государства. В фонд льготного кредитования в 1998 году так же были
привлечены средства, направляемые в погашение бюджетной ссуды в виде
отсроченного товарного кредита, полученного сельскохозяйственными
товаропроизводителями в 1995 году.
Бюджетные ссуды на формирование федерального продовольственного фонда в
1998 году предоставлялись исключительно в пределах возврата ранее выданных
ссуд.
На 1998 год предполагалась стабилизация сельскохозяйственного
производства, хотя это условие "закладывалось" во все годовые бюджеты
последних шести лет "реформирования", в том числе и агропромышленного
комплекса. Но в 1997 году валовая продукция сельского хозяйства уменьшается
по отношению к предыдущему году на 5% (в 1996 на 7%). В общем, за период с
1992 года по 1997 год сельскохозяйственное производство сократилось
практически вдвое. Несопоставимость цен на горюче-смазочные материалы и
технику с одной стороны и на мясо, молоко, зерно с другой, приведший к
нерентабельности сельского хозяйства не нашла регулирования и в 1998 году.
Государственную поддержку селу предполагается обеспечивать, через
проведение льготной налоговой политики для агропромышленного комплекса.
Сохраняется дотирование из бюджета средств направленных на капитальные
вложения и средств производства, как способа регулирования розничных цен на
сельскохозяйственную продукцию, при этом дотирование осуществляется на
конечной стадии производственного цикла.
Осуществление мероприятий по агропромышленному комплексу зависит так же
от социально-экономических условий складывающихся в различных регионах
России, действенности контроля местной администрации за проведение
земельной реформы и эффективного использования выделенных средств. Суть
финансовых проблем агропромышленного комплекса заключается не столько в
недостатке средств, сколько в неэффективности их использования. Иначе
говоря, с экономической точки зрения вопрос состоит не в том, какую сумму
выделять агропромышленному комплексу из бюджета (это преимущественно
политическая проблема), а в том, как лучше ей распорядиться.
2.2. Расходы в сфере материального производства бюджета Республики
Башкортостан
В рыночной системе децентрализация экономических отношений создаёт
условия для деятельности хозяйствующих субъектов на основе принципа
самофинансирования, поэтому государство постепенно сокращает расходы в
сфере материального производства. Исходя из данных в Таблице 3 можно
утверждать, что наблюдается неуклонное снижение расходов на данную статью:
в 1996 году они составляли 40,4%, в 1997 – 24,4%, а в 1998 году они
составляют уже 23,0%.
Структура расходов на народное хозяйство Республики Башкортостан.
Таблица 6
|Статьи расходов бюджета |Расходы бюджета в |
| |% к общему объёму |
| |1995|1996|199|199|
| | | |7 |8 |
|Промышленность, энергетика и|14,3|9,7 |7,9|9,7|
|строительство | | | | |
|Сельское хозяйство |37,1|44,7|41,|49,|
| | | |7 |8 |
|Охрана окружающей среды и |2,1 |2,7 |4,0|0,7|
|природных ресурсов | | | | |
|Транспорт, дорожное |9,9 |11,0|8,8|7,4|
|хозяйство и связь | | | | |
|Развитие рыночной |- |0,02|0,0|0,7|
|инфраструктуры | | |3 | |
|Жилищно-коммунальное |36,6|31,9|37,|31,|
|хозяйство | | |5 |6 |
Из Таблицы 6 видно, что расходы на сельское хозяйство имеют наибольший
удельный вес. Так, в 1995 году они составляли 36,8%, в 1996 году – 44,7%, в
1997 году – 41,7%, а в 1998 году – 49,8%.
В целях эффективного использования государственных финансовых ресурсов,
объёмы закупок сельскохозяйственной продукции должны быть сокращены и
ограничены теми потребностями, которыми не могут быть удовлетворены
рыночные механизмы. Практика последних лет выявила низкую эффективность
почти всех типов дотаций и компенсаций, выплачиваемых сельскохозяйственным
производителям из федерального бюджета. Средства бюджета для выплат
компенсации затрат на минеральные удобрения, горюче-смазочные материалы
гораздо эффективнее могли быть использованы для гарантий части риска
поставщиков сельскому хозяйству на условиях коммерческого кредита.
Необходим эффективный механизм банкротства в сельском хозяйстве, без
которого невозможно преодолеть практику списания и пролонгирования долгов
сельскохозяйственным производителям, финансовую безответственность.
Раздел по АПК составлен с учётом основных направлений государственной
поддержки, определённых посланием Президента Российской Федерации в части,
относящейся к аграрному сектору, федеральным законом "О государственном
регулировании АПК", указами Президента Республики Башкортостан по вопросам
развития АПК. На поддержку Республике намечается направить 1218 миллионов
рублей, что составит 12,3% расходов бюджета Республики Башкортостан.
Расширенное воспроизводство обеспечивается финансированием затрат на
капитальные вложения. Примером расходов на расширенное воспроизводство
являются расходы на промышленность, энергетику и строительство, то есть
бюджетные средства вкладываются в приоритетные отрасли, которые в будущем
могут принести наибольшую прибыль.
В последние годы структура финансирования народного хозяйства меняется
в пользу дотаций и компенсаций, так как происходит резкое снижение средств,
выделяемых на финансирование капитальных вложений.
Финансирование капитальных вложений представляет собой предоставление
бюджетных средств на создание новых и реконструкцию ранее действовавших
основных фондов. Эти ресурсы будут направляются на развитие отраслей
социальной сферы, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства.
При анализе статьи "Жилищно-коммунальное хозяйство" наблюдается
тенденция к уменьшению расходов, так, в 1997 году они составили 37,5%, а в
1998 году – 31,6%. Это связано с тем, что увеличились платные коммунальные
услуги. На основании Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в
Республике Башкортостан разрабатывается республиканская программа
реформирования жилищно-коммунального хозяйства. В соответствии с указанной
программой в 1998 году доля платежей населения по отношению к затратам на
все виды жилищно-коммунальных услуг должна была составлять не менее 50%.
При этом доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных
услуг в совокупном доходе семьи не должна превышать 18%.
В Республики Башкортостан продолжается приём жилищного фонда оборонных
отраслей промышленности, акционерных обществ, предприятий и организаций в
муниципальную собственность. Проведение комплексной реформы в жилищно-
коммунальной сфере является ключевым вопросом государственной политики.
Основными направлениями реформы являются:
- комплексное изменение системы финансирования, управления и контроля в
этой сфере;
- снижение издержек на жилищно-коммунальные услуги при поддержании
стандартов и качества.
Необходимо обеспечить повсеместное предоставление жилищных субсидий,
социальной поддержки тем, кто в ней нуждается; предоставить льготы по
оплате жилья малообеспеченным семьям.
В статье расходов "Транспорт, дорожное хозяйство и связь" видна явная
тенденция снижения с 1996 года, в 1995 году расходы составили 9,9%, в 1996
году – 11,0%, в 1997 году – 8,8%, а в 1998 году уже 7,4% (см. Таблицу 6).
Это связано с недостаточностью капитальных вложений, направляемых на
развитие транспортной инфраструктуры, и как следствие, значительному износу
основных фондов, а так же с тем, что работа ряда транспортных организаций
не соответствует требованиям рыночных отношений.
Глава 3. Социальные расходы в России.
3.1. Состав и характеристика социальных расходов.
Расходы в социальной сфере подразделяются на расходы по социальной
защите и расходы по социальному обеспечению. Эти расходы подразделяются на
следующие основные группы:
- народное образование и профессиональная подготовка кадров;
- культура, искусство и средства массовой информации;
- здравоохранение;
- физическая культура и спорт;
- социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный
фонд Р.Ф.).
Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе
принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по
конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на
основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях
непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых
органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений,
характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных
групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом
учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат
расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается
по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения.
Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их
регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать
денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.
Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-
культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в
определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной
потребности.
В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные
нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-
культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу
этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей,
подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение
укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию
бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их
заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.
Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов.
Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом
заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных