крупных городов, где бюджетные расходы на одного жителя в пять-семь раз
выше, чем в малых городах, влекут за собой увеличение расходов городских
бюджетов, темпы роста которых опережают темпы роста звеньев местных
бюджетов.
Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов
отражаются на расходной части территориальных бюджетов. Главными сторонами
деятельности территориальных органов власти являются разработка и
осуществление планов экономического и социального развития на
подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в
новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-
коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест влекут
расширение расходов территориальных бюджетов. Возрастание расходов связано
как с новым строительством, так и с повышением уровня затрат на содержание
объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.
Следует отметить, что структура расходов отдельных видов
территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и
подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так,
республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена
подавляющая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового
хозяйства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на народное
хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В
ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в
основном социально-культурные учреждения.
1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения,
установленные законодательством Российской Федерации и законодательством
субъекта Российской Федерации;
2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления;
3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по
муниципальным займам;
4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального
долга по ссудам;
5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов
муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и
предпринимательского риска;
6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается
уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного
самоуправления.
Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг),
финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе
открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным
органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на
выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного
бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных
бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:
• содержание органов местного самоуправления;
• формирование муниципальной собственности и управление ею;
• организация, содержание и развитие учреждений образования,
здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств
массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной
собственности или в ведении органов местного самоуправления;
• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
• организация, содержание и развитие муниципального жилищно-
коммунального хозяйства;
• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного
значения;
• благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
• организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением
радиоактивных);
• содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных
органов;
• организация транспортного обслуживания населения и учреждений,
находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного
самоуправления;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных
образований;
• реализация целевых программ, принимаемых органами местного
самоуправления;
• обслуживание и погашение муниципального долга;
• целевое дотирование населения;
• содержание муниципальных архивов;
• проведение муниципальных выборов и местных референдумов.
Направление использования средств местных бюджетов характеризуется
следующими позициями:
1. Государственное управление
2. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности
3. Промышленность, энергетика и строительство
4. Сельское хозяйство и рыболовство
5. Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика
6. Жилищно-коммунальное хозяйство
7. Образование
8. Культура и искусство
9. Здравоохранение и физическая культура
10. Социальная политика
11. Прочие расходы
12. Расходы целевых бюджетных фондов Итого расходов
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются
расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-
культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на
жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Следует
отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на
жилищно-коммунальное хозяйство средства местных бюджетов составляют 70%, на
образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее
среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%,
социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%.
Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народного хозяйства
скромнее. Тем не менее, в общебюджетных расходах на промышленность,
энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%,
сельского хозяйства и рыболовства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства,
связи — 40%.
Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и
зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным
органам различного уровня. Так, городским и районным органам власти
подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и
поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих
бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же поселковых и
сельских органов власти находятся в основном социально-культурные
учреждения, в этих бюджетах подавляющая часть расходов приходится на
финансирование социально-культурных мероприятий.
Одним из главных направлений использования финансовых ресурсов должно
быть финансирование развития местной производственной базы как основы для
получения в будущем собственных доходов.
Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных
учреждений и в первую очередь учреждений народного образования и
здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно
преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских
бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных,
поселковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.
В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия
наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и
науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением
научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам
градостроительства, комплексного развития административно-территориальных
единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.
9. Бюджетный процесс в городе Брянске.
Тенденции развития экономики города Брянска за последние годы
свидетельствуют о наличии стабилизирующих факторов. Наметилось снижение
темпов роста потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги
населению, уровня инфляции – показателя, характеризующего стабильность
действующей экономической системы. Так, если индекс потребительских цен за
1999 г. составил 141,5%, то за 2000 г. – 118,7%. В течение всего прошедшего
года индекс потребительских цен постепенно снижался.
Сформировалась положительная динамика промышленного производства,
обусловленная прежде всего ростом физических объемов, развитием процессов,
импортозамещения, относительным сокращением производственных издержек.
Если за 1999 г. индекс физического объема составлял 11,9%, то за 2000
г. индекс физического объема составил 118,6%. Кроме роста объема товарной
продукции в сопоставимых ценах, происходит увеличение объема отгруженной
продукции по сравнению с произведенной, что говорит об уменьшении остатков
готовой продукции на складах.
Индекс цен производителей промышленной продукции за год составил
130,6%, по инвестициям в основной капитал – 135,6%, тарифам на грузовые
перевозки – 120,4%.
Таблица 1.
Макроэкономические показатели
социально-экономического положения города.
| |январь – |в % к соответствующему |
| |декабрь |периоду |
| |2000 г. | |
| | |январю – |декабрю |
| | |декабрю 1999 г. |1999 г. |
|Экономические индикаторы | | | |
|Объем промышленной | | | |
|продукции, млн рублей |6599,3 |159,0 |135,7 |
|в том числе: | | | |
|потребительские товары, |2303,5 |155,2 |148,1 |
|из них, пищевые |1882,5 |150,3 |129,3 |
|Ввод в действие жилых домов,| | | |
| |109,2 |82,3 | |
|тыс.кв.м. | | | |
|Розничный товарооборот по |5589,1 |115,4 |116,7 |
|всем каналам реализации, | | | |
|млн.руб. |419,5 |97,2 | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9