Корпоративные ценные бумаги

обладают.

Обменные облигации как разновидность корпоративных облигаций

предоставляют их владельцам право приобретать обыкновенные акции других

обществ по фиксированной цене. При этом сами акции служат закладом,

обеспечивающим выполнение обязательств эмитента.

Надежность и доходность корпоративных облигаций можно определить,

учитывая их рейтинг.

Облигации, имеющие высокий рейтинг, зачисляются в высшую категорию и

отличаются тем, что эмитент этих ценных бумаг при любых условиях выполняет

взятые на себя при выпуске облигаций обязательства. Средний рейтинг имеют

облигации, которым присущи элементы спекуляции: у владельца этих облигаций

нет полной уверенности в срок получить по ним проценты и погасить их. На

последнем месте в системе рейтинга находятся облигации с низкими

инвестиционными качествами: уверенность в выполнении принятых эмитентом

обязательств крайне мала.

Рейтинги корпоративных облигаций служат надежным ориентиром не только

при приобретении, но и при дальнейшем владении этими ценными бумагами. По

ранее размещенным займам независимые организации регулярно пересматривают

показатели оценки инвестиционных качеств облигаций, что влияет на их

привлекательность для инвесторов.

Для российского корпоративного рынка ценных бумаг в целях преодоления

кризисного состояния наибольшее предпочтение имеет использование

предприятиями облигационных займов. Оно дает эмитентам возможность

привлечения инвестиций для финансирования оборотных средств и на этой базе

последующего расширения основного капитала в ряде случаев на более льготных

условиях по сравнению как с получением банковских кредитов, так и с

выпуском акций.

Федеральным законом "Об акционерных обществах" разрешено акционерным

обществам с 1 января 1996 г. эмитировать корпоративные облигации со сроком

обращения менее одного года, что в условиях сохраняющейся нестабильности

экономики, несомненно, повысит заинтересованность инвесторов в приобретении

этих ценных бумаг, а также будет стимулировать их выпуск.

§2.3. Производные ценные бумаги

Производная ЦБ - это бездокументная форма выражения имущественного права

(обязательства), возникающего в связи с изменением цены, лежащего в основе

данной ценной бумаги биржевого актива.

Производная ЦБ - это класс ЦБ, целью обращения которых является

извлечение прибыли из колебаний цен соответствующего биржевого актива.

Главными особенностями производных ЦБ являются:

их цена базируется на цене, лежащего в их основе биржевого актива, в

качестве которого могут выступать другие ЦБ;

внешняя форма обращения производных ЦБ аналогична обращению основных ЦБ;

ограниченный временной период существования (от нескольких минут, до

нескольких месяцев) по сравнению с периодом жизни биржевого актива;

их купля-продажа позволяет получить прибыль при минимальных инвестициях

по сравнению с другими ЦБ, поскольку инвестор оплачивает не всю стоимость

актива, а только гарантийный взнос.

Существует два типа производных ЦБ:

фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и пр.);

свободнообращающиеся, или биржевые опционы.

Фьючерсные контракты - стандартный биржевой договор купли-продажи

биржевого актива в определенный момент времени в будущем по цене,

установленной сторонами сделки в момент ее заключения.

Фьючерсные контракты относятся к классу соглашений о будущей покупке.

Отличительными чертами фьючерсного контракта являются:

биржевой характер, т.е. биржевой договор, разрабатываемый на данной бирже

и обращающийся только на ней;

стандартизация по всем параметрам, кроме цены;

полная гарантия со стороны биржи того, что все обязательства,

предусмотренные данным фьючерсным контрактом, будут выполнены;

наличие особого механизма досрочного прекращения обязательств по

контракту любой из сторон.

Стандартизация фьючерсного контракта делает его неизменным во всех

сделках между различными продавцами и покупателями, заключаемых на

протяжении всего срока его существования.

Гарантированность фьючерсного контракта достигается, с одной стороны,

наличием крупного страхового фонда денежных средств, а с другой - принятием

биржей на себя обязательств быть продавцом для всех покупателей контрактов

и быть покупателем для всех продавцов контрактов. Иначе говоря, каждый

фьючерсный контракт между продавцом и покупателем преобразуется в два новых

контракта: между биржей и покупателем и между биржей и продавцом. Любой

фьючерсный контракт имеет ограниченный срок существования. Обычно, например

три месяца. В соответствии с этим фьючерсному контракту заранее известно,

когда наступает последний день торговли этим контрактом, и до какого

времени в течение этого дня ведется торговля.

Фьючерсный контракт - это финансовый инструмент, инструмент рынка

капиталов, а сам рынок фьючерсных контрактов - это часть рынков капиталов.

Это один из наиболее адекватных современному рыночному хозяйству механизмов

перелива капиталов с точки зрения объемов финансовых средств и сроков их

оборота.

Фьючерсный контракт - это современный инструмент быстрого выравнивания

цен, погашения их колебаний на разных рынках.

Свободнообращающийся, или биржевой опцион. Свободнообращающийся опционный

контракт (биржевой опцион) - это стандартный биржевой договор на право

купить или продать биржевой актив или фьючерсный контракт по цене

исполнения до установленной даты с уплатой за это право определенной суммы

денег, называемой премией.

В деловой практике опционы могут заключаться на любые рыночные активы и

фьючерсные контракты. Если опционы заключаются на бирже, то как и для

фьючерсных контрактов условия их заключения являются стандартизированными

по всем параметрам, кроме цены опциона. Биржевые опционы свободно продаются

и покупаются на биржах, основываясь на тех правилах и механизмах, которые

существуют для фьючерсных контрактов. Обычно в биржевой практике

используются два вида опционов:

опцион на покупку (опцион - колл);

опцион на продажу (опцион - лут).

По первому виду опциона покупатель приобретает право, но не

обязательство, купить биржевой актив.

По второму виду опциона его покупатель имеет право, а не обязательство

продать этот актив. Покупатель опциона может быть назван его держателем или

владельцем.

Продавца опциона называют подписчиком или выписывателем.

По срокам исполнения опцион может быть двух типов:

1. американский тип, который может быть исполнен в любой момент до

окончания срока действия опциона;

2. европейский тип, который может быть исполнен только на дату окончания

его действия.

По виду биржевого актива, который лежит в основе опциона, последние можно

делить на валютные, в основе которых лежит купля-продажа валюты, фондовые,

исходным активом которых являются акции, облигации, индексы и фьючерсные

или опционы на куплю-продажу фьючерсных контрактов. Основные преимущества

опциона состоят в следующем:

высокая рентабельность операций с опционами - заплатив небольшую премию

за опцион, в благоприятном случае, получишь прибыль, которая в процентном

отношении составляет сотни процентов;

минимизация риска для покупателя опциона, величина премии при возможном

получении теоретически неограниченной прибыли. Следует отметить, что в

расчете издержек покупателя опциона необходимо обязательно учитывать

комиссионные фондовому посреднику и налоги государству;

опцион предоставляет его покупателю многовариантный выбор стратегий:

покупать и продавать опционы с различными ценами исполнения и сроками

поставки во всевозможных комбинациях; работать одновременно на разных

опционных рынках, а также одновременно на опционных и фьючерсных рынках;

возможность проводить операции с биржевыми опционами точно так же, как и

с фьючерсными контрактами.

Глава 2. Текущее положение на рынке корпоративных ценных бумаг

С середины 1999 г. российские компании и банки выпустили облигаций

более чем на 40 млрд. руб. С осени 2000 г. на рынок ежемесячно выходят

несколько новых эмитентов. В 2000 г. рынок существенно расширился по

структуре предлагаемых выпусков облигаций: в обращении появились бумаги с

так называемым цикличным (многократным) выкупом, реализуемым путем

публикации безотзывной оферты со стороны эмитента.

С середины 1999 г. в России было размещено около 30 облигационных

займов российских компаний и банков. Эти облигационные выпуски

принципиально отличаются от корпоративных облигаций российских корпораций,

размещенных в 1992—1998 гг. (около 300 облигационных выпусков).

Так называемые «старые» облигации имели преимущественно неденежную

форму погашения (телефонные, жилищные и автомобильные займы), и вторичный

рынок этих облигаций отсутствовал. Появление корпоративных облигаций с

погашением в денежной форме и активизация вторичного рынка корпоративных

облигаций сделали актуальным исследование рисков надежности и ликвидности

облигационных выпусков.

Если в 1999 г. — начале 2000 г, на рынок выходили только крупные

компании (Газпром, ЛУКОЙЛ, ТНК, РАО «ЕЭС России») с выпусками облигаций,

доходность которых индексировалась по официальному валютному курсу, то с

середины 2000 г. структура облигационных заимствований и состав эмитентов

начали стремительно расширяться. Выпускать облигации стали и относительно

небольшие компании. Впервые на рынок стали выходить также банковские

эмитенты.

На рынке появились краткосрочные инструменты в форме дисконтных

облигаций, которые привлекли новые категории инвесторов. Впервые компании

начали выпускать облигации с переменным купоном, в частности, в октябре

2000 г. состоялось размещение облигаций МГТС, купонная ставка по которым

определяется на основании доходности ОФЗ и ставки рефинансирования ЦБР.

Гута-Банк, являющийся платежным агентом, организатором и андеррайтером

облигационного выпуска АО «МГТС», 17 января 2001 г. произвел выплату

купонного дохода по облигациям 1-го транша в размере 19,8% годовых на общую

сумму 17,769 млн. руб. Купонная ставка второго купона, рассчитанная по

условиям облигационного выпуска, составляет 20,58% годовых (71,04 руб. на 1

облигацию номиналом 1000 руб.)[1].

В конце 2000 г. произошло знаменательное событие для российского рынка

корпоративных облигаций. На ММВБ был полностью размещен выпуск облигаций

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты