Методы оценки программы капиталовложений
Московский технический колледж
РЕФЕРАТ
По финансовому менеджменту по теме:
«Основные методы оценки программы капиталовложений»
Руководитель
Комаленко Н. В.
Студент
Сидоркин А. В.
Москва 2001
ПЛАН
1. Решения по инвестиционным проектам. Критерии их принятия.
2. Критерии оценки инвестиционного проекта.
3. Методы оценки инвестиционного проекта.
1. Методы дисконтирования.
1. Чистая приведенная стоимость (NPV).
2. Внутренняя норма прибыли инвестиций (IRR).
2. Простые (статистические) методы.
1. Срок окупаемости инвестиций (PP).
2. Индекс рентабельности инвестиций (PI).
3. Коэффициент эффективности инвестиций (ARR).
1. Решения по инвестиционным проектам. Критерии их принятия.
Все предприятия в той или иной степени связаны с инвестиционной
деятельностью. Принятие решений по инвестиционным проектам осложняется
различными факторами: вид инвестиций, стоимость инвестиционного проекта,
множественность доступных проектов, ограниченность финансовых ресурсов,
доступных для инвестирования, риск, связанный с принятием того или иного
решения. В целом, все решения можно классифицировать следующим образом.
Классификация распространенных инвестиционных решений:
1. Обязательные инвестиции, то есть те, которые необходимы, чтобы фирма
могла продолжать свою деятельность:
. решения по уменьшению вреда окружающей среде;
. улучшение условий труда до государственных норм.
2. Решения, направленные на снижение издержек:
. решения по совершенствованию применяемых технологий;
. по повышению качества продукции, работ, услуг;
. улучшение организации труда и управления.
3. Решения, направленные на расширение и обновление фирмы:
. инвестиции на новое строительство (возведение объектов, которые будут
обладать статусом юридического лица);
. инвестиции на расширение фирмы (возведение объектов на новых
площадях);
. инвестиции на реконструкцию фирмы (возведение СМР на действующих
площадях с частичной заменой оборудования);
. инвестиции на техническое перевооружение (замена и модернизация
оборудования).
4. Решения по приобретению финансовых активов:
. решения, направленные на образование стратегических альянсов
(синдикаты, консорциумы, и т.д.);
. решения по поглощению фирм;
. решения по использованию сложных финансовых инструментов в операциях с
основным капиталом.
5. Решения по освоению новых рынков и услуг;
6. Решения по приобретению НМА.
Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид
управленческой деятельности, основывается на использовании различных
формализованных и неформализованных методов и критериев. Степень их
сочетания определяется разными обстоятельствами, в том числе и тем из них,
насколько менеджер знаком с имеющимся аппаратом, применимым в том или ином
конкретном случае. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд
формализованных методов, с помощью которых расчёты могут служить основой
для принятия решений в области инвестиционной политики. Какого-то
универсального метода, пригодного для всех случаев жизни, не существует.
Вероятно, управление все же в большей степени является искусством, чем
наукой. Тем не менее, имея некоторые оценки, полученные формализованными
методами, пусть даже в известной степени условные, легче принимать
окончательные решения.
Критерии принятия инвестиционных решений.
Критерии, позволяющие оценить реальность проекта:
. Нормативные критерии (правовые) т.е. нормы национального,
международного права, требования стандартов, конвенций,
патентоспособности и др.;
. Ресурсные критерии, по видам:
. научно-технические критерии;
. технологические критерии;
. производственные критерии;
. объем и источники финансовых ресурсов.
Количественные критерии, позволяющие оценить целесообразность
реализации проекта:
. Соответствие цели проекта на длительную перспективу целям развития
деловой среды;
. Риски и финансовые последствия (ведут ли они дополнения к
инвестиционным издержкам или снижения ожидаемого объема производства,
цены или продаж);
. Степень устойчивости проекта;
. Вероятность проектирования сценария и состояние деловой среды.
Количественные критерии (финансово-экономические), позволяющие
выбрать из тех проектов, реализация которых целесообразна. (критерии
приемлемости):
. стоимость проекта;
. чистая текущая стоимость;
. прибыль;
. рентабельность;
. внутренняя норма прибыли;
. период окупаемости;
. чувствительность прибыли к горизонту (сроку) планирования, к
изменениям в деловой среде, к ошибке в оценке данных.
Критерии оценки инвестиционного проекта.
Для снижения риска инновационной деятельности предпринимательской
фирме необходимо в первую очередь провести тщательную оценку предлагаемого
к осуществлению инвестиционного проекта. Инвестиционный проект, эффективный
для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу
объективных и субъективных причин, таких, как территориальная
расположенность предприятия, уровень компетентности персонала по основным
направлениям инвестиционного проекта, состояние основных фондов и т.п. Все
эти факторы оказывают влияние на результативность инвестиционного проекта,
но оценить их количественно очень сложно, а в некоторых случаях и
невозможно, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.
Поскольку на каждом конкретном предприятии существуют свои факторы,
оказывающие влияние на эффективность инвестиционных проектов, то
универсальной системы оценки проектов нет, но ряд факторов имеет отношение
к большинству инвестиционных предприятий. На основе этих факторов выделяют
определенные критерии для оценки инновационных проектов, которые включают в
себя:
1. Цели, стратегия, политика и ценности предприятия;
2. Маркетинг;
3. НИОКР;
4. Финансы;
5. Производство.
Рассмотрим каждый критерий оценки инвестиционного проекта.
1. Цели, стратегия, политика предприятия. Оценивая инвестиционный
проект в этом направлении, необходимо выявить, насколько цели и задачи
инвестиционного проекта совпадают с целями и стратегией развития
предприятия, так как если направление проекта противоречит общей политике
предприятия, то возникает большая вероятность того, что проект не принесет
ожидаемого результата.
2. Маркетинг, для реализации инвестиционного проекта необходимо, чтобы
маркетинговые исследования рынка подтвердили его потребность, выявили
конкретных будущих потребителей. В том случае, если конечный результат
инвестиционного проекта -продуктовая инновация, то цель маркетингового
исследования - спрогнозировать спрос на новую продукцию которая в начальный
период предложения ее на рынке в силу патентной или иной временной
монополии данного предприятия на новую продукцию будет одновременно спросом
на продукцию предприятия. Сюда же можно отнести и технологические
инновации, улучшающие качество продукции, создающие ее новую модификацию.
Однако провести маркетинговое исследование по инвестиционному проекту,
предлагающему принципиально новый продукт, очень сложно, т.к. в некоторых
случаях они могут быть настолько новы, что их потенциальными потребителями
еще не осознана потребность в них. Маркетинговое исследование в такой
ситуации с большей долей вероятности может дать ошибочный и даже
отрицательный результат.
Технологические инновации, ориентированные на повышение производительности
продукта (в перспективе обеспечивающие резкое увеличение объема прежнего по
качеству продукта при прежних или незначительно больших затратах на его
производство) или ориентированные на резкое снижение себестоимости его
производства, позволяющие снижать оптовые и розничные цены и вытеснять
конкурентов, нуждаются в проведении сложных маркетинговых исследовании в
оценке резервов емкости рынка предлагаемого инвестиционным проектом
продукта или услуги.
Однако целью маркетингового исследования инвестиционного проекта
является не только оценка спроса, но и оценка объема продаж, который будет
обеспечен в результате выпуска товара или услуги, причем эта оценка имеет
очень важное значение, т.к. объем продаж - это конечный показатель успеха
проекта. При оценке возможного объема продаж необходимо оценить общий объем
рынка, долю рынка, срок выпуска новой продукции, вероятность коммерческого
успеха.
При оценке инвестиционного проекта следует выявить действительных, а также
потенциально возможных конкурентов, однако сравнивать необходимо не только
продукт -результат инвестиционного проекта с аналогами конкурентов, а
ожидаемые последствия от действий на рынке конкурентов.
Целесообразно также проанализировать и возможные каналы распределения
результатов инвестиционного проекта, оценить, насколько подходит уже
существующая на предприятии система сбыта для распространения нового
товара, т.к. создание специализированных каналов распределения на
предприятии может значительно увеличить стоимость инвестиционного проекта.
3. Стадия НИОКР является начальной стадией инвестиционного проекта, на
которой следует оценить вероятность достижения требуемых научно-технических
показателей проекта и влияние их на результаты деятельности предприятия.
Технический успех - это получение желаемых технических показателей, при
этом эти показатели должны быть достигнута в рамках выделенных на проект
средств и в требуемые сроки. Инвестиционный проект может быть изолированной
разработкой или родоначальником семейства новых продуктов, определяющим
дальнейшую специализацию предприятия. Поэтому оценивать проект следует не
только с позиций непосредственно нового проекта, а целесообразно выявить и
учесть возможные перспективы разработки в течение нескольких лет семейства