расходы на науку в 1997 году увеличились на 2042 млрд. руб., по сравнению с
расходами на 1996 год, что в общем объеме расходов бюджета составило 0,2%.
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и
уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних
факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ,
обусловленных размерами территории страны; современного развития военного
дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических
возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят
непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем
проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых
появляется возможность сокращать военные расходы.
Предусмотренные бюджетом группы расходов на оборону включают в основном
прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны. В их состав
входят расходы на содержание армии и флота, расходы на закупку вооружений и
военной техники, расходы на капитальное строительство, научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы, расходы на выплату
пенсий и пособий военнослужащим и прочие затраты. Часть средств
направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах
государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства
по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов
на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по
ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др.
Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны
Российской Федерации, которая затем включается в состав республиканского
бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется
общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже
составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан
с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством
централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего,
продовольствия и т.п.).
Часть прямых военных расходов финансируется по другим подразделениям
расходов бюджета. Так, содержание внутренних и пограничных войск, органов
безопасности финансируется по разделу “Расходы на содержание
правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры”, а расходы на
содержание Службы внешней разведки и некоторых других оборонных ведомств
относится к расходам на содержание органов государственного управления.
Косвенные военные расходы в республиканском бюджете включает в основном
выплаты пенсий ветеранам Вооруженных Сил и их семьям. Эти затраты
финансируются по разделам “Расходы на оборону” и “Социальное обеспечение”.
Исследуя в динамике расходы по статье “Национальная оборона” можно
заметить, что они значительно выросли с 79878,4 миллиардов рублей, в 1996
г. до 100821,1 миллиардов рублей - это составило превышение в общем объеме
расходов на 3,26% по отношению к 1996 году.
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
- На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве
финансовой базы деятельности администрации Президента и
Конституционного суда;
- На содержание правоохранительных органов, судов и органов
прокуратуры. Осуществляются для обеспечения общественной
безопасности;
- На содержание органов государственной власти. Включают затраты
Правительства, республиканских министерств и ведомств,
представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и
местного самоуправления, дипломатических учреждений и других
ведомств;
- На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты
на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных
судей и проведение референдумов;
- Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов.
Основными документами, определяющими расходы на управление, является
штатное расписание и смета расходов. В штатном расписании указываются
структурные подразделения, должности в соответствии с номенклатурой
аппарата управления, количество штатных единиц по каждой должности, оклады,
надбавки и месячный фонд заработной платы. В состав затрат расходов на
содержание аппарата управления входят: зарплата, начисления на зарплату,
хозяйственные, командировочные и другие расходы.
В переходный период абсолютные суммы расходов на управление подвержены
изменениям, что обусловлено созданием новых и упразднением прежних
управленческих структур, а также экономным и рациональным расходованием
средств на эти цели.
Исследуя эту статью расходов в динамике заметим, что расходы на
государственное управление увеличились на 876,1 миллиардов рублей, что в
общем объеме расходов бюджета составило 0,03% по отношению к 1996 году.
Наиболее значительный рост расходов в последние годы произошел по
погашению и обслуживанию государственного долга (с 6,9 до почти 14% к
общему объему расходов) и по расходам на финансовую поддержку территорий (с
10 до 13% к общему объему расходов федерального бюджета). Увеличение
расходов по государственному долгу вызвано резким ростом внутреннего и
внешнего долга. Верхний предел внутреннего долга Р.Ф. на конец декабря 1996
года установлен в сумме 316,0 трлн. руб. и государственного внешнего долга
на эту же дату в размере 124,1 млрд. долл. США.
Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются
долговременные обязательства Правительства Российской Федерации перед
юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами,
находящимися в распоряжении государства.
В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в форме
кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым
через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых
обязательств, гарантированных Правительством. Обслуживание государственного
долга по сравнению с 1996 годом увеличилось на 25179,6 миллиардов рублей.
В окончании этого вопроса можно заметить, что в 1998 году значительно
выросли расходы на такие статьи как: «Национальная оборона» и «Обслуживание
государственного долга» (с 13,4% в 1996 году до 35,97% в 1998 году), тут же
можно отметить статью «Правоохранительная деятельность и обеспечение
безопасности». Снизились расходы по статьям « Сельское хозяйство и
рыболовство» и «Промышленность, энергетика и строительство». Остальные
статьи увеличились в расходной части с небольшим изменением в отношении к
предыдущему году. Вместе с тем, объём расходов на здравоохранение в 1998
году очень низок.
1.2.2. Структура расходов бюджета РБ
В отличие от федерального бюджета, региональные бюджеты в перечне
расходов не содержат расходы на оборону, однако, из региональных бюджетов
финансируются расходы на правоохранительные органы.
Расходы на содержание органов власти субъектов РФ и местных органов
власти финансируются из соответствующих уровней бюджета.
Перечисленные расходы региональных бюджетов занимают незначительный
удельный вес. Основную долю расходов в региональных бюджетах занимают
расходы на финансирование народного хозяйства и расходы на социально-
культурные мероприятия. В финансировании народного хозяйства преобладают
расходы на предприятия ЖКХ, общественного транспорта, компенсации разницы в
ценах на сельскохозяйственную продукцию, дотации отдельным предприятиям,
ссуды предприятиям бытового обслуживания населения и представителям малого
бизнеса.
Приведём пример динамики и структуры расходов консолидированного
бюджета РБ.
Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан.
Таблица 2
|№|Наименован|1996 г. |1997 г. |1998 г. |
| |ие | | | |
| |расходов | | | |
| | |Сумм|Удел|Сумм|Удел|Сумм|Удел|
| | |а в |ьный|а в |ьный|а в |ьный|
| | |млн.|вес |млн.|вес |млн.|вес |
| | |руб.|в % |руб.|в % |руб.|в % |
| | | |к | |к | |к |
| | | |итог| |итог| |итог|
| | | |у | |у | |у |
|1|Государств|4085|3,1 |3509|3,1 |4999|4,0 |
| |енное |70 | |84 | |02 | |
| |управление| | | | | | |
|2|Судебная |- |- |498 |0,04|4952|0,04|
| |власть | | | | | | |
|3|Международ|3492|0,5 |2500|0,2 |2500|0,2 |
| |ная |0 | |0 | |0 | |
| |деятельнос| | | | | | |
| |ть | | | | | | |
|4|Правоохран|9594|0,7 |2300|2,0 |2753|2,2 |
| |ительная |0 | |10 | |64 | |
| |деятельнос| | | | | | |
| |ть и | | | | | | |
| |обеспечени| | | | | | |
| |е | | | | | | |
| |безопаснос| | | | | | |
| |ти | | | | | | |
|5|Наука |2528|0,2 |2300|0,2 |3436|0,3 |
| | |0 | |0 | |0 | |
|6|Народное |3035|23,2|2761|24,4|2907|23,0|
| |хозяйство |923 | |064 | |901 | |
|7|Социально-|4405|33,6|4954|43,7|6260|49,5|
| |культурные|250 | |665 | |462 | |
| |мероприяти| | | | | | |
| |я | | | | | | |
|8|Обслуживан|- |- |8000|0,07|1500|0,1 |
| |ие и | | | | |0 | |
| |погашение | | | | | | |
| |государств| | | | | | |
| |енного | | | | | | |
| |долга | | | | | | |
|9|Расходы по|- |- |9050|0,8 |1205|0,6 |
| |республика| | |0 | |00 | |
| |нским | | | | | | |
| |программам| | | | | | |
|1|Прочие |2409|18,4|9086|8,0 |4043|3,2 |
|0|расходы |535 | |09 | |55 | |
| |Итого |1041|79,6|9356|82,5|1054|83,4|
| |расходов |5418| |800 | |7800| |
| |по бюджету| | | | | | |
| |Расходы |2663|20,4|1979|17,5|2104|16,6|
| |целевых |600 | |200 | |200 | |
| |бюджетных | | | | | | |
| |фондов | | | | | | |