Правовое регулирование государственной службы

оснований отставки предоставляет государственным служащим, на наш взгляд,

дополнительные гарантии от неправомерного увольнения. В целом же

законодательство республик содержит те же процедуры прохождения службы что

и в Федеральном Законе.

Рассматриваемые законы предусматривают и создание специальных органов

на уровне субъектов федерации по делам о государственной службе. В

Татарстане это Департамент по делам государственных служащих, в республики

Марий Эл - управление, в Якутии это кадровое управление администрации

Президента республики и так далее. Подводя итог. необходимо отметить, что

законы республик контрастируют с актами соответствующего характера краев и

областей. Некоторые законы являются по сути актами суверенных государств

(Татарстан; Якутия). В них нет ссылок на Конституцию Российской Федерации и

Федеральные Законы, а ряд положений не соответствуют Конституции Российской

Федерации и Федеральному Закону “Об основах государственной службы в

Российской Федерации”.

2.2. Государственная служба областей, г. Москвы как субъектов

Российской Федерации.

Рассматривая законы областей России и Временное Положение г. Москвы

необходимо отметить, что все они принимались в разное время, отсюда их

некоторые содержательные отличия. Так закон Воронежа и Временное Положение

г. Москвы были приняты до Федерального Закона “О государственной службе”,

поэтому, например, они не содержат в себе определения категорий

государственных должностей. Кроме этого закон Воронежа призван регулировать

не только государственную службу, но и службу в органах местного

самоуправления, хотя Конституция России не относит данные органы к системе

органов государственной власти и данная служба должна регулироваться

самостоятельным областным законом. Закон Свердловской области принят сразу

же после Федерального, поэтому в нем нашли отражение практически полностью

положения Федерального Закона, есть и своя специфика. Проект закона

Читинской области отличается от всех предыдущих, в том числе

республиканских. Данный законопроект пытается более детально

регламентировать государственную службу и это является особенностью этого

региона в определении подходов к государственной службе. На наш взгляд

такие подходы к концепции закона сложились в результате влияния института

регионального законодательства Иркутской области и в частности

разработанного ими модельного кодекса областной (краевой) государственной

службы.[29] Таким образом предпринята попытка объединить воедино правовые

нормы, регулирующие государственную службу и создать целостный нормативный

правовой акт.

В первых главах во всех рассматриваемых правовых актах отражены общие

положения государственной службы, даны понятия службы, государственной

должности, определены принципы построения государственной службы,

законодательное регулирование и тому подобное в рамках Федерального Закона.

В отличие от республиканских законов, областные обязательно содержат ссылки

на Конституцию России и Федеральное законодательство. В этом их отличие.

Областные законы (кроме принятых ранее) содержат и соответствующую

классификацию государственных должностей по категориям “А”, “Б”, “В”, чего

не содержат республиканские законы.

В рамках Федерального Закона отражены и основные права, обязанности,

гарантии для государственных служащих. Все законы признают за

государственным служащим право на ознакомление с документами, определяющими

его права и обязанности, на запрос в установленном порядке информации,

право на внесение предложений по совершенствованию государственной службы и

так далее. Также отражены и ограничения, связанные с государственной

службой. Это запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме

научной, преподавательской, иной творческой, быть депутатом областного,

муниципального уровней, заниматься предпринимательством, принимать участие

в забастовках и так далее. Более шире в законах областей и положении г.

Москвы отражены социальные льготы для государственных служащих (см.

Приложение 2). так во временном Положении г. Москвы государственным

служащим гарантируется в пункте 18 бесплатный проезд на городском

транспорте, 50 % скидка в оплате жилищных услуг, семье гарантируется

возмещение расходов на погребение служащего, вышедшего на пенсию за счет

городского бюджета.[30]

В законах и Положении содержаться гарантии по обеспечению

государственных служащих жильем. Так в статье 31 Свердловского закона, в

пункте 2 указывается, что в установленном федеральным или областным законом

порядке государственному служащему предоставляется отдельная квартира

(жилой дом), либо беспроцентная ссуда на индивидуальное или кооперативное

строительство, либо на покупку жилья с рассрочкой на 20 лет и с погашением

70 % ее за счет областного бюджета.[31] Особо необходимо отметить

законопроект Читинской области, который в главе 3 регулирует правовой

статус и ряд гарантий для государственных должностей. категории “А” (см.

Приложение 2). Так,

статья 9 устанавливает для указанных должностных лиц отпуск

продолжительностью 36 рабочих дней и дополнительный отпуск 12 рабочих дней.

