки аппарата финансирования экспорта, приспособления его к новым
условиям. Это коснулось как самих фирм-экспортеров, так и связанных с ними
банков.
Участие банков в среднесрочном финансировании экспорта в послевоенные
годы в необходимых, резко возросших размерах затруднялось тремя основными
причинами: значительными рисками, связанными с такими операциями;
ограниченностью свободных ресурсов у частных банков; боязнью банков
подорвать ликвидность своих активов в связи с удлинением сроков экспортных
кредитов, с одной стороны, и специфичностью характера их капитала,
базирующегося в основном на краткосрочных депозитах, - с другой. Все эти
проблемы не могли быть решены силами только частных предпринимателей.
Поэтому, в тех случаях, где это было необходимо, монополии призвали на
помощь государство.
Основными принципами участия государства в среднесрочном финансировании
экспорта являются государственное страхование экспорта в форме выдачи
гарантий по экспортным кредитам (практика, получившая в западноевропейских
странах довольно широкое развитие еще до второй мировой войны, но сфера
действия которой тогда ограничивалась, главным образом, краткосрочными
кредитами) и создание дополнительных систем финансирования и
рефинансирования экспорта.
Хотя такие системы использовались для форсирования торговли между
развитыми странами, основной целью их деятельности все же было развитие
торговли с развивающимися странами. Появление систем государственного
участия в среднесрочном кредитовании экспорта относится как раз к тому
периоду, когда развитые капиталистические страны начинают все более
интересоваться рынками сбыта в развивающихся странах.
Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно
в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования
экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в
отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что
подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации
средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую
в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов
была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью
уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным.
Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания
специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с
развивающимися странами.
В конце 60-х г.г. роль фирменных кредитов как средства форсирования
сбыта на рынке развитых стран возросла. Получившая большое развитие
практика продажи в рассрочку бытовых машин и производственного оборудования
на внутреннем рынке этих стран заставила и иностранных поставщиков
прибегнуть к ней.
Западноевропейские фирмы предоставляли кредиты на те же сроки, что и на
денежном рынке страны импортера. Кредиты при продаже станков, грузовых
машин, складского оборудования, строительных машин предоставлялись обычно
на 2-3 года. Однако иностранные поставщики могли давать кредиты и на более
длительные сроки. Наиболее гибкую политику в этом плане проводили фирмы
ФРГ. Например, при продаже станков на внутреннем рынке небольшие и средние
итальянские фирмы получали рассрочку платежа до 2-3 лет. Фирмы же ФРГ
поставляли в Италию станки в кредит на срок от 2 до 5 лет, а в период спада
конъюнктуры в 1964-65 гг. даже на срок до 10 лет.
Фирмы-поставщики шли на предоставление кредитов иностранным покупателям
подчас даже с большей задолженностью, чем банки страны-импортера. В свою
очередь, фирмы-импортеры также предпочитали обращаться за кредитами к
экспортерам, т.к. условия были выгоднее, а возникавшая задолженность не
лишала их возможности получать кредиты у местных банков. Фирмы-кредиторы
получали ссуды на экспортные нужды у своих банков, как правило, по льготным
ставкам, а их кредитные операции гарантировались от различных рисков
государственными страховыми компаниями.
Естественно, что острая конкурентная борьба с помощью экспортных
кредитов имела место при продаже тех видов товаров, на рынке которых
наблюдалась особенно плохая конъюнктура.
Даже в США представление прямых правительственных кредитов и прямых
кредитов государственных кредитно-финансовых организаций для финансирования
экспорта в конце 60-х годов резко сократилось. Сокращение таких операций
Экспортно-Импортным банком сопровождалось расширением практики
предоставления американскими экспортерами фирменных кредитов.
Глава 2.Вексель как инструмент коммерческого кредита
2.1. Определение, виды, функции и обращение векселей
2.1.1.Понятие векселя
Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую ничем не
обусловленное обязательство векселедателя или безусловное предложение иному
плательщику, указанному в векселе, выплатить по наступлении
предусмотренного срока указанную сумму владельцу векселя
(векселедержателю). Иными словами, вексель представляет собой составленное
в строго установленном законом виде письменное безусловное, абстрактное,
бесспорное обязательство или предложение уплатить определенную денежную
сумму.
В отношении формы векселя в ст.4 Закона «О переводном и простом
векселе» №48-ФЗ от 11 марта 1997 года (далее - Закона) сказано, что
«…переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге
(бумажном носителе)». Как письменный документ, вексель обладает рядом
обязательных реквизитов (смотрите ниже).
Платеж по векселю невозможно поставить в зависимость от наступления
каких-либо событий, он осуществляется непременно, строго в установленный
срок. В этом заключается безусловность вексельного обязательства.
Вексель полностью отрешен от условий сделки, в результате которой он
возник, в установленной для него форме для каких-либо упоминаний для этого
нет места. В этом и состоит его абстрактность: по нему должно платить вне
зависимости от чего-либо, в том числе от причин его появления. Вексельное
обязательство есть акт односторонний.
Согласно ст.2 Закона «По переводному и простому векселю вправе
обязываться граждане РФ и юридические лица РФ. Российская Федерация,
субъекты РФ, городские, сельские поселения и другие муниципальные
образования имеют право обязываться по переводному и простому векселю
только в случаях, предусмотренным Федеральным законом…». Началом
вексельного правоотношения является момент выдачи векселя. Окончание
непосредственно связано с моментом исполнения.
Вексель может быть рассмотрен как одна из форм оформления кредита. С
его помощью можно оформлять различные кредитные обязательства: оплатить
купленный товар, предоставить кредит, возвратить полученную ссуду или
предоставить услуги на условиях коммерческого кредита. В связи с
возможностью подобных операций практика вексельного обращения породила
множество широко используемых терминов: «финансовый вексель», «торговый
вексель», «банковский вексель», «коммерческий вексель» и т.д., которые
необходимо различать. Нужно, однако, отметить, что все они носят чисто
хозяйственно-экономическую нагрузку и никоим образом не отражаются на самом
вексельном правоотношении. Причиной их возникновения явилось стремление
теоретиков классифицировать векселя по основаниям их выдачи.
Так, финансовые векселя применяются для оформления финансовых сделок,
нынешние векселя банков – это форма частной эмиссии расчетных средств, не
обеспеченных конкретной сделкой по продаже товара или услуги. По сути дела
– это частные банкноты, не обладающие силой законного платежного средства,
но обеспеченные обязательством банка по их обмену на банкноты Центробанка.
Коммерческий вексель – это вексель предприятия, оформляющий товарную
сделку.
2.1.2. Классификация векселей
Класс векселей достаточно многообразен, они отличаются по эмитенту,
обслуживаемым сделкам и субъекту, получающему оплату.
По признаку эмитента различают:
. казначейские векселя – краткосрочные долговые обязательства, выпускаемые
правительством страны обычно при посредничестве Центрального банка со
сроком погашения, как правило, от 90 до 180 дней;
. частные векселя – эмитируются корпорациями, финансовыми группами,
коммерческими банками.
Вексель может обслуживать чисто финансовые и товарные сделки.
Финансовый вексель, упомянутый выше, отражает отношение займа денег
векселедателем у векселедержателя под определенные проценты. Посредством
финансового векселя осуществляется выдача кредита, перечисление в бюджет
налогов, получение бюджетного финансирования, заработной платы, обмен
валюты и т.п.
Разновидностями этого финансового векселя являются:
. дружеский вексель – выдается одним лицом другому без намерения
векселедателя произвести по нему платеж, а лишь с целью изыскания
денежных средств путем взаимного учета этих векселей в банке. Обычно
дружескими векселями (на равные суммы, сроки) встречно обмениваются два
реальных лица, находящиеся в доверительных отношениях, для того, чтобы
потом учесть или отдать под залог в банке, получив под него реальные
деньги, или совершить платеж за товары.
. бронзовый вексель – это вексель, за которым не стоит реальная сделка,
нет никакого реального финансового обстоятельства, при этом хотя бы одно
лицо, участвующее в сделке является вымышленным. Цель такого векселя –
получить под него деньги в банке либо использовать для погашения долгов
по реальным товарным сделкам или финансовым обязательствам.
Бронзовые и дружеские векселя возникают при затруднительном финансовом
положении кредитора или при проведении им мошеннической операции. Такие
векселя фальсифицируют денежный оборот, провоцируя налоговые неплатежи.
В основе товарного векселя лежит сделка по купле-продаже. В этом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13