и продажи валюты по операциям Центрального банка (с начала 1998 г. - ±1.5%
от среднего значения, служившего официальным курсом). В периоды нарастания
давления на рубль удержание валютного курса в заданном диапазоне стоило
значительных потерь золотовалютных резервов. Эти потери восполнялись в
основном за счет кредитов МВФ, который одобрял политику валютного коридора
и сохранения явно завышенного курса рубля.
В условиях нарастания глубокого финансового и валютного кризиса власти
17 августа 1998 г., наряду с решением о переоформлении государственных
ценных бумаг и объявлением 90-дневного моратория на возврат банками
полученных от иностранцев финансовых кредитов (а эти меры означали
практически объявление дефолта), вынуждены были пойти на смещение в сторону
понижения (для рубля) и существенное расширение границ валютного коридора,
которые были установлены на уровне от 6 до 9.5 руб. за 1 дол. США. Однако
очень скоро верхняя граница нового коридора была "пробита", и курс рубля
стал резко падать. В результате властям пришлось отказаться от фиксирования
границ колебаний валютного курса рубля и перейти к режиму практически
свободного плавания этого курса. За год, прошедший после августа 1998 г.,
стоимость рубля против доллара понизилась в 4 раза. Это соответствует
девальвации рубля на 75%. Одновременно Центральный банк отказался от
практики ежедневной фиксации курсов покупки и продажи валюты и стал снова
определять официальный курс по результатам операций на биржевом валютном
рынке.
Ранее говорилось, что многие западные экономисты и руководство МВФ с
учетом уроков мирового финансового кризиса стали отдавать предпочтение
полярным режимам валютных курсов - либо жестко «фиксированным,
преимущественно с помощью установления механизма "валютного управления",
курсам, либо возможно более свободно плавающим. В соответствии с такого
рода установкой МВФ, судя по всему, одобрительно относятся к планам
введения в России системы "валютного управления", которые активно
обсуждались в период после отставки правительства С. Кириенко и в том или
ином виде вошли в экономическую программу В. Черномырдина, добивавшегося
утверждения в качестве премьер-министра. За требованием установления так
называемой "экономической диктатуры", с которым выступил в то время В.
Черномырдин, по сути дела и стояло предполагаемое установление режима
"валютного управления". После того как кандидатуру В. Черномырдина
отклонили, были сняты с повестки дня и планы введения "валютного
управления". Тогда МВФ поддержал установление противоположного режима -
плавающего курса рубля. Текущая политика властей в области валютного курса
состоит и том, чтобы стараться обеспечивать постепенное, плавное и
предсказуемое понижение курса рубля по отношению к доллару по траектории,
которая в основном соответствовала бы темпам роста внутренних цен или
несколько отставала от них. Такая установка не расходится с названными выше
уставными положениями МВФ. Для реализации этой политики Центральный банк
использует механизм рыночных интервенций. Однако с тем чтобы не допустить
сокращения золотовалютных резервов, он вынужден также прибегать на время к
разного рода административным ограничительным мерам и техническим приемам.
В их числе:
. требование предварительного депонирования банками рублевых средств
для покупки валюты на валютных биржах;
. установление предельного уровня колебаний валютного курса в
течение торговой сессии;
. замена процедуры фиксинга системой электронных лотовых торгов
(технология СЭЛТ);
. разделение с октября 1998 г. по июнь 1999 г. торгов на ММВБ и
региональных валютных биржах на две сессии;
. обязательное открытие юридическими лицами-резидентами рублевых
депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств,
перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их
ввоза в страну, и пр.
В-третьих, непременным условием членства России и других государств
бывшего СССР в МВФ является установление их информационной открытости.
Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о
своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо
того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте
состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.
Сотрудничество с МВФ позволяет правительственным органам стран,
осуществляющим национальную экономическую политику, прибегать к услугам
высококвалифицированных экспертов, использовать их богатейший опыт. Помимо
консалтинговых услуг, МВФ оказывает странам СНГ и Балтии значительное
содействие в подготовке кадров и повышении их квалификации. В свою очередь,
эти страны благодаря членству в МВФ получат возможность более эффективно
участвовать и процессе выработки решений, определяющих направление и
содержание эволюции мирового валютно-кредитного механизма. Конечно, в каких-
то случаях требование информационной открытости может вступать в
противоречие с потребностью в сохранении конфиденциальности той пли иной
экономической информации.
В начале 1990-х годов среди отечественных и зарубежных экономистов по
вопросу об осуществлении рыночных преобразований, включая открытие
экономики по отношению к внешнему миру, сформировались два противостоявших
друг другу подхода. Приверженцы одного из них (из числа зарубежных
советников можно назвать А. Аслунда, Л. Бальцеровича, Дж. Сакса) выступали
за осуществление "шоковой терапии", в том числе в сфере внешнеэкономических
и валютных отношений. Причем в основе этого подхода лежали в то время не
столько экономические, сколько политические мотивы. Такими мотивами было
стремление как можно скорее сформировать капиталистические отношения и
структуры в экономике, создать класс собственников средств производства,
который стал бы социально-политической опорой новых режимов.
Охарактеризованная выше аргументация явственно прозвучала, например, в
выступлении занимавшего тогда пост директора Европейского департамента 1
МВФ М. Руссо на совместной конференции МВФ и Всемирного банка по проблемам
Восточной Европы, состоявшейся в Вашингтоне в июне 1992 г. По его словам,
реформистские программы - "это не чисто экономические дело... они
представляют собой важнейшие политические решения правительств". Далее он
сказал: "Оглядываясь назад, нужно признать, что в любой из
восточноевропейских стран с политической точки зрения не было иного выбора,
кроме как прибегнуть к "большому толчку" ("big bang" – такое выражение
используют на Западе для обозначения метода "шоковой терапии" в
экономике.). Вопрос о постепенности не стоял в повестке дня тех, кто
стремится к реформам".
Сторонники другого направления прелагали относительно более
постепенный и плавный путь осуществления рыночных преобразований. Они
подвергали критике взгляды "шокотерапевтов". Так, в книге "Рыночный шок", в
которой были обобщены исследования известной международной группы ученых-
экономистов "Адженда" (Я. Крегель, Э. Мацнер, Г. Грабер и др.) по проблемам
перехода стран Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР от
плановой экономики к рыночной, содержалось такое суждение: "Существующие
программы преобразований, в частности те, которые вдохновляются
международными кредитными организациями (имеется в виду в первую очередь
МВФ), имеют один недостаток. Они сконцентрированы главным образом на таких
абстрактных целях, как экономическая стабилизация, сбалансированные бюджеты
и текущие счета, конвертируемость валюты и пр., независимо от последствий
такой политики для производства продукции, капиталовложений, занятости
населения и уровня потребления. При таком образе действий то, что должно
считать основной целью индивидуальной экономической деятельности, а именно:
предоставление товаров и услуг отдельным гражданам, рассматривается лишь
как средство достижения абстрактных валютно-финансовых целей".
Авторы данного исследования, в частности, рекомендовали поэтапное
установление свободной конвертируемости валют - на первых порах только для
приобретения средств производства, при сохранении на определенное время
валютных ограничений при импорте потребительских товаров, что, с их точки
зрения, могло бы содействовать инвестициям и экономическому росту.
Предостережения сторонников "градуалистского" подхода в России не были
приняты во внимание. Верх одержали взгляды противоположного направления.
Конечно, осуществление перехода к рыночной экономике, проведение курса на
открытость национального хозяйства, необходимость выполнения положений
устава МВФ – все это рано или поздно потребовало бы устранения валютных
ограничений по текущим операциям введения конвертируемости рубля. Однако
остается фактом и то, что принятие этих мер форсированными, "ударными"
темпами объективно содействовало развитию определенных негативных процессов
в структуре внешней торговли, сфере валютно-финансовых отношений, наконец,
в области производства и поставило страну перед рядом острых проблем.
Снятие ограничительных, защитных торговых и валютных барьеров открыло
шлюзы для ввоза пользующихся повышенным спросом продовольственных и других
потребительских товаров. Многие из них не являются предметами первой
необходимости, но имеют очень высокий уровень коммерческой рентабельности
(алкогольные и прохладительные напитки, табачные изделия, шоколад,
сладости, аудио- и видеоаппаратура, электроника, компьютеры, автомобили. В
связи с этим доля продуктов питания и сырья для их производства в общем
итоге импорта из стран дальнего зарубежья увеличилась с 15% в 1990 г. до
30.4% в 1994 г., т. е. Более чем в два раза. По итогам 1995 - 199К гг. она
несколько понизилась, но все еще составляла в 199К г. свыше 1/4 (26.6%). На
продовольствие и потребительские товары, вместе взятые, в 1998 г.
приходилось около 1/3 всего импорта России из стран вне СНГ.
Более дешевое импортное продовольствие и некоторые промышленные
потребительские товары существенно потеснили на внутреннем рынке
соответствующую отечественную продукцию, а это значительнo усугубило
сокращение ее производства. Данный процесс содействовал спаду и в сельском
хозяйстве.
Резкое расширение ввоза из-за границы продовольствия и потребительских