Коммерческий кредит

В этот период во многих странах возобновляют свою деятельность

реорганизованные для осуществления среднесрочных операций институты по

страхованию экспортных кредитов.

Рост значения кредита в международных экономических отношениях развитых

стран с развивающимися вызывался не только форсированием сбыта товаров, но

и возможностью нового приложения капитала.

Таким образом, до конца 50-х годов нашего столетия коммерческий кредит

применялся значительно чаще, чем все другие виды международного кредита. Он

стал основным инструментом внешнеторгового кредитования, особенно в

экспортном кредитовании стран Западной Европы.

С конца 50-х и начала 60-х годов резко возросло значение международного

кредита как стимулятора развития внешнеэкономических связей: именно в этот

период особенно увеличился его объем, еще более расширились сфера

использования кредитов и круг стран, предоставляющих эти кредиты. Заметные

изменения произошли в условиях предоставления кредитов, особенно в смысле

сроков. Существенные изменения претерпели формы и виды кредитования как в

целом, так и у отдельных стран. Все эти особенности взаимообусловлены. В

частности, общий рост объема предоставленных кредитов вызвал обострение

"кредитной войны", что отразилось на условиях предоставления кредитов. А

изменение последних ( как и сам рост объема кредитов ) потребовало

изменения форм кредитования и перестройки систем финансирования экспорта.

Новые сдвиги в кредитной сфере явились следствием изменений, происшедших в

эти годы на мировом рынке.

Резко увеличившаяся диспропорция между замедляющимся ростом спроса на

товары и сохраняющимся быстрым ростом производственных возможностей

промышленности потребовала поддержания конъюнктуры на рынке дополнительными

"взбадривающими" средствами. В ряде стран были приняты меры по

стимулированию частных капиталовложений в экономику, наряду с этим

возросшее внимание уделялось форсированию экспорта.

Растущие специализация и кооперирование производства в рамках

международного разделения труда требуют максимального развития внешней

торговли. В большинстве развитых стран машиностроение, по существу,

превратилось в "экспортную отрасль " промышленности. Отгрузка продукции

отдельными отраслями машиностроения на экспорт подчас даже больше, чем на

внутренний рынок. Появился целый ряд дополнительных факторов, затрудняющих

развитие международной торговли, а следовательно и требующих нового

форсирования экспорта. Это прежде всего растущая региональная экономическая

интеграция стран, а также введение все более жестких импортных ограничений

в связи с ухудшением валютного положения многих стран (в основном

развивающихся) и т.д. В эти годы чрезвычайно расширился арсенал средств

форсирования сбыта. Западноевропейские экспортеры (в частности, фирмы ФРГ)

все более теряли ценовые преимущества, которые они имели перед экспортерами

США (в связи с более быстрым ростом издержек производства и, в первую

очередь, номинальной заработной платы), что способствовало развитию

внеценовых средств конкуренции.

Решающую роль в качестве средства форсирования сбыта машин и

оборудования и других инвестиционных товаров сохранил за собой

международный кредит. Параллельно с ростом спроса на кредиты на мировом

рынке росли возможности их предложения (особенно в западноевропейских

странах).

В целом рост значения международного кредита во внешнеэкономических

отношениях в эти годы, как и раньше, был связан в первую очередь с

обострением трудностей сбыта на рынке развивающихся стран. Вследствие

валютно-финансовых затруднений развивающиеся страны были вынуждены еще

более сократить ассигнования из собственных валютных ресурсов для импорта

машин и оборудования, отдав предпочтение импорту предметов первой

необходимости, продовольствия, сырья, запчастей для ухе действовавших

предприятий и т.д. Роль иностранного финансирования поставок машин и

оборудования в эти страны, таким образом, существенно возросла. Больше

того, значительно расширился круг поставок, при осуществлении которых

покупатели стали все чаще требовать от экспортеров предоставления кредитов.

Наряду с финансированием дорогостоящего и сложного оборудования, а также

крупных партий машин, часто стали кредитоваться на длительные сроки

поставки отдельных машин промышленного назначения, поставки бытовых машин и

даже запчастей и узлов машин (главным образом для последующей сборки) ,

удобрений и продовольствия.

Все это вызвало необходимость перестройки систем финансирования

экспорта, а следовательно, и форм кредитов и в США, и в Западной Европе.

До тех пор, пока развивающиеся страны удовлетворялись среднесрочными

кредитами, западноевропейские фирмы могли успешно конкурировать с

американскими экспортерами несмотря на то, что сроки американских кредитов,

достигавшие 10-15 лет и более, зачастую намного превышали сроки фирменных

кредитов западноевропейских поставщиков. Но, по вышеизложенным причинам,

эти фирмы были вынуждены в целях сохранения рынков сбыта идти на

значительное удлинение сроков кредитов.

Расширилась практика предоставления западноевропейскими поставщиками

кредитов на сроки, превышающие 5 лет (максимальный срок, установленный в

1953 г. " Бернским союзом страховщиков"). Причем, если в 50-х годах это

делалось нелегально, при помощи уловок, то теперь, в 60-х годах сроки

фирменных кредитов в 7-8 лет стали нормальным явлением. При этом все чаще

предоставлялись кредиты до 10 лет и более. За 60-67 годы сумма фирменных

кредитов сроком более 5 лет выросла ориентировочно в 5 раз. Во многих

странах были приняты постановления, идущие в разрез с рекомендациями "

Бернского союза". Созданная в рамках ЕЭС система координации практики

предоставления экспортных кредитов не ограничила их сроки, а лишь

потребовала гласности в предоставлении кредитов на срок более 5 лет и в

случае необходимости проведения соответствующих консультаций.

Система финансирования экспорта с помощью коммерческих кредитов именно

в эти годы не смогла решить проблему долгосрочного финансирования

экспортных поставок как в отношении объема такого финансирования, так и в

отношении условий предоставления кредитов. Это было связано с тем, что

подобная система кредитования в основе своей опиралась при мобилизации

средств для рефинансирования на частную банковскую систему, предоставлявшую

в лучшем случае среднесрочные кредиты. Кроме того, стоимость таких кредитов

была довольно большой. Включение части ее в цену поставки с целью

уменьшения процентной ставки не всегда было возможным и целесообразным.

Поэтому, именно перед западноевропейскими странами встала проблема создания

специализированных систем долгосрочного кредитования внешних операций с

развивающимися странами.

В конце 60-х годов для удлинения сроков фирменных кредитов стала

применяться практика " комбинированного " финансирования, при которой

частные банки берут на себя финансирование сделки в течение первых лет

действия кредитного соглашения, а другие кредитные институты -

непосредственно подключаются к кредитной операции в последующие годы.

Обычно частные банки финансировали фирменные кредиты на срок до 4-5 лет

после поставки, а государственные - на последующие 5-7 лет и более (ФРГ ).

В целом, системы долгосрочного кредитования в западноевропейских

странах в конце 60-х годов развивались по пути развития прямого

государственного кредитования иностранных покупателей и предоставления

финансовых кредитов.

Основным источником средств для предоставления финансовых кредитов

служил частный капитал. Гарантии по финансовым кредитам выдавались так же,

как и по коммерческим. Но существовали и существенные отличия. Сами фирмы-

экспортеры обычно не участвовали своими средствами в финансировании сделок.

Они, по существу, лишь получали денежный эквивалент по своим поставкам

наличными.

Расширение практики долгосрочного кредитования экспорта из

западноевропейских стран заставило в свою очередь США не только увеличить

объем таких кредитов, предоставлявшихся в основном развивающимся странам,

но и сделать условия предоставления таких кредитов (в первую очередь их

сроки и стоимость) более приемлемыми для покупателей.

Таким образом, существовавшее до начала 60-х годов четкое разграничение

в системах кредитования экспорта в развивающиеся страны из США и Западной

Европы к концу 60-х годов практически сгладилось.

Наиболее быстрыми темпами в 60-е годы росли прямые государственные

кредиты. С 1961 по 1967 г. среднегодовая сумма таких кредитов возросла

более чем в 2 раза по сравнению со среднегодовой суммой их в течение

предыдущего пятилетия (56- 60 гг.). Однако после резкого скачка на рубеже

50-60-х годов они росли сравнительно умеренными темпами. Им незначительно

уступали по темпам роста кредиты международных организаций.

Более умеренными темпами рос объем частных (коммерческих и банковских)

кредитов. Согласно данным МБРР, датированным 1967 г., задолженность

развивающихся стран по фирменным кредитам в конце 1955 г. составила около 8

млрд.долл., в том числе по кредитам, полученным под гарантию правительств

этих стран - 6 млрд.долл. По ориентировочным подсчетам на основе

статистических данных ОЭСР и Комитета содействия развитию, роль отдельных

видов международных кредитов с 1956 по 1967 гг. изменялась следующим

образом (использованная часть в млрд.долл.):

1956 1960

1965 1967

ВИДЫ КРЕДИТА $ % $ % $

% $ %

международный кредит(всего) 2,43 100 3.59 100 6,55

100 8,24 100

- фирменные кредиты* 1,30 61,7 2,00 55,7 2,90

44.3 3,8 6,1

- прямые государственные 0.75 30,8 1,25 34,8 2,83

43.2 3,4 40,9

- кредиты международных

организаций 0,18 7,4 0,34 9,5

0,82 12,5 1,1 13,0

*-подсчеты ориентировочные

Относительное значение частных кредитов ( основную массу которых

составляют фирменные кредиты ) в целом уменьшилось, но первенства они не

уступили.

Что касается развития международного кредита в отношениях между

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты