Налоги с населения: роль, значение и перспективы развития

3. Регулирующая функция. Регулирующая функция налогов реализуется

путем:

- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;

- стимулирования роста производства товаров или сдерживания их,

стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии,

выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого

бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через

систему материальных и финансовых санкций.

4. Контрольная функция. При помощи налогов контролируется

своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и

физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения,

основными из которых являются:

1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и

физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не

допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате

налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство

в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на

основе сравнения экономических потенциалов.

2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое

лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно

применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных

подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок

налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства

физических лиц или места происхождения капитала.

3. Экономическая обоснованность налогов. Налоги и сборы должны иметь

экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

4. Однократность налогообложения - один и тот же объект

налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида

только один раз за определенный законом период налогообложения.

5. Определенность налогообложения. При установлении налогов должны

быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о

налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый

точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен

платить.

6. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности

предприятий и жизнедеятельности граждан.

Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения

физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода,

связанного с размером прожиточного минимума.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов

законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.

7. Простота, доступность и ясность налогообложения. Наиболее простыми

с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой

практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов,

поступающих от налоговой системы.

8. Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты

налогов. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет

налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в

пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения

объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и

отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения

дохода (прибыли).

Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой

политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых

Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об

избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией

этих соглашений.

3. Место и роль налогов с населения в единой налоговой системе

Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание

государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов)

для финансирования государственных расходов на здравоохранение,

образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из

виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным

влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.

Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов

всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным

данным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами

социального характера - более 30%. Это средняя цифра для стран,

сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Однако если

исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с повсеместным

завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на

российскую экономику, по оценкам исследователей, составит 40-45% ВВП.

Изменение соотношения налоговых доходов и ВВП, а также структуры

налоговых поступлений объясняется многочисленными новшествами, вносимыми в

законодательство и нормативные акты, регламентирующие технику

налогообложения. Неустойчивость законодательной и нормативной базы

налогообложения препятствует созданию благоприятного инвестиционного

климата в стране.

На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства

(реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки

по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и др. Важны также

техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской

налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые

исполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения от

налогов.

Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается

на поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равных

условиях) к увеличению сбора налогов в результате расширения

налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает

налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается

из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и

амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки

уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом

цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических

лиц.

В целом в условиях высокой инфляции номинальные объемы налоговых

поступлений в бюджет растут, но возникает задача сохранить их реальную

величину. Со снижением инфляции уменьшается инфляционное завышение базы

налогов (особенно налога на прибыль и НДС).

Хронический недобор налогов стал одной из главных причин

разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса - налоговых

поступлений становилось все меньше и меньше. Это привело к росту

государственного долга (внутреннего и внешнего) и к невозможности

дальнейшего его обслуживания.

Поступление многих налогов существенно зависит от платежно-расчетных

отношений в народном хозяйстве. Рост дебиторской задолженности (взаимных

неплатежей предприятий) приводит к сокращению реализации и прибыли и,

следовательно, к падению реальных налоговых поступлений. Сокращение

дебиторской задолженности ведет к обратному процессу.

Однако сама дебиторская задолженность обесценивается под влиянием

инфляции. Чем выше эта задолженность, тем больше ее абсолютное обесценение

и соответственно меньше реальные налоговые поступления (при том же уровне

инфляции). От размера просроченной дебиторской задолженности существенно

зависят неплатежи предприятий бюджету, поскольку их неплатежеспособность

непосредственно сказывается на платежеспособности кредиторов и

взаимоотношениях последних с бюджетом.

Особенно противоречиво влияние обменного курса рубля. С одной стороны,

до конца 1994 г. налоговые поступления с ростом курса доллара

увеличивались, поскольку тогда взимался налог на прибыль с суммы курсовых

разниц. Кроме того, к изменениям курса доллара предприятия привязывали цены

не только на импортные товары, но и на отечественные. С другой стороны, в

условиях высокой инфляции сокращаются налоговые поступления, так как

экспортеры стараются задерживать зачисления валютной выручки на счета,

чтобы проводить обязательную продажу валюты по более высокому курсу. К тем

же результатам приводит стремление участников рынка проводить взаиморасчеты

в наличной иностранной валюте.

В ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна

имеет развитую правовую систему, мощную, с солидным опытом налоговую

службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В

России, где всего этого нет, масштаб уклонения от налогов оценить

достоверно невозможно. Приблизительную оценку можно сделать, сравнивая

теоретическое налоговое бремя (при добросовестной уплате всех налогов

среднее предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновь созданной

стоимости) с фактическими поступлениями налогов в бюджет (в федеральный -

9,1% официально учтенного ВВП, в консолидированный - 17-20%). Разница в

несколько раз между этими величинами образуется из-за тяжелого

экономического положения предприятий, использования льгот и повсеместного

уклонения от налогов.

Теоретически по мере снижения уровня инфляции спрос экономических

агентов на наиболее ликвидную часть денежной массы - наличные деньги -

должен уменьшаться, что снижает их долю в агрегате М2. Однако анализ, к

примеру, периода 1992-1996 гг. показывает что, несмотря на постепенное

снижение инфляции, доля наличности в агрегате М2 росла. Аналитики объясняют

это тем, что спрос на наличные деньги увеличивается в связи с обслуживанием

ими хозяйственных операций в теневой экономике. Доля неучтенного наличного

оборота в общих платежах в промышленности, по оценкам, составляет не менее

30%, соответственно сокращаются налоговые поступления в бюджет.

4. Пределы налоговой нагрузки

Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная

характеристика объекта налогообложения. Эта база и порядок ее определения

(исчисления) устанавливаются по каждому налогу (сбору). Например,

налогооблагаемая база может рассчитываться на основе стоимостных

характеристик (доход, прибыль, цена реализации, прирост стоимости акций)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты