Международный валютный фонд - российский аспект

предполагалось осуществлять при содействии дополнительной финансовой помощи

со стороны МВФ и Всемирного банка, была нацелена на противодействие

нараставшему финансовому и валютному кризису. Особый упор в ней делался на

дальнейшем ужесточении финансовой дисциплины, в связи с чем предполагалось

сократить дефицит федерального бюджета с намечавшихся 5,6% ВВП в 1998 г. до

2,8% в 1999 г. Для обеспечения этого планировалось перестроить налоговую

систему, улучшить механизм сбора налогов, что должно было привести к

увеличению бюджетных доходов с 10.7% ВВП в 1998 г. до 13% в 1999 г. С целью

ослабления давления на рынок ГКО правительство предлагало в добровольном

порядке обменивать их на номинированные в долларах и других иностранных

валютах еврооблигации с более длительными сроками погашения, которое

производилось бы на основе рыночных ставок.

Наконец, экономическая программа России 1999 г., которая послужила

основанием для предоставления кредита "стэнд-бай" в июле 1999 г.,

предусматривает первичный, т. е. без учета обслуживания государственного

долга, профицит федерального бюджета в 1999 г. на уровне 2% ВВП по

сравнению с первичным дефицитом в 1998 г. и размере 1.3% ВВП (МВФ

первоначально добивался профицита в размере 3.5% ВВП). Общий размер

дефицита федерального бюджета должен сократиться с 5,9% ВВП в 1998 г. до

5.1% ВВП (дефицит бюджета расширенного правительства - также 5.1 % ВВП).

С целью увеличения доходов повышаются ставки действующих налогов и

вводятся новые налоги, расширяется налогообложение потребления.

Предполагалось использовать широкий набор мер для улучшения сбора налогов,

противодействия уклонению от уплаты налогов, устранения налоговых зачетов.

В частности, предусмотрено прекращение доступа к нефтепроводам

нефтедобывающим компаниям, уличенным в уклонении, от уплаты налогов. Власти

должны были определить очередность бюджетных расходов и строго

контролировать расходы министерств и ведомств. На данный момент есть

основания полагать, что предусмотренные на 1999 г. параметры (федерального

бюджета будут выдержаны. Утвержденный Госдумой (федеральный бюджет-2000

предусматривает первичный профицит в размере не менее 3.18% объема ВВП и

предельный дефицит с учетом расходов на обслуживание государственного долга

- 1.08% величины ВВП.

Другая категория требований МВФ к России - ужесточение денежно-

кредитной политики, в особенности ограничение кредитования государства. В

расширении кредитов Центрального банка МВФ усматривал основную причину

роста инфляции в стране. В соответствии с этим условия первого кредитного

транша в 1992 г. предусматривали усиление контроля за приростом денежной

массы, в частности. ограничение кредитной эмиссии Банка России по второй

половине 1992 г. объемом в 700 млрд рублей.

Ужесточение денежно-кредитной политики, которое предполагало, в

частности, приведение ставки рефинансирования Центрального банка в

соответствие с рыночными тенденциями, сдерживание увеличения денежного

предложения, предусматривали и договоренности о предоставлении кредитов в

рамках механизма финансирования системных преобразований в 1993 и 1994 гг.

Действительно, ставка рефинансирования повысилась с 80% годовых на конец

1992 г. до 210% в конце 1993 г. На уровне, близком к этому (177.9%) она

находилась и в конце 1994 г. Соответственно, стали понижаться и темпы

прироста денежной массы.

С конца 1994 г. исключительным макроэкономическим приоритетом стала

борьба с инфляцией, в связи с чем начали жестко блокироваться источники

внутреннего денежного предложения. В соответствии с этим ключевым элементом

денежно-кредитной политики, проведением которой обусловливалось

предоставление резервного кредита "стэнд-бай" в 1995 г., стало полное

прекращение практики (финансирования бюджетного дефицита за счет прямых

льготных кредитов Центрального банка. Этот дефицит теперь покрывается с

помощью двух источников - во-первых, выпуска и размещения на финансовом

рынке государственных пенных бумаг (ГКО-ОФЗ) и. во-вторых, привлечения

кредитов международных организации, главным образом по линии МВФ. Объем

чистого кредита денежных властей расширенному правительству подлежал

сокращению с 8% ВВП в 1994 г. до менее 3% в 1995 г. В последующие годы

власти также должны были сдерживать темпы расширения объема кредита и

денежного предложения. В результате этих мер прирост денежной массы

(агрегат М2) действительно существенно замедлился: в 1995 г. он составил

2.3 раза, в 1996 г. - 33,7% и в 1997 г. - 30.3%

Ограничение роста денежной массы, с одной стороны, и осуществление

политики валютного коридора - с другой, привели к значительному снижению

инфляции. Правда, масштабы этого снижения все-таки отставали от тех

заданий, которые содержались в согласованных с МВФ экономических программах

властей. Так, к концу 1992 г. предполагалось снижение темпов роста цен до

уровня менее 10% и месяц, а реально среднемесячная инфляция в 1992 г.

составила 20.5%2. В 1993 г. целевая установка - сокращение к концу года

месячного темпа инфляции до 7 - 9%, фактическая среднемесячная инфляция -

10%. Меморандум 1994 г. предусматривал понижение к концу года инфляции до 3

- 5%, реально среднемесячная инфляция составила 7.2%.

По условиям кредита "стэнд-бай" 1995 г. намечалось снижение инфляции

во второй половине года до месячного уровня в 1%. Достижение этого

показателя планировалось также и к концу 1996 г, однако в обоих случаях

среднемесячный темп роста потребительских цен был несколько выше: в 1995 г.

- 1.2%, в 1996 г. - 1.15%; и даже в 1997 г. эта цель не была достигнута

полностью - среднемесячная инфляция составила 1.09%. Договоренность в

рамках механизма расширенного кредитования 1996 г. предусматривала, что в

1998 г. годовая инфляция впервые выйдет на уровень однозначной величины

(целевой показатель - 6,9%). Однако события, связанные с валютно-финансовым

кризисом, сорвали эти планы, и реально среднемесячная инфляция составила

5%, а в декабре 1998 г. цены превысили уровень декабря 1997 г. на 84,4%.

Уменьшение инфляции на протяжении 1993 - 1997 гг. позволяло последовательно

понижать значение ставки рефинансирования, которая сократилась с 210%

годовых на конец 1993 г. до 21% и конце 1997 года.

Достижение названных выше показателей можно было бы считать

значительным успехом макроэкономической политики, если бы оборотной

стороной этого не был резкий слад производства. Выпуск валового внутреннего

продукта составлял в 1995 г. только 62.1% от уровня 1990 г., а в 1998 г. и

того меньше - 57.7%, соответствующие данные по производству промышленной

продукции - 48.5% в 1995 г. и 45.1% в 1998 г.: объем производственных

капитальных вложений составлял в 1995 г. 21.0% и в 1998 г. - лишь 15.2% от

уровня 1990 г. Падение производства оказалось больше по своим .масштабам,

чем в самые тяжелые годы Второй мировой войны. По сути дела, происходило

разрушение промышленного и научно-технического потенциала, которое грозило

стать необратимым.

Россия теряет свои позиции в мировой экономике. Согласно данным

Госкомстата России, на рубеже 1980 - 1990 гг. ВВП России на душу населения

составлял 34.5% от уровня США. К середине 1990-х гг. этот показатель

уменьшился до 20.7%. Налицо тенденция к увеличению разрыва между уровнями

экономического развития России и передовых стран Запада.

Имеется ли связь между антиинфляционными мерами частей в области

денежно-кредитной политики, которые осуществлялись по настоянию и под

контролем МВФ, с одной стороны, и углублением экономического спада - с

другой? Есть веские основания ответить на этот вопрос положительно.

Чрезвычайно жесткая денежно-кредитная политика российского руководства

привела к тому, что величина денежной массы (М2, включая депозиты в

иностранной валюте) по отношению к ВВП составляла по итогом 1995 г. всего

лишь 12.3%. Это намного меньше допустимого нижнего порогового уровня (50%),

приведенного в официально утвержденном Советом безопасности Российской

Федерации Перечне показателей экономической безопасности. Уровень

коэффициента монетизации экономики в России был несопоставим с

соответствующими показателями и во всех промышленно развитых государствах

(диапазон значений - от 25.0% для Турции до 136,9% для Люксембурга), и в

большинстве развивающихся стран. Результат непомерного сжатия денежного

предложения: вместо устойчивого, реального преодоления инфляции

искусственное ее подавление с помощью задержек выплаты заработной платы и

пенсий, всеобщий платежный кризис, спад и стагнация хозяйственной

деятельности. Получается, что если во времена СССР инфляция, будучи в

подавленном состоянии, находила выражение в товарном дефиците, то теперь -

в дефиците денежном, в получившей огромный размах практике неплатежей.

Депрессивное состояние экономики стало побуждать власти к

определенному пересмотру макроэкономической политики. Это находило свое

проявление, в частности, в некотором смягчении жесткости денежно-кредитного

компонента данной политики, более активном использовании механизма эмиссии.

Большую терпимость начал проявлять в этом отношении и МВФ.

1996 г. ознаменовался, в частности, тем, что впервые с начала

осуществления экономических реформ прирост денежной массы (33.7%) превысил

(приблизительно в полтора раза) величину повышения уровня потребительских

цен, которые возросли на 21.8%. В результате этого также впервые несколько

повысилась степень монетизации ВВП, т. е. насыщенность экономики деньгами,

что одновременно может рассматриваться как снижение скорости обращения

денег (отношения ВВП к объему среднегодовой денежной массы): в 1995 г. она

составлена 10.4, а в 1996 г. – 8.7. Постоянное увеличение денежного

предложения (в 1998 г. - прирост на 21.0%) при одновременном дальнейшем

снижении величины ВВП имело своим следствием некоторое повышение значения

коэффициента монетизации экономики - в 1998 -г. при оценке денежной массы

по состоянию на конец года он составил 16.8%. Однако и этот уровень по-

прежнему оставался весьма низким.

Искусственный, "виртуальный" характер стабилизации внутренней и

валютной стоимости российского рубля вытекал из того, что эта стабилизация

не опиралась на реальный экономический рост, на увеличение рыночного

предложения товаров и услуг. Такое положение со всей очевидностью

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты