В этот период во многих странах возобновляют свою деятельность
реорганизованные для осуществления среднесрочных операций институты по
страхованию экспортных кредитов.
Рост значения кредита в международных экономических отношениях развитых
стран с развивающимися вызывался не только форсированием сбыта товаров, но
и возможностью нового приложения капитала.
Таким образом, до конца 50-х годов нашего столетия коммерческий кредит
применялся значительно чаще, чем все другие виды международного кредита. Он
стал основным инструментом внешнеторгового кредитования, особенно в
экспортном кредитовании стран Западной Европы.
С конца 50-х и начала 60-х годов резко возросло значение международного
кредита как стимулятора развития внешнеэкономических связей: именно в этот
период особенно увеличился его объем, еще более расширились сфера
использования кредитов и круг стран, предоставляющих эти кредиты. Заметные
изменения произошли в условиях предоставления кредитов, особенно в смысле
сроков. Существенные изменения претерпели формы и виды кредитования как в
целом, так и у отдельных стран. Все эти особенности взаимообусловлены. В
частности, общий рост объема предоставленных кредитов вызвал обострение
"кредитной войны", что отразилось на условиях предоставления кредитов. А
изменение последних ( как и сам рост объема кредитов ) потребовало
изменения форм кредитования и перестройки систем финансирования экспорта.
Новые сдвиги в кредитной сфере явились следствием изменений, происшедших в
эти годы на мировом рынке.
Резко увеличившаяся диспропорция между замедляющимся ростом спроса на
товары и сохраняющимся быстрым ростом производственных возможностей
промышленности потребовала поддержания конъюнктуры на рынке дополнительными
"взбадривающими" средствами. В ряде стран были приняты меры по
стимулированию частных капиталовложений в экономику, наряду с этим
возросшее внимание уделялось форсированию экспорта.
Растущие специализация и кооперирование производства в рамках
международного разделения труда требуют максимального развития внешней
торговли. В большинстве развитых стран машиностроение, по существу,
превратилось в "экспортную отрасль " промышленности. Отгрузка продукции
отдельными отраслями машиностроения на экспорт подчас даже больше, чем на
внутренний рынок. Появился целый ряд дополнительных факторов, затрудняющих
развитие международной торговли, а следовательно и требующих нового
форсирования экспорта. Это прежде всего растущая региональная экономическая
интеграция стран, а также введение все более жестких импортных ограничений
в связи с ухудшением валютного положения многих стран (в основном
развивающихся) и т.д. В эти годы чрезвычайно расширился арсенал средств
форсирования сбыта. Западноевропейские экспортеры (в частности, фирмы ФРГ)
все более теряли ценовые преимущества, которые они имели перед экспортерами
США (в связи с более быстрым ростом издержек производства и, в первую
очередь, номинальной заработной платы), что способствовало развитию
внеценовых средств конкуренции.
Решающую роль в качестве средства форсирования сбыта машин и
оборудования и других инвестиционных товаров сохранил за собой
международный кредит. Параллельно с ростом спроса на кредиты на мировом
рынке росли возможности их предложения (особенно в западноевропейских
странах).
В целом рост значения международного кредита во внешнеэкономических
отношениях в эти годы, как и раньше, был связан в первую очередь с
обострением трудностей сбыта на рынке развивающихся стран. Вследствие
валютно-финансовых затруднений развивающиеся страны были вынуждены еще
более сократить ассигнования из собственных валютных ресурсов для импорта
машин и оборудования, отдав предпочтение импорту предметов первой
необходимости, продовольствия, сырья, запчастей для ухе действовавших
предприятий и т.д. Роль иностранного финансирования поставок машин и
оборудования в эти страны, таким образом, существенно возросла. Больше
того, значительно расширился круг поставок, при осуществлении которых
покупатели стали все чаще требовать от экспортеров предоставления кредитов.
Наряду с финансированием дорогостоящего и сложного оборудования, а также
крупных партий машин, часто стали кредитоваться на длительные сроки
поставки отдельных машин промышленного назначения, поставки бытовых машин и
даже запчастей и узлов машин (главным образом для последующей сборки) ,
удобрений и продовольствия.
Все это вызвало необходимость перестройки систем финансирования
экспорта, а следовательно, и форм кредитов и в США, и в Западной Европе.
До тех пор, пока развивающиеся страны удовлетворялись среднесрочными
кредитами, западноевропейские фирмы могли успешно конкурировать с
американскими экспортерами несмотря на то, что сроки американских кредитов,
достигавшие 10-15 лет и более, зачастую намного превышали сроки фирменных
кредитов западноевропейских поставщиков. Но, по вышеизложенным причинам,
эти фирмы были вынуждены в целях сохранения рынков сбыта идти на
значительное удлинение сроков кредитов.
Расширилась практика предоставления западноевропейскими поставщиками
кредитов на сроки, превышающие 5 лет (максимальный срок, установленный в
1953 г. " Бернским союзом страховщиков"). Причем, если в 50-х годах это
делалось нелегально, при помощи уловок, то теперь, в 60-х годах сроки
фирменных кредитов в 7-8 лет стали нормальным явлением. При этом все чаще
предоставлялись кредиты до 10 лет и более. За 60-67 годы сумма фирменных
кредитов сроком более 5 лет выросла ориентировочно в 5 раз. Во многих
странах были приняты постановления, идущие в разрез с рекомендациями "
Бернского союза". Созданная в рамках ЕЭС система координации практики
предоставления экспортных кредитов не ограничила их сроки, а лишь
потребовала гласности в предоставлении кредитов на срок более 5 лет и в
случае необходимости проведения соответствующих консультаций.
Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно
в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования
экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в
отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что
подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации
средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую
в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов
была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью
уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным.
Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания
специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с
развивающимися странами.
В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала
применяться практика " комбинированного " финансирования, при которой
частные банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет
действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты -
непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы.
Обычно частные банки финансировали фирменные кредиты на срок до 4-5 лет
после поставки, а государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).
В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских
странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого
государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления
финансовых кредитов.
Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов
служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же,
как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-
экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.
Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам
наличными.
Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из
западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить
объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам,
но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их
сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.
Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение
в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной
Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.
Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные
кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла
более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение
предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже
50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно
уступали по темпам роста кредиты международных организаций.
Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских)
кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность
развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8
млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств
этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе
статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных
видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим
образом (использованная часть в млрд.долл.):
1956 1960
1965 1967
ВИДЫ КРЕДИТА $ % $ % $
% $ %
международный кредит(всего) 2,43 100 3.59 100 6,55
100 8,24 100
- фирменные кредиты* 1,30 61,7 2,00 55,7 2,90
44.3 3,8 6,1
- прямые государственные 0.75 30,8 1,25 34,8 2,83
43.2 3,4 40,9
- кредиты международных
организаций 0,18 7,4 0,34 9,5
0,82 12,5 1,1 13,0
*-подсчеты ориентировочные
Относительное значение частных кредитов ( основную массу которых
составляют фирменные кредиты ) в целом уменьшилось, но первенства они не
уступили.
Что касается развития международного кредита в отношениях между
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16