Постатейный анализ себестоимости промышленной продукции

• увеличение процентных ставок по кредитам. Оно значительно повысило

оплату за кредиты коммерческим банкам;

• существенное повышение роли рекламы. Предприятия стали больше средств

расходовать на эти цели.

Структура затрат на каждом предприятии также должна анализироваться

как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо, как уже

отмечалось, для управления издержками на предприятии с целью их

минимизации.

ПЛАНИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

План по себестоимости продукции является одним из важнейших разделов

плана экономического и социального развития предприятия. Планирование

себестоимости продукции на предприятии имеет очень важное значение, так как

позволяет знать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и

реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом

периоде. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

1.Смета затрат на производство продукции (составляется по экономическим

элементам).

2.Себестоимость всей товарной и реализованной продукции.

3.Плановые калькуляции отдельных изделий.

4.Расчет снижения себестоимости товарной продукции по технико-

экономическим факторам.

Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукции

являются:

себестоимость товарной и реализованной продукции; себестоимость единицы

важнейших видов продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции; процент

снижения себестоимости по технико-экономическим факторам; процент снижения

себестоимости сравниваемой продукции.

Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную

себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение

себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией.

Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные.

Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые

выполняются в разовом порядке.

Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на

освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.

Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции,

исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она

составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на

производство.

Методы планирования себестоимости продукции. На практике наибольшее

распространение получили два метода планирования себестоимости продукции:

нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило,

они применяются в тесной взаимосвязи. Сущность нормативного метода

заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются

нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых

ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим

факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным

методом, гак как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым

существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде.

При этом методе учитываются следующие факторы:

1) технические, т.е. внедрение на предприятии в плановом периоде новой

техники и технологии:

2) организационные. Под этими факторами понимается совершенствование

организации производства и труда на предприятии в плановом периоде

(углубление специализации и кооперирования, совершенствование

организационной структуры управления предприятием, внедрение бригадной

формы организации труда.);

3) изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

4) уровень инфляции в плановом периоде.

Индексы себестоимости товарной продукции

Характеристика динамики себестоимости продукции дается при помощи

индексов. При помощи индексов можно дать:

1) характеристику динамики себестоимости единицы продукции;

2) характеристику динамики себестоимости отдельных продуктов.

При анализе себестоимости отдельных видов продукция по сравнению с

планом и в динамике используют индивидуальные индексы.

По данным о себестоимости единицы продукции одного вида можно

определить:

1) относительные показатели ее снижения, предусмотренные

техпромфинпланом;

2) относительные показатели ее фактического снижения;

3) соотношение фактической и плановой себестоимости.

Индекс планового задания по снижению себестоимости одной тонны

продукции:

[pic]

Индекс выполнения плана по снижению себестоимости одной тонны

продукции:

[pic]

Индекс фактического снижения себестоимости в отчетном году по

сравнению с предыдущим годом:

[pic]

Размер экономии или перерасхода средств на добычу одной тонны

продукции определяется как разность отчетной и базисной себестоимости:

[pic]S=Z1-Z0

Общий размер экономии от снижения себестоимости определяется по

формуле:

(`Sф= (Z1-Z0)*q1

При выпуске нескольких видов продукции динамика себестоимости

получается при помощи общих индексов.

Плановое задание по снижению себестоимости характеризует следующий

индекс плана снижения себестоимости:

[pic]

Плановая экономия от снижения себестоимости составляет:

(`Sпл= (Zпл(qпл - (Z0(qпл

Для характеристики фактического снижения себестоимости по сравнению о

планом определяют индекс фактического снижения себестоимости:

[pic]

Экономия средств от снижения фактической себестоимости по сравнению с

плановой себестоимостью:

(Sф =(Z1(q1 - (Zпл(q1

Изменение фактической себестоимости по сравнению с предыдущим годом

характеризуется следующим индексом:

[pic]

Фактическая сумма экономии от снижения себестоимости сравнимой

продукции:

(`Sф =(Z1(q1 - (Z0(q1

Этот индекс характеризует изменение сравнимой продукции. К сравнимой

относится продукция, которая вырабатывалась и в базисном и в отчетном

периоде.