В других же законах, в том числе республик, дополнительный отпуск

устанавливается от стажа государственной службы. Закон Свердловской области

в статье 33 устанавливает дополнительный отпуск в 5 дней служащим, имеющим

стаж от 5 до 10 лет службы, 10 дней - от 10 до 15 лет службы и 15 дней

после 15 лет службы.[32]

В соответствии с Федеральным Законом регулируется и прохождение

государственной службы. Везде оговаривается прядок поступления и нахождения

на государственной службе, как способ замещения вакантных государственных

должностей предусматривается конкурс, для вновь поступивших -

испытательный срок, а также аттестация, основания для увольнения и тому

подобное. В отличие от республиканских законов. отставка предусматривается

только в связи с достижением пенсионного возраста. Только закон

Свердловской области дает еще одно основание в статье 27, это личное

желание государственного служащего, однако не указывает в связи с чем

служащий может уйти в отставку по личному желанию.[33]

Законами областей и г. Москвы предусматривается создание специальных

органов по вопросам государственной службы, в виде управлений по вопросам

государственной службы. Основная их задача это координация деятельности по

реализации задач поставленных федеральным и областными законами и других

вопросов государственной службы.

В отличие от республиканских законов областные, как и федеральный,

предусматривают переходные положения (см. Приложение 2). Основная их задача

обеспечить плавный переход к новой системе государственной службы. Так

статья 39 Воронежского закона в пункте 2 предусматривает запрет увольнения

в течение 2 лет, с момента вступления в силу закона, лиц, профессиональный

уровень которых не соответствует требованиям законодательства о

государственной службе и обязывает соответствующие государственные органы

принять меры переподготовке и повышению квалификации государственных

служащих.[34] В действительности необходимо отметить, что с принятием

Федерального Закона, требующего обязательное профессиональное образование

по специальности “государственное управление” или равноценное с ним

образование (статья 6 пункт 4), перед государственными органами встает

проблема достаточно массовой переквалификации работников аппаратов, так как

большинство из них не имеет специального образования и образования, которое

может быть признано равноценным.

В отличие от остальных законов и Положений, как уже отмечалось выше,

законопроект Читинской области имеет ряд дополнительных глав (см.

Приложение 2). Эти главы более детально, по сравнению с остальными

законами, регламентируют особенности обеспечения деятельности

государственных служащих. Так статья 23 главы 5 проекта гласит, что

гарантии для государственных служащих устанавливаются в целях обеспечения

профессионализма и авторитета областной государственной службы. Статья 26

устанавливает конкретные размеры надбавок к должностному окладу за классный

чин, что в других законах отсутствует. так служащему, имеющему третий класс

выплачивается 25 % от должностного оклада, для второго класса - 50 %, для

третьего - 75 % от установленного должностного оклада. Эта же статья

устанавливает размеры надбавок за особые условия службы, за выслугу лет (до

40 % от установленного оклада).[35] Также конкретно определены размеры

премий за квартал, за выполнение специальных заданий единовременной,

статьей 27 законопроекта. Статья 35 устанавливает размер ежемесячной

доплаты к государственной пенсии государственным служащим при наличии 12,5

лет стажа службы у мужчин и 10 лет стажа у женщин. Таким образом мы видим.

что указанный законопроект, по сравнению со всеми рассмотренными выше более

детально пытается конкретизировать положение Федерального Закона о

государственной службе. В том же русле изложена и глава 6 законопроекта

Читинской области (см. Приложение 2) и главы 8. Так, глава 8 регламентирует

порядок разрешения споров, проведение служебного расследования, в связи с

прекращением государственной службы. Статья 57 определяет служебное

расследование как комплекс мер, принимаемых уполномоченным областным

государственным органом с целью установления и проверки фактов нарушения

законодательства об областной государственной службе.[36]

В законопроекте также, в отличие от всех других, статья 47 регулирует

Резерв областной государственной службы. Резерв определяется как перечень

лиц состоящих в резерве областной государственной службы и при прочих

равных условиях, дающих преимущественное право при поступлении на

государственную службу. В него входят служащие, уволенные в связи с

ликвидацией государственного органа, служащие категорий “А” и “Б”. Срок

пребывания в резерве ограничивается одним годом. В связи с вышеизложенным

можно заключить, что проект закона Читинской области имеет ряд о отличий от

других законов в концептуальном и содержательном плане.

В заключении необходимо отметить то, что в законе Воронежской области

в качестве приложения принят и Реестр государственных должностей, чего не

содержат другие законы (см. Приложение 3). Однако принятый Реестр далек от

совершенства. Статья 1 Федерального Закона в пункте 3 определяет, что

Реестр государственных должностей государственной службы включает должности

категорий “Б” и “В” классифицированные по группам. К Реестру должен

прилагаться перечень специализаций должностей, квалифицированные требования

к лицам их замещающим.[37] Это в Законе Воронежа отсутствует, хотя и

является попыткой создания подобного документа.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что законы республик имеют

отличия от законов областей, ряд положений их противоречат Конституции

России и Федеральным Законам. Это законы подчеркивающие суверенитет этих

республик, хотя основные институты изложены в общепринятом русле. Законы

областей приняты в рамках Конституции и Федерального Законодательства. Все

они в достаточной мере выполняют сои задачи по конкретизации и детализации

основ государственной службы, принятых на Федеральном уровне. Безусловно в

будущем законы о государственной службе субъектов и в целом

законодательство будет все более и более совершенствоваться.

VI. Заключение.

Государственная служба тесно связана с государством. Из

вышеизложенного следует, что это самостоятельный вид трудовой деятельности,

которую осуществляют люди (государственные служащие). Эта деятельность

осуществляется профессионально и призвана обеспечить исполнение полномочий,

возложенных на органы государства.

Государственная служба в России имеет богатую историю своего развития

и становления. Вехами этого процесса являются становление Московского

государства с XII по XV века, образование Российской империи в XVIII веке и

деятельность Петра I, дальнейшее совершенствование в течение XIX - XX

веков. В Советский период государственная служба, как правовой институт

продолжала существовать, однако, его развитию уделялось недостаточное

внимание.

Изменения в нашем обществе заставили вернуться к прежнему пониманию

государственной службы. В июле 1995 года принимается закон, устанавливающий

основы государственной службы. Но уже до его принятия в субъектах России

были приняты свои законы. Вторая волна их принятия началась уже на базе

Федерального Закона. Поэтому в законах имеются ряд отличий. Законы

республик также отличаются тем, что содержат ряд существенных

несоответствий с Конституцией, Федеральными Законами. В законах о

государственной службе областей напротив подтверждается единство системы

органов государственной власти в Российской Федерации. Но общее во всех

законах то, что они в целом полностью охватывают государственную службу с

ее понятиями, процессуальными процедурами, определением правового положения

государственных служащих.

VI. Список источников и использованной литературы.

I. Источники.

1. Конституция Российской Федерации - : М , Юридическая литература , 1993.

2. Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской

Федерации” от 31.07.95 г. № 119 - ФЗ.

3. Закон республики Башкортостан “О государственной службе в республике

Башкортостан” от 13.10.94 г. № ВС - 25/28.

4. Закон республики Бурятия “О государственной службе” от 12.04.94 г. №

435-XII.

5. Закон республики Марий Эл “О государственной службе в республике Марий

Эл” от 23.02.95 г. № 194-III.

6. Закон республики Татарстан “О государственной службе” от 08.02.94 г. №

2101 - XII.

7. Закон республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26.03.93 г.

№ 1418-XII.

8. Закон Воронежской области “О государственной и муниципальной службе

Воронежской области” от 01.02.95 г. № 10-З.

9. Временное Положение о государственной службе г. Москвы. Приложение к

распоряжению Мэра Москвы от 28.04.95 г. № 222 РМ.

10. Областной Закон “О государственной службе Свердловской области” от

18.10.95 г. № 26-ОЗ. Ведомости Свердловской Областной Думы. Выпуск 10.

с. 80-106.

11. Проект Закона Читинской области “О государственной службе Читинской

области” . (Внесен Комитетом по вопросом законодательных предположений).

12. Модельный Кодекс областной (краевой) государственной службы. Иркутск,

1995г. Восточно-Сибирское книжное издательство.

1. 2. Использованная литература.

2. Воробьев В.А. Советская государственная служба .- Ростов: Изд-во

Ростовский университет, 1986.

3. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России.

- М.: Высшая школа, 1983.

4. Лазарев Б.М. Государственная служба. - М: Ин-т гос-ва и права АН,1993.

5. Манохин В.М. Советская государственная служба - М: Юридическая

литература, 1966.

6. Государственная служба основных капиталистических стран. - М: Наука,

1977.

7. Российское законодательство X-XX веков. - М: Юридическая литература, т.

2, 1985; т. 4, 1986; т. 6, 1988.

8. Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. - Тюмень: Тюменская

Высшая школа МВД РФ, ТюмГУ, 1994.

9. Служба в государственных и общественных организациях: Мехвуз. Сборник

научных трудов. Ответ. ред. Бахрах Д.Н. - Свердловск: Свердловский

юридический институт им. Р.А. Гуденко, 1988.

3. Периодические издания.

1. Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Сов. гос-

во и право. - 1991, № 12 - с. 90-98.

2. Розембаум Ю. О государственной службе в СССР. Проблемы теории и

практики управления. - 1990, № 5, с. 99-103.

-----------------------

[1] Бахрах Д.Н. Административное право. - М.: Бек, 1993

Севрюгин В.И. Проблемы административного права. - Тюмень, 1994

Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. - М.:

ТОО Теис, 1994

[2] Манохин В.М. Советская государственная служба. - М.: Юрид. лит-ра.

1966. - с. - 105

[3] Воробьев В.А. Советская государственная служба. - М.

[4] Служба в государственных и общественных организациях. Мехквуз - сборник

науч. трудов. под ред. Бахрах Д.Н. и др. - Свердловск, Манохин В.М.

Концепция закона о государственной службе. Советское гос-во и право. -

1991. № 12. с. - 90 - 98.

[5] Государственная служба основных капиталистических стран. - М. Наука,

1977. с. - 250.

[6] Служба в гос. и обществ. организациях. под ред. Бахрах Д.П. -

Свердловск. Изд-во Свердл. юр. инс-т, 1986, с. - 4

[7] Федеральный Закон Российской Федерации “Об основах государственной

службы Российской Федерации” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

[8] Воробьев В.А. Сов. гос. служба. - М. 1986. с. - 7

[9] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

[10] Служба в гос. и обществ. организациях ... с. - 4

[11] Манохин В.М. Советская государственная служба. - М.: юридическая

литература, 1966, с. - 72

[12] ФЗ РФ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ,

статья 1.

[13] Российское законодательство X - XX вв. - М. Юр. лит-ра, т. 2, с. 25

[14] Российское законодательство X - XX вв. - М.: Юр. лит. т.2.с. - 21

[15] Российское законодательство X - XX вв. ... т. 4 с. 290 - 295

[16] Российское законодательство X - XX вв.... т. 4 с. 66 - 67

[17] Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной

России. - М.: Высшая школа. с. 141, 195

[18] Лазарев Б.М. Государственная служба. - М., из-во ин-т гос. и права.

РАН. 1993. с. - 8

[19] Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

[20] Закон республики Марий Эл “О государственной службе в республике Марий

Эл” от. 23.02.95 г. № 194-III

[21] Конституция Российской Федерации...

[22] Закон республики Бурятии “О государственной службе” от 12.04.94 г. №

435 -XII

[23] Закон республики Татарстан “О государственной службе” от 08.02.94 г. №

2101 - XII

[24] Федеральный Закон “Об основах гос. службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

[25] Закон республики Саха (Якутия). “О государственной службе” от 26.03.93

г. № 4418-XII

[26] Закон республики Саха (Якутия) “О государственной службе” от 26.03.93

г. № 4418-XII

[27] ФЗ “Об основах гос. службы РФ” ...

[28] Закон республики Башкортостан ...

[29] Модельный Кодекс областной (краевой) гос. службы. - Иркутск. Вост.

Сиб. кн. изд-во. 1995

[30] Временное положение о государственной службе г. Москвы. приложение к

распоряжению Мэра Москвы от 28.04.95 г. № 222-РМ.

[31] Областной Закон “О государственной службе Свердловской области” от

18.10.95 г. № 26-ОЗ. Ведомости Свердловской Обл. Думы. Вып. 10.

[32] Там же

[33] Обл. Закон “О гос. службе Свердловской области”. Ведомости Свердл.

обл. Думы. Вып. 10 (ноябрь 1995), с. - 80-106

[34] Закон Воронежской области “О государственной и муниципальной службе

Воронежской области” от 01.02.95 г. № 10-З

[35] Проект закона Читинской области “О государственной службе Читинской

области” (внесен комитетом по вопросам законодательных предположений).

[36] Проект Закона Читинской области “О гос. службе Читинской области...

[37] ФЗ “Об основах государственной службы РФ” от 31.07.95 г. № 119-ФЗ

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты