техническом и социальном развитии. Система акционирования возникла в
результате конкуренции между собственниками, но привела к интеграции
суверенных субъектов рыночной экономики на демократической основе:
• в области государственного регулирования разработаны и внедрены
условия ограничения поведения производителей в процессе конкуренции и
монополизации производства. Система государственного регулирования возникла
в результате конкуренции между товаропроизводителями, которая превратилась
в основы законодательной регламентации предпринимательской деятельности.
обеспечивая товаропроизводителям «коридор свободы», внутри которого они не
в состоянии оказывать воздействие на соперников:
• в области обмена сформировалась концепция маркетинга. Она возникла в
результате развития методов конкурентной борьбы и постепенно стала
действенным механизмом интеграции сфер производства и потребления,
базирующейся на консенсусе интересов независимых производителей и
потребителей:
• в области использования трудовых ресурсов создана система занятости
населения. Она появилась в результате конкуренции между предпринимателями и
наемными работниками. В результате система занятости населения превратилась
в составную часть социально-ориентированной рыночной экономики.
В заключение следует отметить, что в процессе размытия рыночная
экономика продолжает сохранять при своем функционировании существенные
негативные моменты, связанные с использованием не воспроизводимых ресурсов,
с зашитой окружающей среды, с регулированием использования общенародных
богатств к числу которых относятся запасы лесов, рыбы, диких животных.
Интеграционные процессы действуют как тенденция при сохранении
конкурентного соперничества. Они лишь оказывают стабилизирующее влияние на
рыночные процессы, способствуют повышению устойчивости рыночной экономики
как саморегулируемой системы.
2.4. Государственное регулирование рыночных отношений
Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере
экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно
сочетаться государственное и рыночное регулирование , каковы
границы и направления государственного вмешательства, существует
достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им
практических подходов - от полного государственного монополизма в
управлении национальным хозяйством до крайнего экономического либерализма,
когда утверждается, что эффективной может быть только экономика
только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.
В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике,
государство выступает в известном смысле как экономический агент,
обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой
политики, государственного законодательства. Принуждение часто
обосновывается политической философией, требующей подчинения личных
интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется
государством, сводит на нет все преимущества свободного
предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.
Теоретические взгляды на государственное регулирование.
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было
различным на разных этапах ее становления и развития. В период
формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая
тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на
признании безусловной необходимости государственного регулирования для
развития в стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей
начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с
этим ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что
пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического
либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство
в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и
никогда не снимал с национальных правительств
ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в
понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой
государства. Выделим главные формы и методы вмешательства государства в
экономику. Прежде всего важно различать две основные формы: прямое
вмешательство через расширение государственной собственности на
материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными
предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер
экономической политики.
Прямое вмешательство.
Во всех промышленно развитых странах существуют более или менее
значительный по своим масштабам государственный сектор экономики. Его
размеры могут служить критерием экономической роли государства, хотя
он не абсолютен. Государство обладает капиталами в самых разнообразных
формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является
собственником предприятия. Это делает государство владельцем части
общественного капитала. В государственном секторе западных стран занята
довольно большая группа людей: от 11% общей численности лиц наемного
труда во Франции и Италии до 8-9% в ФРГ, Бельгии и Голландии. Во всех
промышленно развитых странах становление и развитие государственного
сектора происходило практически в одних и тех же отраслях(угольная
промышленность, электроэнергетика, морской, железнодорожный и воздушный
транспорт, авиация и космонавтика, атомная энергетика и т.п.). Речь
идет, как правило, об отраслях, где инвестиционные ресурсы, т.е.
совокупность оборудования и машин, необходимых для производства, имеют
особенно большое значение, и стоимость их велика. Однако такая величина
инвестиционных ресурсов делает эти отрасли весьма чувствительными к
конкуренции и периодическим кризисам. Прямое вмешательство государства -
это и принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать
отношения между всеми элементами рыночной системы. Примеры
государственного регулирования экономики путем издания законодательных
актов необычайно разнообразно. К ним можно отнести положение о кооперации
во Франции и т.п.
Косвенное вмешательство.
В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики
могут быть направлены на:
стимулирование капиталовложений и восстановление (если это воз-
можно) равновесия между сбережениями и инвестициями;
обеспечение полной занятости;
стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены на
некоторые специфические товары;
поддержку устойчивого экономического роста;
перераспределение доходов и некоторые другие цели.
Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным
образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика -
это бюджетная политика. Ее можно определить как политику,
проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде
всего налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика,
проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и
совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной
политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и
централизованной экономике существенно различается.
Страны с рыночной экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия
назад, постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования
и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со
сложившейся централизованной экономической системой пытаются в ходе
разгосударствления возродить с помощью государства (как это ни
парадоксально звучит) тот самый мощный, животворящий частный интерес, без
которого не может быть рынка. Главная проблема при этом - не убить в
объятиях государства этот животворящий интерес.
2.5. Преимущества и недостатки рыночного механизма
Рынок как определенный механизм распределения и использования
ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах (как в
жестко централизованной экономической системе), а на добровольном обмене,
имеет целый ряд очевидных преимуществ.
Рыночный механизм с высокой степенью эффективности решает проблему
производства необходимых потребителям товаров и услуг. Через рынок
происходит стихийное приспособление объемов и структуры производства к
объему и структуре общественных потребностей, распределение факторов
производства между различными отраслями, т. е. решается вопрос, что и в
каком количестве производить. Рыночная экономика в принципе (за некоторыми
весьма редкими исключениями) не знает таких традиционных для командно-
административной системы явлений, как дефицит, товарный голод, очереди и т.
д.
В отличие от затратного, расточительного характера командно-
административной системы, с большим трудом, медленно и болезненно
внедряющей достижения научно-технического прогресса, рыночная система
стремится использовать имеющиеся ресурсы наиболее эффективным образом.
Производитель в условиях жесткой конкурентной борьбы может укрепить свои
позиции, расширить рынки сбыта, увеличить получаемую прибыль главным
образом путем снижения издержек, роста производительности труда,
совершенствования технического уровня производства. Используя последние
достижения науки и техники, производитель получает хотя и временные, но
весомые преимущества в конкурентной борьбе за счет снижения индивидуальных
издержек и получения квазиренты. Таким образом, сам рыночный механизм
создает постоянно действующие стимулы для повышения эффективности
производства. Командно-административная система, провозглашая на словах
принцип распределения по труду, на практике осуществляет жесткий
централизованный контроль за уровнем доходов, что неизбежно порождает
преимущественно уравнительное распределение, не создающее должных стимулов
к труду. С этой точки зрения рыночный механизм обладает несомненным
преимуществом, поскольку устанавливает четкую зависимость между реальным
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8