Выполнение плана при изучении себестоимости сравнимой товарной

продукции проверяется путем сопоставления фактически достигнутого процента

снижения себестоимости с процентом, установленным по плану. Но при этом

необходимо установить, насколько фактическая себестоимость всей выпущенной

продукции (сравнимой и не сравниваемой) ниже или выше плановой

себестоимости, то есть установить отклонение фактической себестоимости от

плановой. Кроме того, важно определять абсолютную сумму экономии за счет

снижения себестоимости.

ПОКАЗАТЕЛИ ЗАТРАТ НА РУБЛЬ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ

Для характеристики уровня и динамики себестоимости всей продукции

вычисляют показатель затрат на рубль товарной продукции. Для определения

размера затрат на рубль товарной продукции необходимо сумму затрат на всю

товарную продукцию (полную себестоимость товарной продукции) разделить на

стоимость той те продукции в оптовых ценах предприятия.

Плановый показатель выразится формулой:

Sпл=[pic]

Фактический показатель будет иметь следующий вид:

S1=[pic]

где q1 и qпл - объемы продукции по плану и фактический на отчетный год;

Zпл и Z1 - себестоимость единицы продукции по плану и фактическая за

отчетный год;

Pпл и P1 - оптовая цена предприятия отдельных видов продукции по плану и

фактическая за отчетный год.

Величина затрат на один рубль товарной продукции зависит от следующих

факторов:

1) состава продукции;

2) величины оптовых цен;

3) величины себестоимости единицы продукции. Изменение состава продукции

и оптовых цен на нее не связано непосредственно с изменением уровня

себестоимости продукции. Поэтому при изучении изменения показателя затрат

на рубль товарной продукции влияние этих факторов необходимо устранить. Это

делается следующим образом. Рассчитываются показатели:

1) затраты на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции, исходя

из плановой себестоимости и оптовых цен, принятых в плане:

S`пл=[pic]

2) фактические затраты на рубль фактически выпущенной товарной продукции

в оптовых ценах, принятых в плане:

S`1=[pic]

Отношение S1 к Sпл характеризует соотношение фактической и плановой

себестоимости продукции. Это соотношение и есть индекс, на рубль товарной

продукции:

Iz= [pic]( [pic]

Постатейный анализ себестоимости дает возможность выявить экономию или

перерасход по каждой статье, а также влияние этой экономии (или

перерасхода) на общий процент изменения себестоимости. В отчете по форме 5

предприятия раз в квартал приводят данные с начала года товарной продукции

и затратах на единицу той же продукции по плану. По этим исходным данным

рассчитываются затраты на фактический выпуск товарной продукции по каждой

статье по плановой и фактической себестоимости. Далее устанавливается

плановая и фактическая структура себестоимости в относительных числах,

выявляется по каждой статье экономия или перерасход против плана в

абсолютном выражении и в процентах. И, наконец, устанавливается, как

повлияла экономия (перерасход) по каждой статье затрат:

1) на экономию (перерасход) против плана в абсолютном выражении и в

процентах;

2) на общий процент отклонения фактической себестоимости от плановой.

Расчетная часть постатейного анализа себестоимости

В качестве примера рассмотрим постатейный анализ себестоимости

товарной продукции ПО «Уренгойгазпром», реализованной в 1996 году по ценам

того периода, т.е. до деноминации рубля. За 1996 год ПО «Уренгойгазпром»

было произведено товарной продукции в действующих ценах предприятия

6682094,4 млн. руб. при плане 6623472 млн. руб., реализация продукции в

основной деятельности составила 6688200 млн. руб. Затраты на рубль товарной

продукции составили 0,86 руб., что на 5,5% ниже уровня затрат 1995 года. В

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты