оснований отставки предоставляет государственным служащим, на наш взгляд,
дополнительные гарантии от неправомерного увольнения. В целом же
законодательство республик содержит те же процедуры прохождения службы что
и в Федеральном Законе.
Рассматриваемые законы предусматривают и создание специальных органов
на уровне субъектов федерации по делам о государственной службе. В
Татарстане это Департамент по делам государственных служащих, в республики
Марий Эл - управление, в Якутии это кадровое управление администрации
Президента республики и так далее. Подводя итог. необходимо отметить, что
законы республик контрастируют с актами соответствующего характера краев и
областей. Некоторые законы являются по сути актами суверенных государств
(Татарстан; Якутия). В них нет ссылок на Конституцию Российской Федерации и
Федеральные Законы, а ряд положений не соответствуют Конституции Российской
Федерации и Федеральному Закону “Об основах государственной службы в
Российской Федерации”.
2.2. Государственная служба областей, г. Москвы как субъектов
Российской Федерации.
Рассматривая законы областей России и Временное Положение г. Москвы
необходимо отметить, что все они принимались в разное время, отсюда их
некоторые содержательные отличия. Так закон Воронежа и Временное Положение
г. Москвы были приняты до Федерального Закона “О государственной службе”,
поэтому, например, они не содержат в себе определения категорий
государственных должностей. Кроме этого закон Воронежа призван регулировать
не только государственную службу, но и службу в органах местного
самоуправления, хотя Конституция России не относит данные органы к системе
органов государственной власти и данная служба должна регулироваться
самостоятельным областным законом. Закон Свердловской области принят сразу
же после Федерального, поэтому в нем нашли отражение практически полностью
положения Федерального Закона, есть и своя специфика. Проект закона
Читинской области отличается от всех предыдущих, в том числе
республиканских. Данный законопроект пытается более детально
регламентировать государственную службу и это является особенностью этого
региона в определении подходов к государственной службе. На наш взгляд
такие подходы к концепции закона сложились в результате влияния института
регионального законодательства Иркутской области и в частности
разработанного ими модельного кодекса областной (краевой) государственной
службы.[29] Таким образом предпринята попытка объединить воедино правовые
нормы, регулирующие государственную службу и создать целостный нормативный
правовой акт.
В первых главах во всех рассматриваемых правовых актах отражены общие
положения государственной службы, даны понятия службы, государственной
должности, определены принципы построения государственной службы,
законодательное регулирование и тому подобное в рамках Федерального Закона.
В отличие от республиканских законов, областные обязательно содержат ссылки
на Конституцию России и Федеральное законодательство. В этом их отличие.
Областные законы (кроме принятых ранее) содержат и соответствующую
классификацию государственных должностей по категориям “А”, “Б”, “В”, чего
не содержат республиканские законы.
В рамках Федерального Закона отражены и основные права, обязанности,
гарантии для государственных служащих. Все законы признают за
государственным служащим право на ознакомление с документами, определяющими
его права и обязанности, на запрос в установленном порядке информации,
право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы и
так далее. Также отражены и ограничения, связанные с государственной
службой. Это запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме
научной, преподавательской, иной творческой, быть депутатом областного,
муниципального уровней, заниматься предпринимательством, принимать участие
в забастовках и так далее. Более шире в законах областей и положении г.
Москвы отражены социальные льготы для государственных служащих (см.
Приложение 2). так во временном Положении г. Москвы государственным
служащим гарантируется в пункте 18 бесплатный проезд на городском
транспорте, 50 % скидка в оплате жилищных услуг, семье гарантируется
возмещение расходов на погребение служащего, вышедшего на пенсию за счет
городского бюджета.[30]
В законах и Положении содержаться гарантии по обеспечению
государственных служащих жильем. Так в статье 31 Свердловского закона, в
пункте 2 указывается, что в установленном федеральным или областным законом
порядке государственному служащему предоставляется отдельная квартира
(жилой дом), либо беспроцентная ссуда на индивидуальное или кооперативное
строительство, либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и с погашением
70 % ее за счет областного бюджета.[31] Особо необходимо отметить
законопроект Читинской области, который в главе 3 регулирует правовой
статус и ряд гарантий для государственных должностей. категории “А” (см.
Приложение 2). Так,
статья 9 устанавливает для указанных должностных лиц отпуск
продолжительностью 36 рабочих дней и дополнительный отпуск 12 рабочих дней.
В других же законах, в том числе республик, дополнительный отпуск
устанавливается от стажа государственной службы. Закон Свердловской области
в статье 33 устанавливает дополнительный отпуск в 5 дней служащим, имеющим
стаж от 5 до 10 лет службы, 10 дней - от 10 до 15 лет службы и 15 дней
после 15 лет службы.[32]
В соответствии с Федеральным Законом регулируется и прохождение
государственной службы. Везде оговаривается прядок поступления и нахождения
на государственной службе, как способ замещения вакантных государственных
должностей предусматривается конкурс, для вновь поступивших -
испытательный срок, а также аттестация, основания для увольнения и тому
подобное. В отличие от республиканских законов. отставка предусматривается
только в связи с достижением пенсионного возраста. Только закон
Свердловской области дает еще одно основание в статье 27, это личное
желание государственного служащего, однако не указывает в связи с чем
служащий может уйти в отставку по личному желанию.[33]
Законами областей и г. Москвы предусматривается создание специальных
органов по вопросам государственной службы, в виде управлений по вопросам
государственной службы. Основная их задача это координация деятельности по
реализации задач поставленных федеральным и областными законами и других
вопросов государственной службы.
В отличие от республиканских законов областные, как и федеральный,
предусматривают переходные положения (см. Приложение 2). Основная их задача
обеспечить плавный переход к новой системе государственной службы. Так
статья 39 Воронежского закона в пункте 2 предусматривает запрет увольнения
в течение 2 лет, с момента вступления в силу закона, лиц, профессиональный
уровень которых не соответствует требованиям законодательства о
государственной службе и обязывает соответствующие государственные органы
принять меры переподготовке и повышению квалификации государственных
служащих.[34] В действительности необходимо отметить, что с принятием
Федерального Закона, требующего обязательное профессиональное образование
по специальности “государственное управление” или равноценное с ним
образование (статья 6 пункт 4), перед государственными органами встает
проблема достаточно массовой переквалификации работников аппаратов, так как
большинство из них не имеет специального образования и образования, которое
может быть признано равноценным.
В отличие от остальных законов и Положений, как уже отмечалось выше,
законопроект Читинской области имеет ряд дополнительных глав (см.
Приложение 2). Эти главы более детально, по сравнению с остальными
законами, регламентируют особенности обеспечения деятельности
государственных служащих. Так статья 23 главы 5 проекта гласит, что
гарантии для государственных служащих устанавливаются в целях обеспечения
профессионализма и авторитета областной государственной службы. Статья 26
устанавливает конкретные размеры надбавок к должностному окладу за классный
чин, что в других законах отсутствует. так служащему, имеющему третий класс
выплачивается 25 % от должностного оклада, для второго класса - 50 %, для
третьего - 75 % от установленного должностного оклада. Эта же статья
устанавливает размеры надбавок за особые условия службы, за выслугу лет (до
40 % от установленного оклада).[35] Также конкретно определены размеры
премий за квартал, за выполнение специальных заданий единовременной,
статьей 27 законопроекта. Статья 35 устанавливает размер ежемесячной
доплаты к государственной пенсии государственным служащим при наличии 12,5
лет стажа службы у мужчин и 10 лет стажа у женщин. Таким образом мы видим.
что указанный законопроект, по сравнению со всеми рассмотренными выше более
детально пытается конкретизировать положение Федерального Закона о
государственной службе. В том же русле изложена и глава 6 законопроекта
Читинской области (см. Приложение 2) и главы 8. Так, глава 8 регламентирует
порядок разрешения споров, проведение служебного расследования, в связи с
прекращением государственной службы. Статья 57 определяет служебное
расследование как комплекс мер, принимаемых уполномоченным областным
государственным органом с целью установления и проверки фактов нарушения
законодательства об областной государственной службе.[36]
В законопроекте также, в отличие от всех других, статья 47 регулирует
Резерв областной государственной службы. Резерв определяется как перечень
лиц состоящих в резерве областной государственной службы и при прочих
равных условиях, дающих преимущественное право при поступлении на
государственную службу. В него входят служащие, уволенные в связи с
ликвидацией государственного органа, служащие категорий “А” и “Б”. Срок
пребывания в резерве ограничивается одним годом. В связи с вышеизложенным
можно заключить, что проект закона Читинской области имеет ряд о отличий от
других законов в концептуальном и содержательном плане.
В заключении необходимо отметить то, что в законе Воронежской области
в качестве приложения принят и Реестр государственных должностей, чего не
содержат другие законы (см. Приложение 3). Однако принятый Реестр далек от
совершенства. Статья 1 Федерального Закона в пункте 3 определяет, что
Реестр государственных должностей государственной службы включает должности
категорий “Б” и “В” классифицированные по группам. К Реестру должен
прилагаться перечень специализаций должностей, квалифицированные требования
к лицам их замещающим.[37] Это в Законе Воронежа отсутствует, хотя и
является попыткой создания подобного документа.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что законы республик имеют
отличия от законов областей, ряд положений их противоречат Конституции
России и Федеральным Законам. Это законы подчеркивающие суверенитет этих
республик, хотя основные институты изложены в общепринятом русле. Законы
областей приняты в рамках Конституции и Федерального Законодательства. Все
они в достаточной мере выполняют сои задачи по конкретизации и детализации
основ государственной службы, принятых на Федеральном уровне. Безусловно в
будущем законы о государственной службе субъектов и в целом
законодательство будет все более и более совершенствоваться.
VI. Заключение.
Государственная служба тесно связана с государством. Из
вышеизложенного следует, что это самостоятельный вид трудовой деятельности,
которую осуществляют люди (государственные служащие). Эта деятельность
осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий,
возложенных на органы государства.
Государственная служба в России имеет богатую историю своего развития
и становления. Вехами этого процесса являются становление Московского
государства с XII по XV века, образование Российской империи в XVIII веке и
деятельность Петра I, дальнейшее совершенствование в течение XIX - XX
веков. В Советский период государственная служба, как правовой институт
продолжала существовать, однако, его развитию уделялось недостаточное
внимание.
Изменения в нашем обществе заставили вернуться к прежнему пониманию
государственной службы. В июле 1995 года принимается закон, устанавливающий
основы государственной службы. Но уже до его принятия в субъектах России
были приняты свои законы. Вторая волна их принятия началась уже на базе
Федерального Закона. Поэтому в законах имеются ряд отличий. Законы
республик также отличаются тем, что содержат ряд существенных
несоответствий с Конституцией, Федеральными Законами. В законах о
государственной службе областей напротив подтверждается единство системы
органов государственной власти в Российской Федерации. Но общее во всех
законах то, что они в целом полностью охватывают государственную службу с
ее понятиями, процессуальными процедурами, определением правового положения
государственных служащих.
VI. Список источников и использованной литературы.
I. Источники.
1. Конституция Российской Федерации - : М , Юридическая литература , 1993.
2. Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской
Федерации” от 31.07.95 г. № 119 - ФЗ.
3. Закон республики Башкортостан “О государственной службе в республике
Башкортостан” от 13.10.94 г. № ВС - 25/28.
4. Закон республики Бурятия “О государственной службе” от 12.04.94 г. №
435-XII.
5. Закон республики Марий Эл “О государственной службе в республике Марий
Эл” от 23.02.95 г. № 194-III.
6. Закон республики Татарстан “О государственной службе” от 08.02.94 г. №
2101 - XII.
7. Закон республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26.03.93 г.
№ 1418-XII.
8. Закон Воронежской области “О государственной и муниципальной службе
Воронежской области” от 01.02.95 г. № 10-З.
9. Временное Положение о государственной службе г. Москвы. Приложение к
распоряжению Мэра Москвы от 28.04.95 г. № 222 РМ.
10. Областной Закон “О государственной службе Свердловской области” от
18.10.95 г. № 26-ОЗ. Ведомости Свердловской Областной Думы. Выпуск 10.
с. 80-106.
11. Проект Закона Читинской области “О государственной службе Читинской
области” . (Внесен Комитетом по вопросом законодательных предположений).
12. Модельный Кодекс областной (краевой) государственной службы. Иркутск,
1995г. Восточно-Сибирское книжное издательство.
1. 2. Использованная литература.
2. Воробьев В.А. Советская государственная служба .- Ростов: Изд-во
Ростовский университет, 1986.
3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России.
- М.: Высшая школа, 1983.
4. Лазарев Б.М. Государственная служба. - М: Ин-т гос-ва и права АН,1993.
5. Манохин В.М. Советская государственная служба - М: Юридическая
литература, 1966.
6. Государственная служба основных капиталистических стран. - М: Наука,
1977.
7. Российское законодательство X-XX веков. - М: Юридическая литература, т.
2, 1985; т. 4, 1986; т. 6, 1988.
8. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. - Тюмень: Тюменская
Высшая школа МВД РФ, ТюмГУ, 1994.
9. Служба в государственных и общественных организациях: Мехвуз. Сборник
научных трудов. Ответ. ред. Бахрах Д.Н. - Свердловск: Свердловский
юридический институт им. Р.А. Гуденко, 1988.
3. Периодические издания.
1. Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Сов. гос-
во и право. - 1991, № 12 - с. 90-98.
2. Розембаум Ю. О государственной службе в СССР. Проблемы теории и
практики управления. - 1990, № 5, с. 99-103.
-----------------------
[1] Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: Бек, 1993
Севрюгин В.И. Проблемы административного права. - Тюмень, 1994
Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.:
ТОО Теис, 1994
[2] Манохин В.М. Советская государственная служба. - М.: Юрид. лит-ра.
1966. - с. - 105
[3] Воробьев В.А. Советская государственная служба. - М.
[4] Служба в государственных и общественных организациях. Мехквуз - сборник
науч. трудов. под ред. Бахрах Д.Н. и др. - Свердловск, Манохин В.М.
Концепция закона о государственной службе. Советское гос-во и право. -
1991. № 12. с. - 90 - 98.
[5] Государственная служба основных капиталистических стран. - М. Наука,
1977. с. - 250.
[6] Служба в гос. и обществ. организациях. под ред. Бахрах Д.П. -
Свердловск. Изд-во Свердл. юр. инс-т, 1986, с. - 4
[7] Федеральный Закон Российской Федерации “Об основах государственной
службы Российской Федерации” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ
[8] Воробьев В.А. Сов. гос. служба. - М. 1986. с. - 7
[9] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ
[10] Служба в гос. и обществ. организациях ... с. - 4
[11] Манохин В.М. Советская государственная служба. - М.: юридическая
литература, 1966, с. - 72
[12] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ,
статья 1.
[13] Российское законодательство X - XX вв. - М. Юр. лит-ра, т. 2, с. 25
[14] Российское законодательство X - XX вв. - М.: Юр. лит. т.2.с. - 21
[15] Российское законодательство X - XX вв. ... т. 4 с. 290 - 295
[16] Российское законодательство X - XX вв.... т. 4 с. 66 - 67
[17] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной
России. - М.: Высшая школа. с. 141, 195
[18] Лазарев Б.М. Государственная служба. - М., из-во ин-т гос. и права.
РАН. 1993. с. - 8
[19] Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.
[20] Закон республики Марий Эл “О государственной службе в республике Марий
Эл” от. 23.02.95 г. № 194-III
[21] Конституция Российской Федерации...
[22] Закон республики Бурятии “О государственной службе” от 12.04.94 г. №
435 -XII
[23] Закон республики Татарстан “О государственной службе” от 08.02.94 г. №
2101 - XII
[24] Федеральный Закон “Об основах гос. службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ
[25] Закон республики Саха (Якутия). “О государственной службе” от 26.03.93
г. № 4418-XII
[26] Закон республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26.03.93
г. № 4418-XII
[27] ФЗ “Об основах гос. службы РФ” ...
[28] Закон республики Башкортостан ...
[29] Модельный Кодекс областной (краевой) гос. службы. - Иркутск. Вост.
Сиб. кн. изд-во. 1995
[30] Временное положение о государственной службе г. Москвы. приложение к
распоряжению Мэра Москвы от 28.04.95 г. № 222-РМ.
[31] Областной Закон “О государственной службе Свердловской области” от
18.10.95 г. № 26-ОЗ. Ведомости Свердловской Обл. Думы. Вып. 10.
[32] Там же
[33] Обл. Закон “О гос. службе Свердловской области”. Ведомости Свердл.
обл. Думы. Вып. 10 (ноябрь 1995), с. - 80-106
[34] Закон Воронежской области “О государственной и муниципальной службе
Воронежской области” от 01.02.95 г. № 10-З
[35] Проект закона Читинской области “О государственной службе Читинской
области” (внесен комитетом по вопросам законодательных предположений).
[36] Проект Закона Читинской области “О гос. службе Читинской области...
[37] ФЗ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