Международный валютный фонд - российский аспект

и продажи валюты по операциям Центрального банка (с начала 1998 г. - ±1.5%

от среднего значения, служившего официальным курсом). В периоды нарастания

давления на рубль удержание валютного курса в заданном диапазоне стоило

значительных потерь золотовалютных резервов. Эти потери восполнялись в

основном за счет кредитов МВФ, который одобрял политику валютного коридора

и сохранения явно завышенного курса рубля.

В условиях нарастания глубокого финансового и валютного кризиса власти

17 августа 1998 г., наряду с решением о переоформлении государственных

ценных бумаг и объявлением 90-дневного моратория на возврат банками

полученных от иностранцев финансовых кредитов (а эти меры означали

практически объявление дефолта), вынуждены были пойти на смещение в сторону

понижения (для рубля) и существенное расширение границ валютного коридора,

которые были установлены на уровне от 6 до 9.5 руб. за 1 дол. США. Однако

очень скоро верхняя граница нового коридора была "пробита", и курс рубля

стал резко падать. В результате властям пришлось отказаться от фиксирования

границ колебаний валютного курса рубля и перейти к режиму практически

свободного плавания этого курса. За год, прошедший после августа 1998 г.,

стоимость рубля против доллара понизилась в 4 раза. Это соответствует

девальвации рубля на 75%. Одновременно Центральный банк отказался от

практики ежедневной фиксации курсов покупки и продажи валюты и стал снова

определять официальный курс по результатам операций на биржевом валютном

рынке.

Ранее говорилось, что многие западные экономисты и руководство МВФ с

учетом уроков мирового финансового кризиса стали отдавать предпочтение

полярным режимам валютных курсов - либо жестко «фиксированным,

преимущественно с помощью установления механизма "валютного управления",

курсам, либо возможно более свободно плавающим. В соответствии с такого

рода установкой МВФ, судя по всему, одобрительно относятся к планам

введения в России системы "валютного управления", которые активно

обсуждались в период после отставки правительства С. Кириенко и в том или

ином виде вошли в экономическую программу В. Черномырдина, добивавшегося

утверждения в качестве премьер-министра. За требованием установления так

называемой "экономической диктатуры", с которым выступил в то время В.

Черномырдин, по сути дела и стояло предполагаемое установление режима

"валютного управления". После того как кандидатуру В. Черномырдина

отклонили, были сняты с повестки дня и планы введения "валютного

управления". Тогда МВФ поддержал установление противоположного режима -

плавающего курса рубля. Текущая политика властей в области валютного курса

состоит и том, чтобы стараться обеспечивать постепенное, плавное и

предсказуемое понижение курса рубля по отношению к доллару по траектории,

которая в основном соответствовала бы темпам роста внутренних цен или

несколько отставала от них. Такая установка не расходится с названными выше

уставными положениями МВФ. Для реализации этой политики Центральный банк

использует механизм рыночных интервенций. Однако с тем чтобы не допустить

сокращения золотовалютных резервов, он вынужден также прибегать на время к

разного рода административным ограничительным мерам и техническим приемам.

В их числе:

. требование предварительного депонирования банками рублевых средств

для покупки валюты на валютных биржах;

. установление предельного уровня колебаний валютного курса в

течение торговой сессии;

. замена процедуры фиксинга системой электронных лотовых торгов

(технология СЭЛТ);

. разделение с октября 1998 г. по июнь 1999 г. торгов на ММВБ и

региональных валютных биржах на две сессии;

. обязательное открытие юридическими лицами-резидентами рублевых

депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств,

перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их

ввоза в страну, и пр.

В-третьих, непременным условием членства России и других государств

бывшего СССР в МВФ является установление их информационной открытости.

Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о

своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т. п. Помимо

того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте

состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Сотрудничество с МВФ позволяет правительственным органам стран,

осуществляющим национальную экономическую политику, прибегать к услугам

высококвалифицированных экспертов, использовать их богатейший опыт. Помимо

консалтинговых услуг, МВФ оказывает странам СНГ и Балтии значительное

содействие в подготовке кадров и повышении их квалификации. В свою очередь,

эти страны благодаря членству в МВФ получат возможность более эффективно

участвовать и процессе выработки решений, определяющих направление и

содержание эволюции мирового валютно-кредитного механизма. Конечно, в каких-

то случаях требование информационной открытости может вступать в

противоречие с потребностью в сохранении конфиденциальности той пли иной

экономической информации.

В начале 1990-х годов среди отечественных и зарубежных экономистов по

вопросу об осуществлении рыночных преобразований, включая открытие

экономики по отношению к внешнему миру, сформировались два противостоявших

друг другу подхода. Приверженцы одного из них (из числа зарубежных

советников можно назвать А. Аслунда, Л. Бальцеровича, Дж. Сакса) выступали

за осуществление "шоковой терапии", в том числе в сфере внешнеэкономических

и валютных отношений. Причем в основе этого подхода лежали в то время не

столько экономические, сколько политические мотивы. Такими мотивами было

стремление как можно скорее сформировать капиталистические отношения и

структуры в экономике, создать класс собственников средств производства,

который стал бы социально-политической опорой новых режимов.

Охарактеризованная выше аргументация явственно прозвучала, например, в

выступлении занимавшего тогда пост директора Европейского департамента 1

МВФ М. Руссо на совместной конференции МВФ и Всемирного банка по проблемам

Восточной Европы, состоявшейся в Вашингтоне в июне 1992 г. По его словам,

реформистские программы - "это не чисто экономические дело... они

представляют собой важнейшие политические решения правительств". Далее он

сказал: "Оглядываясь назад, нужно признать, что в любой из

восточноевропейских стран с политической точки зрения не было иного выбора,

кроме как прибегнуть к "большому толчку" ("big bang" – такое выражение

используют на Западе для обозначения метода "шоковой терапии" в

экономике.). Вопрос о постепенности не стоял в повестке дня тех, кто

стремится к реформам".

Сторонники другого направления прелагали относительно более

постепенный и плавный путь осуществления рыночных преобразований. Они

подвергали критике взгляды "шокотерапевтов". Так, в книге "Рыночный шок", в

которой были обобщены исследования известной международной группы ученых-

экономистов "Адженда" (Я. Крегель, Э. Мацнер, Г. Грабер и др.) по проблемам

перехода стран Центральной и Восточной Европы, а также бывшего СССР от

плановой экономики к рыночной, содержалось такое суждение: "Существующие

программы преобразований, в частности те, которые вдохновляются

международными кредитными организациями (имеется в виду в первую очередь

МВФ), имеют один недостаток. Они сконцентрированы главным образом на таких

абстрактных целях, как экономическая стабилизация, сбалансированные бюджеты

и текущие счета, конвертируемость валюты и пр., независимо от последствий

такой политики для производства продукции, капиталовложений, занятости

населения и уровня потребления. При таком образе действий то, что должно

считать основной целью индивидуальной экономической деятельности, а именно:

предоставление товаров и услуг отдельным гражданам, рассматривается лишь

как средство достижения абстрактных валютно-финансовых целей".

Авторы данного исследования, в частности, рекомендовали поэтапное

установление свободной конвертируемости валют - на первых порах только для

приобретения средств производства, при сохранении на определенное время

валютных ограничений при импорте потребительских товаров, что, с их точки

зрения, могло бы содействовать инвестициям и экономическому росту.

Предостережения сторонников "градуалистского" подхода в России не были

приняты во внимание. Верх одержали взгляды противоположного направления.

Конечно, осуществление перехода к рыночной экономике, проведение курса на

открытость национального хозяйства, необходимость выполнения положений

устава МВФ – все это рано или поздно потребовало бы устранения валютных

ограничений по текущим операциям введения конвертируемости рубля. Однако

остается фактом и то, что принятие этих мер форсированными, "ударными"

темпами объективно содействовало развитию определенных негативных процессов

в структуре внешней торговли, сфере валютно-финансовых отношений, наконец,

в области производства и поставило страну перед рядом острых проблем.

Снятие ограничительных, защитных торговых и валютных барьеров открыло

шлюзы для ввоза пользующихся повышенным спросом продовольственных и других

потребительских товаров. Многие из них не являются предметами первой

необходимости, но имеют очень высокий уровень коммерческой рентабельности

(алкогольные и прохладительные напитки, табачные изделия, шоколад,

сладости, аудио- и видеоаппаратура, электроника, компьютеры, автомобили. В

связи с этим доля продуктов питания и сырья для их производства в общем

итоге импорта из стран дальнего зарубежья увеличилась с 15% в 1990 г. до

30.4% в 1994 г., т. е. Более чем в два раза. По итогам 1995 - 199К гг. она

несколько понизилась, но все еще составляла в 199К г. свыше 1/4 (26.6%). На

продовольствие и потребительские товары, вместе взятые, в 1998 г.

приходилось около 1/3 всего импорта России из стран вне СНГ.

Более дешевое импортное продовольствие и некоторые промышленные

потребительские товары существенно потеснили на внутреннем рынке

соответствующую отечественную продукцию, а это значительнo усугубило

сокращение ее производства. Данный процесс содействовал спаду и в сельском

хозяйстве.

Резкое расширение ввоза из-за границы продовольствия и потребительских

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты