3. Регулирующая функция. Регулирующая функция налогов реализуется
путем:
- регулирования дохода и прибыли юридических и физических лиц;
- стимулирования роста производства товаров или сдерживания их,
стимулирования инвестиций, проведения мероприятий в области экологии,
выпуска продукции для государственных нужд, деятельности предприятий малого
бизнеса и т.д. Стимулирующее воздействие налогов обеспечивается через
систему материальных и финансовых санкций.
4. Контрольная функция. При помощи налогов контролируется
своевременное поступление части выручки, прибыли и дохода организаций и
физических лиц в бюджет и внебюджетные фонды.
Налоговая система базируется на ряде принципов налогообложения,
основными из которых являются:
1. Всеобщность и равенство налогообложения - каждое юридическое и
физическое лицо должно платить налоги, установленные законодательством. Не
допускается предоставление индивидуальных льгот и привилегий в уплате
налога, не обоснованные с позиции конституционно значимых целей. Равенство
в налогообложении требует учета фактической способности к уплате налога на
основе сравнения экономических потенциалов.
2. Справедливость налогообложения - каждое физическое и юридическое
лицо должно платить налоги в зависимости от получаемой прибыли, дохода.
Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно
применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных
подобных критериев. Не допускается установление дифференцированных ставок
налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства
физических лиц или места происхождения капитала.
3. Экономическая обоснованность налогов. Налоги и сборы должны иметь
экономическое обоснование и не могут быть произвольными.
4. Однократность налогообложения - один и тот же объект
налогообложения у каждого субъекта может быть обложен налогом одного вида
только один раз за определенный законом период налогообложения.
5. Определенность налогообложения. При установлении налогов должны
быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о
налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый
точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен
платить.
6. Нейтральность налогов - налоги не должны вредить деятельности
предприятий и жизнедеятельности граждан.
Данный принцип реализуется в ряде стран в отношении налогообложения
физических лиц, в частности, путем введения не облагаемого налогом дохода,
связанного с размером прожиточного минимума.
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов
законодательства о налогах трактуются в пользу налогоплательщика.
7. Простота, доступность и ясность налогообложения. Наиболее простыми
с точки зрения исчисления считаются прямые налоги. В соответствии с мировой
практикой прямые налоги составляют около 60% общей суммы доходов,
поступающих от налоговой системы.
8. Применение наиболее оптимальных форм, методов и сроков уплаты
налогов. Контроль за правильностью и своевременностью взимания в бюджет
налогов и сборов осуществляется должностными лицами налоговых органов в
пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения
объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и
отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения
дохода (прибыли).
Правительство Российской Федерации участвует в координации налоговой
политики с другими государствами, входящими в Содружество Независимых
Государств, а также заключает международные налоговые соглашения об
избежании (устранении) двойного налогообложения с последующей ратификацией
этих соглашений.
3. Место и роль налогов с населения в единой налоговой системе
Многие видят в налогах лишь фискальный смысл, т.е. взимание
государством с физических и юридических лиц обязательных платежей (налогов)
для финансирования государственных расходов на здравоохранение,
образование, оборону, государственный аппарат и т.п. При этом упускается из
виду, что налоги служат также мощным экономическим регулятором, способным
влиять на все стороны хозяйственной и социальной жизни общества.
Налоговые поступления составляют преобладающую часть доходов бюджетов
всех уровней. Налоговая нагрузка на российскую экономику, по официальным
данным, составляет около 23-24% ВВП, а вместе с внебюджетными фондами
социального характера - более 30%. Это средняя цифра для стран,
сопоставимых с Россией по уровню экономического развития. Однако если
исключить из ВВП виртуальную составляющую, связанную с повсеместным
завышением цен на товары, реализуемые по бартеру, то налоговая нагрузка на
российскую экономику, по оценкам исследователей, составит 40-45% ВВП.
Изменение соотношения налоговых доходов и ВВП, а также структуры
налоговых поступлений объясняется многочисленными новшествами, вносимыми в
законодательство и нормативные акты, регламентирующие технику
налогообложения. Неустойчивость законодательной и нормативной базы
налогообложения препятствует созданию благоприятного инвестиционного
климата в стране.
На величину налоговых поступлений в бюджет влияют объем производства
(реальный объем ВВП), индекс инфляции, дебиторская задолженность, недоимки
по платежам в бюджет, обменный курс национальной валюты и др. Важны также
техника исчисления и методы сбора налогов. Кроме того, в российской
налоговой системе слишком велики налоговые льготы, предоставляемые
исполнительной и законодательной властями, а также масштабы уклонения от
налогов.
Каждый из этих факторов по-своему и нередко противоречиво сказывается
на поступлении налогов. Так, рост производства ведет (при прочих равных
условиях) к увеличению сбора налогов в результате расширения
налогооблагаемой базы. А инфляция как уменьшает, так и увеличивает
налоговые поступления. В условиях инфляции прибыль предприятий завышается
из-за недооценки используемых в производстве материальных ресурсов и
амортизационных отчислений. При отсутствии систематической их переоценки
уменьшается база налога на имущество физических лиц и предприятий. С ростом
цен сокращается реальная величина необлагаемого минимума доходов физических
лиц.
В целом в условиях высокой инфляции номинальные объемы налоговых
поступлений в бюджет растут, но возникает задача сохранить их реальную
величину. Со снижением инфляции уменьшается инфляционное завышение базы
налогов (особенно налога на прибыль и НДС).
Хронический недобор налогов стал одной из главных причин
разразившегося в августе 1998 г. финансового кризиса - налоговых
поступлений становилось все меньше и меньше. Это привело к росту
государственного долга (внутреннего и внешнего) и к невозможности
дальнейшего его обслуживания.
Поступление многих налогов существенно зависит от платежно-расчетных
отношений в народном хозяйстве. Рост дебиторской задолженности (взаимных
неплатежей предприятий) приводит к сокращению реализации и прибыли и,
следовательно, к падению реальных налоговых поступлений. Сокращение
дебиторской задолженности ведет к обратному процессу.
Однако сама дебиторская задолженность обесценивается под влиянием
инфляции. Чем выше эта задолженность, тем больше ее абсолютное обесценение
и соответственно меньше реальные налоговые поступления (при том же уровне
инфляции). От размера просроченной дебиторской задолженности существенно
зависят неплатежи предприятий бюджету, поскольку их неплатежеспособность
непосредственно сказывается на платежеспособности кредиторов и
взаимоотношениях последних с бюджетом.
Особенно противоречиво влияние обменного курса рубля. С одной стороны,
до конца 1994 г. налоговые поступления с ростом курса доллара
увеличивались, поскольку тогда взимался налог на прибыль с суммы курсовых
разниц. Кроме того, к изменениям курса доллара предприятия привязывали цены
не только на импортные товары, но и на отечественные. С другой стороны, в
условиях высокой инфляции сокращаются налоговые поступления, так как
экспортеры стараются задерживать зачисления валютной выручки на счета,
чтобы проводить обязательную продажу валюты по более высокому курсу. К тем
же результатам приводит стремление участников рынка проводить взаиморасчеты
в наличной иностранной валюте.
В ФРГ укрывается от налогообложения до 25% доходов. Однако эта страна
имеет развитую правовую систему, мощную, с солидным опытом налоговую
службу, стабильную социально-экономическую и политическую ситуацию. В
России, где всего этого нет, масштаб уклонения от налогов оценить
достоверно невозможно. Приблизительную оценку можно сделать, сравнивая
теоретическое налоговое бремя (при добросовестной уплате всех налогов
среднее предприятие обязано перечислять в бюджет 46% вновь созданной
стоимости) с фактическими поступлениями налогов в бюджет (в федеральный -
9,1% официально учтенного ВВП, в консолидированный - 17-20%). Разница в
несколько раз между этими величинами образуется из-за тяжелого
экономического положения предприятий, использования льгот и повсеместного
уклонения от налогов.
Теоретически по мере снижения уровня инфляции спрос экономических
агентов на наиболее ликвидную часть денежной массы - наличные деньги -
должен уменьшаться, что снижает их долю в агрегате М2. Однако анализ, к
примеру, периода 1992-1996 гг. показывает что, несмотря на постепенное
снижение инфляции, доля наличности в агрегате М2 росла. Аналитики объясняют
это тем, что спрос на наличные деньги увеличивается в связи с обслуживанием
ими хозяйственных операций в теневой экономике. Доля неучтенного наличного
оборота в общих платежах в промышленности, по оценкам, составляет не менее
30%, соответственно сокращаются налоговые поступления в бюджет.
4. Пределы налоговой нагрузки
Налогооблагаемая база - стоимостная, физическая или иная
характеристика объекта налогообложения. Эта база и порядок ее определения
(исчисления) устанавливаются по каждому налогу (сбору). Например,
налогооблагаемая база может рассчитываться на основе стоимостных
характеристик (доход, прибыль, цена реализации, прирост стоимости акций)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9