путем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ контролирует
соблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана
принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее
лимита в СДР, т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по
отношению к чистой кумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
Во-вторых, МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по
инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в
мировой валютной системе.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима
валютных курсов. Согласно Уставу МВФ может установить, что "международная
экономическая ситуация позволяет ввести широкую систему валютного
регулирования, базирующегося на стабильных, но изменяемых паритетах". При
такой системе допускаются отклонения рыночных валютных курсов от паритетов
в пределах + 4,5%. Переход к данной системе возможен при одобрении ее
странами-членами, располагающими большинством в 85% голосов, т.е.
практически при согласии США и стран ЕС.
В-четвертых, важным направлением регулирующей деятельности МВФ является
устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют
функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций.
Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: 1) на основании
Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в
течение переходного периода, продолжительность которого не определена; 2)
официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право
любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные
ограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных
отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате
выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные
коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально
высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной
деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике
и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются
частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому
даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной
реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке
ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование
кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как
государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с
другой.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за
макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики.
Он собирает огромный массив информации, относящейся к отдельным странам и к
мирохозяйственным процессам в целом. Эта информация включает сведения о
динамике экономического роста и цен, денежном обращении, экспорте и импорте
товаров, услуг, капиталов, состоянии платежных балансов, официальных
золотых и валютных резервов, производстве, экспорте и импорте золота,
размерах заграничных капиталовложений, движении валютных курсов и многом
другом и подвергается тщательной аналитической обработке.
Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное
влияние на темпы и направление экономического развития большинства стран
оказывает группа международного банка реконструкции и развития (МБРР),
координирующая политику экономической помощи промышленно развитых стран,
воздействующая на деятельность других международных экономических
организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся странам в
разработке программ их экономического развития. Эта межгосударственная
инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала - Международную
ассоциацию развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и
Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в
крупнейший мировой инвестиционный институт.
Всемирный банк (МБРР) как специализированный финансовый институт ООН
призван наилучшим образом способствовать выполнению стратегической задачи:
интегрировать экономику всех стран-членов с основными центрами мировой
системы хозяйства.
МАР призвана дополнять деятельность МБРР и предоставлять наименее
развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40 лет при льготном
периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административных расходов.
Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получении льготных
кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтому
льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП на
душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР и
получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
МФК выполняет функции, несколько отличные от МБРР. Поэтому в юридическом
и финансовом аспектах это относительно самостоятельная организация, хотя
имеет общие со Всемирным банком руководство и ряд служб. Особенность МФК
заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не
требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при
предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает
частные компании от государственного контроля за их деятельностью и служит
интересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся
стран. Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и
непосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.
МИГА как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение
инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых
капиталовложений в развивающихся странах посредством их страхования от
некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие: отмена
конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия в
переводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора;
военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-
политической обстановке; невыполнение контракта вследствие
правительственного решения. МИГА предлагает гарантии против перечисленных
некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы развивающихся
стран-членов относительно разработки и осуществления политики, программ и
порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает встречи и
переговоры между международными деловыми кругами и местными органами власти
заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также предоставляет
необходимые информационные услуги.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействовать
переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной
на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской
инициативы. Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы
или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые
компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями.
Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР
сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов
и гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта
деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других
проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку
инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и
поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.
Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает
Банк международных расчетов (Базель). На БМР по Уставу возложены две
основные функции: 1) содействовать сотрудничеству между центральными
банками, обеспечивать благоприятные условия для международных финансовых
операций; 2) действовать в качестве доверенного лица или агента по
проведению международных расчетов своих членов. Основным источником
ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев) центральных
банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР заключается в строго
конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседаний
Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаются
актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.
Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности
Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты
и кредитование взаимного товарооборота стран-членов.
Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного
кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом -
предоставление долго- и среднесрочных кредитов прежде всего для
осуществления мероприятий, связанных с международным социалистическим
разделением труда, специализацией и кооперированием производства,
расширением сырьевой и топливной базы, ускорением научно-технического
прогресса.
Подпись____________________
*Список используемой литературы:
1. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под
ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов /
Л.А.Дробозина, Л.П.Окунева, Л.Д.Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.
Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2000.