Правовое регулирование государственной службы
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа
студента III курса 1544 гр.
заочного отделения
Буравцова С.А.
Научный руководитель:
Севрюгин В.Е.
ТЮМЕНЬ - 1997
ПЛАН
I. Введение 3 - 6
II. Раздел I 7 - 18
1.1.Понятие государственной службы 7 - 12
1.2.Государственная служба России 13 - 18
в историко-правовом аспекте
III. Раздел II 19 - 31
2.1.Государственная служба республик
в составе Российской Федерации 19 - 24
2.2.Государственная служба областей,
г. Москвы, как субъектов
Российской Федерации 25 - 31
IV. Заключение 32 - 33
V. Приложение 34 - 48
VI. Список источников
и использованной литературы 49 - 51
I. Введение
Развитию законодательства о государственной службе уделяется в
настоящее время особое внимание как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и
происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята
новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась
структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на
региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого
государственного аппарата и государственных служащих. Встала необходимость
повышения эффективности функций государственного аппарата, обеспечения
профессионализма государственных служащих, изучения новых аспектов и
проблем государственной службы в целом. Задача законодателей, ученых,
специалистов усложнена тем, что в советский период специального
законодательства о государственной службе не было, а правовое положение
работников государственного аппарата не отличалось от правового положения
служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и
организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом
законодательстве. Однако, как уже выше излагалось, изменение ситуации
привело к выделению службы в органах государственной власти и управлений -
как особого рода государственной деятельность.
Актуальность данной темы, на наш взгляд, обусловлена тем, что именно
государственный механизм является основным звеном в структуре власти. Этот
механизм приводится в действие людьми, а его функции зависят от кадрового
состава. Следовательно вопросы комплектования организованной деятельности
государственного механизма приобретают одно из первостепенных значений. В
соответствии с принципом федерализма государственная служба в Российской
Федерации разграничивается на федеральную и государственную службу в
субъектах Российской Федерации. В субъектах, таким образом, ДОЛЖНЫ в
соответствии с общими принципами построения государственной службы
выработать самостоятельные подходы к определению региональной
государственной службы. Поэтому, также актуально изучение становления,
комплектования, организации государственной службы на уровне субъектов
Российской Федерации.
Государственная служба, как юридический институт рассматривается в
такой отрасли права, как административное право. Во всех учебниках
Советского периода государственной службе отводилась определенная глава или
раздел. В новых учебных пособиях государственной службе также уделяется
внимание, излагаются новые подходы и принципы построения.[1]
Государственная служба освещалась рядом ученых и в монархической
литературе советского периода. Это такие авторы как Манохин В.М.[2],
Воробьев В.А.[3], Бахрах Д.Н. и ряд других. Новым толчком к изучению
государственной службы стала начавшаяся в стране с 1985 года “перестройка”,
когда постепенно встал вопрос о необходимости принятия Союзного Закона “О
государственной службе”. Появляется ряд научных статей посвященный этой
теме,[4] идет активное обсуждение концепции нового закона и активное
изучение государственной службы как таковой. Этот интерес сохраняется и
сейчас. Еще до принятия Федерального Закона в ряде субъектов Российской
Федерации принимаются собственные законодательные акты, регулирующие эту
сферу. Это, например, Законы о государственной службе республики Саха
(Якутия), принятый 26.03.93 г., республик Башкортостан, принятый 13.10.94
г., Марий Эл, принятый 23.02.95 г. и ряд других. Наконец 05 июля 1995 года
Государственной Думой был принят Федеральный Закон “Об основах
государственной службы в Российской Федерации”, устанавливающий в
соответствии с Конституцией Российской Федерации общие начала построения
государственной службы в субъектах российской Федерации. После его принятия
и подписания Президентом ускорился процесс принятия подобных законов и в
регионах. Были сразу же приняты соответствующие законы в ряде краев и
областей, таких как Свердловской области, Красноярского края и других. В
феврале 1996 года соответствующий Закон был принят и в Тюменской области.
Таким образом, еще в советский период изучалась проблематика
государственной службы, хотя законодательная база этого института
практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования
этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам
государственной службы.
Целью данной работы является. в связи с вышеизложенным, попытка
обобщить и проанализировать ту законодательную базу, которая уже наработана
в ряде субъектов Российской Федерации, выявить слабые и сильные стороны
принятых законов, новое и специфическое по отношению к Федеральному Закону.
В первом разделе работы мы попытаемся раскрыть общее понятие
государственной службы, дать краткую характеристику этого института в его
историческом развитии. Ведь без получения общего представления, на наш
взгляд, затруднительно рассматривать конкретную законодательную базу
государственной службы. Второй раздел работы будет посвящен изучению тех
Законов о государственной службы. Второй раздел работы будет посвящен
изучению тех Законов о государственной службе, которые уже приняты в ряде
республик, краев и областей их сравнению с пояснениями Конституции
Российской Федерации, Федерального Закона, то есть носить практический
характер.
II. Раздел 1.
1.1. Понятие государственной службы
Служба в государственных органах, государственных и общественных
организациях является одним из видов социальной деятельности людей. Служба
государству неразрывно связана с самим государством, его ролью в жизни
общества. Это одна из сторон деятельности государства по организации и
правовому регулированию личного состава государственных органов, других
государственных организаций. Государственная служба прежде всего служение
государству, то есть выполнение по его поручению, за плату от него
определенной деятельности по реализации задач и функций государства в
государственных предприятиях. Закон “Об основах государственной службы в
Российской Федерации” рассматривает государственную службу в более узком
смысле, как деятельность тех служащих, которые составляют “аппарат”, корпус
руководителей, специалистов государственных органов. Такое определение
государственной службы позволяет отграничить государственно-управленческую
деятельность от деятельности специалистов в народном хозяйстве, в социально-
культурной сфере, а также отграничить государственную службу и другие виды
службы. Однако необходимо отметить, что, например, в Федеративной
Республике Германии законодательство различает два вида государственной
службы. Это чиновники государственных органов, деятельность которых
регулируется в особом порядке и наемные работники, которые заключают
договор о службе.[5] Это прежде всего работники государственного сектора
экономики. Таким образом здесь государственная служба рассматривается шире,
как работа не только в государственных органах, но и на предприятиях,
учреждениях и тому подобное. Но внутри этого широкого понимания все равно
различают виды государственной службы, в зависимости от ее специфики.
Специфика деятельности служащего в государственных органах состоит в том,
что он не создает непосредственно материальных ценностей, но обеспечивает
условия для материального производства, у него особый предмет труда,
информация, являющаяся и средством воздействия, которую он собирает,
обрабатывает, хранит, создает. Он воздействует на людей, обслуживает их,
делает это возмездно, то есть за определенное вознаграждение и занимает
должность (имеет собственный статус).[6] В связи с этим можно выделить и
черты самой государственной службы, как правового института.
Государственная служба обязана своим возникновением государству. с
его возникновением и развитием стала развиваться и служба, имея своим
назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях
жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.
Организующая деятельность государства охватывает разнообразные сферы
жизнедеятельности общества, поэтому государственная служба регулируется
нормами не только административного права, но и нормами других отраслей
права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального Закона “Об основах
государственной службы Российской Федерации” определяет, что на
государственных служащих распространяется действие законодательства о труде
с особенностями, предусмотренными настоящим Законом.[7] Таким образом
государственная служба регулируется частично нормами трудового права.
Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не
только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо
устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных
служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них