Правовое регулирование государственной службы

распространяются и социальные гарантии предусмотренные для всего населения.

Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального

права. Таким образом государственная служба является комплексным правовым

институтом и регулируется не только нормами административного права, но и

нормами ряда других отраслей (трудового, финансового, социального и др.).

Усложнение общественных отношений, повышение требований к государству

потребовало необходимость выделения управленческой, организаторской

деятельности, как таковой.

Для выполнения определенных, требующих специальной квалификации

функций общество выделяет относительно устойчивую категорию работников,

занятых этим делом не в качестве общественного, а профессионального

управления.[8]

Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не

производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государству

реализовывать собственные функции и задачи обязывает государство

обеспечивать служащего. Поэтому государственный служащий выполняет

возложенные на него обязанности на возмездной основе. Таким образом чертами

государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной

основе за вознаграждение (то есть возмездно), специально подготовленными

для этого работниками - государственными служащими, урегулированность

нормами целого комплекса отраслей права. Государственная служба является

одной из сторон организационной деятельности государства и содержание ее

составляет практическая реализация функций и задач государства. Исходя из

вышеизложенного под государственной службой следует понимать

профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных

работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и

задач государства (в лице государственных органов). Или как определяет

Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской Федерации”

в статье 2 : “Под государственной службой понимается профессиональная

деятельность по обеспечению исполнением полномочий государственных

органов”.[9]

Государственная служба осуществляется на государственных должностях.

Поэтому должность необходимый элемент государственной службы. Должность -

первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая

в распорядительном порядке.[10] Правовыми актами соответствующего органа

определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение

тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в

штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Таким образом

должность является формализованной социальной позицией, она имеет основное

значение в правовом статусе государственного служащего. Должность

характеризует организационный статус, то есть круг полномочий (прав и

обязанностей), основные формы их осуществления, ответственность за их

исполнение. Итак, государственная должность это часть организационной

структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в

официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с

соответствующей частью компенсации государственного органа, предоставляемой

лицу - государственному служащему в целях ее практического

осуществления.[11] Или как определяет закон о государственной службе,

государственная должность - должность в федеральных органах государственной

власти, органах государственной власти в субъектах России, в иных

государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с

установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий

данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за

исполнение этих обязанностей.[12]

Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который

включает в себя порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть

продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных

разрядов), увольнение со службы.

Государственная служба строится в соответствии с определенными

принципами, то есть с основополагающими началами, определяющими ее

характер. Статья 5 Федерального Закона определяет следующие принципы :

верховенство Конституции и Федеральных Законов над иными нормативными

правовыми актами, должностными инструкциями (принцип законности), приоритет

прав и свобод человека и гражданина и обязанность государственного

служащего соблюдать и защищать их, единство системы государственной власти,

принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную,

равный доступ к службе (то есть в независимости от пола, национальности,

социальной принадлежности, убеждений и так далее), обязательность для

государственных служащих решений вышестоящих органов и руководителей

(централизм), принцип единства основных требований к государственной

службе, профессионализм и гласность в ее осуществлении, ответственность за

принимаемые решения, в непартийность и стабильность кадров государственных

служащих.

1.2. Государственная Служба России

в историко-правовом аспекте.

Государственная Служба России начала складываться по мере становления

самой государственности. В Киевской Руси IX - XI веков отдельные функции

или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли

тиуны и старосты. Причем первоначально категория людей управляющих

княжеским двором была зависима, то есть это были не вальные слуги, а холопы

(рабы). Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих

отраслями княжеского (государственного) хозяйства. Княжескую дружину же

нельзя причислять к государственной службе, так как князь считался в

дружине “первым среди равных” и в данном военном образовании присутствовали

отношения отличающиеся от отношений “службы”.

Активно стала развиваться государственная служба в период образования

Московского централизованного государства с XII по XV века. Именно в этот

период создается централизованный государственный аппарат, совершенно новые

структуры власти в Московском государстве. Основой новой государственности

стала система наместных отношений, когда категория служивых людей (дворян)

получила за свою службу, как военную так и гражданскую земельный надел на

прокорм.[13] Надел давался на срок службы. Служат уже и слуги, получая за

это содержание. К XV веку происходит разное сокращение феодальных

привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых

за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных

дьяков.

Формируется принцип местничества, связывающий возможность занятия

государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью.

Вплоть до XII века продолжают развиваться и укрепляться все эти отношения.

В середине XVI века была сделана первая попытка юридически уравнять вотчину

(феодальное землевладение) с поместьем (служивым землевладением).

Устанавливается единый порядок государственной (военной службы), когда в

независимости от формы землевладения обязывалось выставлять одинаковое

число вооруженных людей. Развивается система приказов, как центральных

органов с жестким подчинением по вертикали и строгое руководство

инструкциями и предположениями по горизонтали.[14] На местах при воеводах

также создаются специальные аппараты управления.

Таким образом к XVII веку в России развилась приказно - воеводская

система управления. Для дворян, иных служивых сословий государственная

служба была обязательна. Основой ее были земельные наделы, личные заслуги,

родовитость. Развивается и законодательство, регламентирующее службу. Это

Судебники 1497 и 1550 годов, Соборное Уложение 1649 года, великокняжеские,

а затем царские указы.

Вошествие на престол в 1682 году молодого Петра - I ознаменовало

развитие и укрепление новой системы государственных органов достаточно

радикальные изменения государственного строя в целом. Для проводимых Петром

- I преобразований он заставляет дворянство служить. Правовой статус

дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714

года, который закреплял наследование поместья только за старшим сыном.

Остальные дети вынуждены были устраиваться на военную или гражданскую

службу и служить за жалование.[15] Логическим продолжением Указа о

единонаследии стал Табель о рангах (1722 г.). Профессиональные качества,

личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по

службе. Табель сформулировал новую систему чинов и должностей.

Устанавливались сроки службы в определенных чинах.[16] С достижением чинов

восьмого класса чиновнику присваивалось звание потомственного дворянина, с

передачей этого звания по наследству, с четырнадцатого по седьмой класс

чиновник получал личное дворянство. Таким образом принцип выслуги подчинял

принцип родовитости. Табель о рангах уравнял военную и гражданскую службу.

Каждому воинскому званию соответствовал гражданский чин, были аналогичны и

принципы продвижения по службе. Подготовка кадров для нового

государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и

академиях в России и за рубежом. Образование и специальная подготовка

становятся важнейшими докторами определения квалификации чиновника.

Государственная служба носит централизованный характер и единообразие в

масштабах всей страны. Служба регулируется уже специальными

законодательными актами : Генеральным регламентом (1720 г.), семь

регламентов для различных коллегий, определяющих общую структуру, статус и

направление деятельности отдельных государственных учреждений, Устав

воинский. Кроме того служба регулировалась манифестами, указами царя, а

затем императора.

Во второй половине XVIII века, при Екатерине - II система золоченная

Петром - I продолжает совершенствоваться. Проводится губернская реформа и

ряд реформ государственных органов. Важнейшими актами стали Манифест Петра

III “О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству” (1762

г.) и подобный указ о дворянских вольностях самой Екатерины - II. Ими

дворянство освобождалось от обязательной военной и гражданской службы.

Таким образом, после Петра - I идет постепенное ослабление, а затем отмена

обязательности государственной службы для основного служивого сословия -

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты