или на нестоимостных (объем автомобильного двигателя, площадь земельного
участка, превышение выбросов вредных веществ над предельно допустимыми
нормами). Термин применяется и в обобщенном смысле - как суммарная в
денежном выражении потенциальная основа налогообложения предприятия,
региона или страны в целом.
Если принять во внимание, что инфляция составляла в 1994 г. 203%, в
1995 г. - 141, в 1996 г. - 25, в 1997 г. - около 11%, то виден рост
налоговых доходов по 1997 г. включительно не только в номинальном, но и в
реальном выражении. В условиях экономического спада это свидетельствовало о
постепенном повышении эффективности налоговой системы. С 1998 г. тенденция
изменилась - продолжающийся экономический спад, финансовый кризис и резкое
увеличение инфляции (около 184%) привели к падению сборов налогов. Однако
сохранились позитивные изменения в структуре налогов - за предыдущие годы
выросли доли акцизов, платы за пользование природными ресурсами и налогов
на имущество, которые имеют надежно исчисляемую налогооблагаемую базу, в
отличие от налогов на доходы и прибыль, где есть возможность манипулировать
отчетными данными для уклонения от уплаты.
Налоговые доходы консолидированного бюджета (млн. рублей)
|Н| |1999 г. |2000 г. |2001 г. |
|а| | | | |
|л| | | | |
|о| | | | |
|г| | | | |
|о| | | | |
|в| | | | |
|ы| | | | |
|е| | | | |
|п| | | | |
|о| | | | |
|с| | | | |
|т| | | | |
|у| | | | |
|п| | | | |
|л| | | | |
|е| | | | |
|н| | | | |
|и| | | | |
|я| | | | |
|В| |399499,7 |675039,1 |1115327,7 |
|с| | | | |
|е| | | | |
|г| | | | |
|о| | | | |
|Н| |143722,8 |174869,7 |381778,2 |
|Д| | | | |
|С| | | | |
|А| |87141,1 |119938,4 |188040,4 |
|к| | | | |
|ц| | | | |
|и| | | | |
|з| | | | |
|ы| | | | |
|Н| |36033,4 |63448,5 |172647,1 |
|а| | | | |
|л| | | | |
|о| | | | |
|г| | | | |
|н| | | | |
|а| | | | |
|п| | | | |
|р| | | | |
|и| | | | |
|б| | | | |
|ы| | | | |
|л| | | | |
|ь| | | | |
|П| |25230,8 |23928,1 |19038,2 |
|о| | | | |
|д| | | | |
|о| | | | |
|х| | | | |
|о| | | | |
|д| | | | |
|н| | | | |
|ы| | | | |
|й| | | | |
|н| | | | |
|а| | | | |
|л| | | | |
|о| | | | |
|г| | | | |
|с| | | | |
|ф| | | | |
|и| | | | |
|з| | | | |
|и| | | | |
|ч| | | | |
|е| | | | |
|с| | | | |
|к| | | | |
|и| | | | |
|х| | | | |
|л| | | | |
|и| | | | |
|ц| | | | |
|Н| |1896,3 |1540,9 |1604,1 |
|а| | | | |
|л| | | | |
|о| | | | |
|г| | | | |
|н| | | | |
|а| | | | |
|п| | | | |
|р| | | | |
|и| | | | |
|о| | | | |
|б| | | | |
|р| | | | |
|е| | | | |
|т| | | | |
|е| | | | |
|н| | | | |
|и| | | | |
|е| | | | |
|и| | | | |
|н| | | | |
|.| | | | |
|д| | | | |
|е| | | | |
|н| | | | |
|е| | | | |
|ж| | | | |
|н| | | | |
|ы| | | | |
|х| | | | |
|з| | | | |
|н| | | | |
|а| | | | |
|к| | | | |
|о| | | | |
|в| | | | |
Каждый год, обсуждая госбюджет, законодатели обнаруживают, что его
доходов не хватает для покрытия намечаемых расходов и надо бы увеличить
объем собираемых налогов. С другой стороны, необходимо уменьшить налоговый
пресс - в общественном сознании прочно утвердилось мнение, что налоги
чрезмерны, уровень налогообложения в России близок к предельному для ее
возможностей. Однако его вряд ли удастся понизить, учитывая размах теневой
экономики, низкий уровень монетизации и сложившуюся традицию, когда
уклонение от налогов не только не осуждается в обществе, а даже
приветствуется.
Беда в том, что уровень уже взятых на себя государством обязательств
несовместим с размером государственных доходов. Точно подсчитать социальные
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9